ru en
Архитектурная эпиграфика Узбекистана
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Здравоохранение / Глобальный кризис здравоохранения: Как быть Узбеки...

Глобальный кризис здравоохранения: Как быть Узбекистану?

Развитие сети сельских врачебных пунктов и семейных поликлиник позволит стране плавно выйти из глобального кризиса здравоохранения. Так считает заведующий кафедрой «Организация, управление и экономика здравоохранения» Ташкентского института усовершенствования врачей, доктор медицинских наук, профессор Дамин Асадов.               

Доклад «Кризис мировой системы здравоохранения – роль первичной медико-санитарной помощи в выходе из него» был представлен общественности в конце декабря 2015 на конференции, посвященной вопросам реализация проекта «Здоровья-3». Его автор – известный ученый, организатор системы здравоохранения, Дамин Асадов работал на различных руководящих должностях системы здравоохранения, в частности дважды с 1982–1989 и 1998-2003 годы был первым заместителем Министра здравоохранения. Второй период пришелся на самый ответственный момент с  точки зрения, принятия основных направлений нынешнего процесса реформирования системы здравоохранения.

Для того чтобы подробнее разобраться во всех тонкостях вопроса корреспондент UzbekistanToday отправился на встречу к специалисту, которая прошла в формате тет-а-тет. Оказалось, доклад на конференции – не первое публичное выступление специалиста на данную тему. Его первая публикация была обнародована в 2011 году, в научно-практическом профессиональном журнале «Организация и управление здравоохранением». Информационное агентство UzbekistanToday стало первым изданием, которому автор согласился дать интервью.

Дамин Абдурахимович, все мы хорошо знаем о всемирном экономическом кризисе, однако, о глобальном кризисе здравоохранения осведомлены не многие. Расскажите об этом понятии подробнее.

– Уже не первый год не только специалисты, но и широкая общественность все больше говорят о кризисе здравоохранения, причем подчеркивается его глобальный характер. Симптоматично то, что он наступил значительно раньше, чем нынешний мировой экономический кризис. При этом первыми его ощутили развитые страны с мощной инфраструктурой здравоохранения, где, казалось бы, никаких проблем с медицинской помощью просто не должно быть.

 Что привело мировую систему здравоохранения к кризису, в чем он проявляется?

– Одной из главных проблем мирового здравоохранения является безудержный рост расходов на него. Еще никогда на цели здравоохранения не выделялись больше ресурсов, чем сегодня. Глобальная экономика здравоохранения растет более быстрыми темпами, чем валовой внутренний продукт. Общемировой объем расходов на здравоохранение в период 1995-2005 гг. увеличился с $2,6 до $5,1 трлн. Быстрорастущие затраты на медицинское обслуживание стали неподъемным грузом для экономики даже развитых стран.

Естественно, возникает вопрос – почему такие огромные финансовые средства, инвестируемые в инфраструктуру, услуги и кадры глобального здравоохранения, не обеспечивают ожидаемую затратную эффективность? По всеобщему мнению, главная при чина глобального кризиса здравоохранения мира кроется в отсутствии механизма рационального распределения финансовых средств. Сегодня, как 30-40 лет назад, в большинстве стран мира основным звеном здравоохранения являются специализированные больницы, оснащенные дорогостоящими технологиями и укомплектованные высокооплачиваемыми узкими специалистами, что создает дисбаланс в системе.

Критическая оценка методов и форм управления, финансирования и предоставления медико-санитарной помощи свидетельствует о наличии ряда неудач и недостатков в организации глобального здравоохранения. Именно они привели к опасной неуравновешенности показателей состояния здоровья населения различных стран мира. В частности, существует значительное несоответствие по уровню здоровья, доступу к медицинской помощи и расходам на нее. Разница в ожидаемой продолжительности жизни между богатыми и бедными странами превышает 40 лет. Около 60 млн. беременных женщин лишены медицинской помощи во время родов и послеродовой период. Ежегодно в связи с растущей стоимостью медицинской помощи более 100 млн. человек оказываются за чертой бедности. Другими словами, для существующей части населения планеты оказалось нарушенным одно из основополагающих прав человека – право на здоровье, право на достойную медицинскую помощь в случае болезни.

Результаты статистического анализа говорят о том, что качество лечения и его эффективность не соответствуют затрачиваемым огромным средствам на чрезмерное развитие высокоспециализированной медицинской помощи. Между тем, квалифицированные специалисты нередко осуществляют функции, с которыми лучше справляются врачи общей практики, семейные врачи и медицинские сестры.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Каким его видят во Всемирной организации здравоохранения и в странах, столкнувшихся с этими проблемами?

– Сегодня все стороны едины во мнении, что для решения этой насущной задачи в области здравоохранения необходимо развивать первичную медико-санитарную помощь, поскольку она предлагает наиболее рациональное решение проблемы удовлетворения потребностей населения в получении медицинской помощи.

При сравнении стран с одинаковым уровнем экономического развития, при одинаковых финансовых возможностях более высокий уровень здоровья населения достигается там, где приоритетным звеном здравоохранения является первичная медико-санитарная помощь.

Для достижения желаемых результатов в последнее время все чаще звучат призывы вернуться к приоритетности первичной медико-санитарной помощи, которая была провозглашена 30 лет назад Алматинской декларацией. Как отмечает Генеральный директор ВОЗ доктор Маргарет Чен «В контексте нынешних тенденций первичная медико-санитарная помощь выглядит все более и более рациональным способом дальнейшего развития здравоохранения».

Как известно, за этот период население Земли увеличилось почти вдвое. Практически каждый человек – потенциальный пациент учреждений медико-санитарной помощи. К этому необходимо добавить, что основную массу указанного контингента составляют пожилые люди. Наблюдаемое сегодня демографическое старение населения имеет глобальную тенденцию. Согласно прогнозам ВОЗ, в ближайшие 20 -30 лет в глобальном масштабе ожидается значительный рост заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний. Это, в основном, онкологическая кардиоваскулярная, цереброваскулярная патология, которая в большей степени характернадля старшей возрастной популяции населения. И если мы будем заниматься их лечением только на развернутой клинической стадии болезни, требующей дорогостоящей высокотехнологической стационарной помощи, то никакие самые большие инвестиции не сделают эту помощь доступной, качественной и эффективной. Такая перспектива уже сегодня требует адекватной переориентации функционирования систем здравоохранения, которая составляет суть программы обновления первичной медико-санитарной помощи как ответ на растущие требования к качеству медицинской помощи. Приоритетность профилактических мероприятий, и в первую очередь, их основного исполнителя – первичного звена здравоохранения, позволит значительно уменьшить инвалидизацию среди пожилых, сократить расходы на организацию медицинской помощи для них, улучшить качество жизни.

 Учтены ли эти мировые тенденции при осуществлении ведущихся в нашей стране широкомасштабных реформ здравоохранения, и если да, то как?

– Да, конечно, учтены.  Одним из главных компонентов Государственной программы реформирования здравоохранения, утвержденной в 1998 году Указом Президента Республики Узбекистан, явилось развитие и совершенствование первичной медико-санитарной помощи. Вместо пятиступенчатой системы оказания первичной медико- санитарной помощи мы пришли к новой более совершенной двухступенчатой системе.  Прежняя архитектура первичного звена здравоохранения состояла из Центральной районной (городской) больницы, районной (городской) больницы, сельской участковой больницы, сельской врачебной амбулатории, фельдшерско-акушерского пункта. Сегодня в ее состав входят только районные медицинские объединения и сельские врачебные пункты.

Большие усилия понадобились для того, чтобы создать функционирующие сегодня 2995 сельских врачебных пункта и семейные поликлиники. К 2016 году в 38 городах республики первичная медико-санитарная помощь оказывается в 173 семейных поликлиниках и 38 центральных многопрофильных поликлиник. На качественно новый уровень поднять обслуживания в районных медицинских объединениях. Для решения этих задач наряду со средствами государственного бюджета, направляются на ремонт и строительство необходимых помещений, подготовку кадров, привлекаются средства международных финансовых институтов для оснащения этих учреждений и переподготовки специалистов. В этом направлении реализованы проекты «Здоровье-1», «Здоровье-2» и проект «JAICA» на общую сумму $76 млн.

В настоящее время продолжается реализация проекта «Здоровье-3».В рамках проекта ведется оснащение 157 районных и 15 городских медицинских объединений современным диагностическим оборудованием, оборудованием для утилизации отходов и медицинской мебелью, оснащение 196 центральных районных и городских многопрофильных поликлиник, 180 городских семейных поликлиник, дооснащение учебным, презентационным оборудованием и медицинской литературой 14 кафедр/курсов вузов по повышению квалификации и переподготовке врачей сельских врачебных пунктов и семейных поликлиник. Хочется обратить внимание, что в рамках этого проекта особое внимание уделено развитию методов профилактики и контроля неинфекционных заболеваний путем расширения мер по пропаганде здорового образа жизни и эпидемиологического надзора в ряде отдельных регионов с целью разработки предпосылок к последующей общенациональной реализации.

Вместе с тем в стране продолжается реализация проектов по развитию высокотехнологичной специализированной медицинской помощи…

– Это тоже важно, поскольку пациенты, нуждающиеся в такой помощи, будут даже при самой сильной первичной системе здравоохранения. И было бы неправильно, чтобы такую помощь можно было получить только за рубежом. Нужно создавать условия, чтобы людям было удобно получать любую необходимую им помощь на территории страны, в том числе и высокотехнологичную. В конце концов это престиж страны.

При этом инвестиции в первичное звено здравоохранения, профилактику заболеваний, должны существенно снизить число тех, кому нужны дорогостоящие высокотехнологичные операции и лечение. Ведь в таких формах лечения чаще всего нуждаются люди с запущенными формами заболеваний, которые можно было бы предупредить наипростейшими профилактическими методами, своевременной ранней диагностикой илечением.   

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей