ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Здравоохранение / Дилдора Секлер: «Решение все-равно принимает пацие...

Дилдора Секлер: «Решение все-равно принимает пациент»

Почему люди все чаще за врачебной консультацией обращаются не в поликлинику, а в социальные сети? На этот и другие вопросы корреспондента Uzbekistan Today ответила администратор группы «Врачи Ташкента» в Facebook Дилдора Секлер.

– Дилдора Эркиновна, как возникла идея создания группы «Врачи Ташкента»?

– Сама идея организовать группу в facebooke, где можно было бы собрать грамотных специалистов и давать правильное направление обращающимся за помощью в социальных сетях, возникла в результате  наблюдений за постами и комментами многочисленных вопрошателей-любителей «плавания» на просторах мировой паутины.

Участвуя в некоторых группах, где собирались люди без медицинского образования и начинали раздавать друг другу советы по самолечению, с каждым днем, я все отчетливее понимала, что организация такой группы, где именно специалисты – медики давали бы правильную, компетентную информацию и направляли к нужным специалистам, уже становилась просто  необходимо. Особенно становилось страшно за детей и близких тех участнков и участниц форумов и в группах, которые не просто читали такие «дельные» советы от обывателей, но с готовностью претворяли их в жизнь, активно занимаясь самолечением.

– Кто был инициатором создания группы и сколько человек теперь поддерживают ее работу?

– Инициатива создания группы принадлежит мне, врачу-вирусологу, без 5 минут доктору медицинских наук, проработавшей много лет в Институте иммунологии, Национальной референс-лаборатории Научно-исследовательского института вирусологи, а сейчас работающей сотрудником международного проекта Министерства здравоохранения по созданию высокотехнологичных лабораторий в системе санитарно-эпидемиологического надзора.  Вместе со мной развитием группы занимаются отличные специалисты - врачи-энтузиасты инфекционист- иммунолог Азизахон Шабатовна Ходжаева, невролог Лидия Борисовна Гутникова), а техническую поддержку оказывает Омонилла Каримов.

– Сколько людей консультируется в день?

– На сегодняшний день наша группа насчитывает более 25  тысяч участников, каждый из них потенциально может задать вопрос, проконсультироваться. При этом круг людей, которых мы консультируем значительно шире.  Нередко бывает и так, что кто-то из участников консультируется по поводу здоровья своего родственника, близкого знакомого. Выкладывает фото на котором изображена патология и спрашивает к кому обратиться, что делать? В общей сложности за день консультируем несколько десятков человек.

Хотела бы подчеркнуть, что в нашей группе участвуют как врачи, так и пациенты. Цель группы была собрать всех вместе, чтобы пациенты могли напрямую обращаться с разными вопросами, случаями и проблемами к профессионалам и получать компетентные ответы. Нам врачам группа тоже бывает очень полезна, помогает найти кого-то из коллег, обсудить актуальную проблему, узнать что-то новое для себя

– Почему именно врачи стали инициаторами создания такой группы?

– Ну а как же! Кто же, как не врачи, могут видеть проблему, как из вне, так и изнутри?! Более того, специалистам с медицинским образованием, все-таки легче распознать, доктор какой узкой специальности нужен в конкретном случае.

– Выбор врача – задача не простая. Из вашего личного опыта с какими сложностями чаще-всего сталкиваются пациенты?

– Согласна. Найти, как мы иногда говорим, «своего» врача не так просто, к сожалению. Здесь важны все аспекты, начиная с грамотности доктора, заканчивая даже психологической и энергетической совместимостью с пациентом. Может быть для кого-то это покажется странным, но в наш XXI век это тоже имеет значение.

Пациенты, сталкиваясь с какой-то проблемой со здоровьем, порой просто не знают, к какому специалисту нужно обратиться. Вот тут –то и нужна помощь более опытных специалистов. Но пациенты не всегда могут знать, кто из врачей может решить конкретную проблему быстро и эффективно. А порой, как видим в группе, многие узкие специальности – вообще для некоторых новость!

Не будем лукавить: имеет место быть и недоверие к некоторым врачам. Некоторые из них не всегда правильно направляют, в результате приходится ходить по всем врачам, проходя осмотры снова и снова, сдавая то одни, то другие анализы, при этом не получая желаемого результата. Естественно, они начинают искать другие алтернативы, одной из которых и является обращение в соц. сети.

– Пользователи группы, когда ищут помощи, делятся очень откровенными подробностями из жизни и фотографиями. Почему они идут за советом в интернет, а не в поликлинику?

–  Нам доверяют. И мы этим очень дорожим, это очень высокая оценка проделанной в группе работы.

Так уж сложилось, что доверие пациентов к врачам не повышается, а наоборот... Как бы печально это ни звучало, куда-то исчезло и то уважение, и то почтенное отношение к докторам. Не знаю, что случилось, но в какой момент, что-то кардинально изменилось. Уже никто, при встрече врача не встает в знак уважения, как это было еще вначале 20 века.

Порой читаешь новостные колонки и ужасаешься от историй об оскорблениях, даже нападениях на врачей. Ну куда это годится? Так ведь не должно быть!

Нельзя, конечно, не учитывать случаи, когда действительно сталкиваешься с врачебной безграмотностью или даже халатностью. Печально это, но встречается, что уж греха таить. Да простят меня мои коллеги, которые могут воспринять это как нарушение деонтологии. Но это так. Мы не можем закрывать на это глаза. Благо, такие случаи не так часты. Однако пациенты, столкнувшись с одним или двумя такими случаями, делают выводы обо всех врачах и обо всей системе, думая, что у нас в стране уже не осталось хороших, грамотных специалистов, что не очень справедливо.

Мне, потомственному врачу, выросшему в семье врачей в поколении, где и дедушки оба были врачи, и родители оба были врачи, привыкшей видеть вокруг восторженные, полные глубокого уважения взгляды благодарных пациентов перед людьми этой благороднейшей профессии, это очень больно понимать и, тем более, видеть. Тем более, что мы-то с коллегами знаем, что у нас есть отличные специалисты, знатоки своего дела и преданные своей профессии! И таких не мало! Вот об этом мы и информируем наших пациентов-участников группы.

Но не только в этом дело. Много и других причин, почему люди стали все чаще и чаще обращаются за советом в социальные сети. Это проще и быстрее, да и дешевле, тем более, если есть те, которым доверяешь.

А еще, в сетях есть возможность задавать вопросы анонимно. Конечно, это приятно, что пациенты увидели и поняли, что нам можно доверить самое сокровенное – свое здоровье. Бывают ситуации и вопросы, которые очень сложно озвучить и обсудить публично. В таких случаях, даже если пациенты не знают, к кому можно и нужно обращатьсяно, спросить у близких или окружающих, конечно же не осмеливаются -  стесняются, боятся общественного осуждения и т.д.. Думаю, многие согласятся, что мы живем в обществе, где сильно подвержены мнению окружающих и многие боятся осуждения и не понимания, особенно со стороны знакомых, близких и родственников...

Кроме того, в группе ведется и просветительская работа.

– Сегодня в стране множество различных клиник. Как сориентироваться во всем их многообразии? В некоторых регионах уже работают консультативно-диагностические центры, в будущем они должны появиться повсеместно. На ваш взгляд будущее за этими центрами или социальными сетями?

– Лучше ориентироваться на врача, чем  на клинику. Грамотного специалиста не скроешь.  Люди знают хороших врачей и стараются попасть к ним, где бы он ни принимали. Это конечно, плюс, если врач принимает в хорошей клинке, с приятным и чистым интерьером, по предварительной записи, чтобы избегать очередей, но это не первостепенно для многих.

А что касается клиник, то они сейчас практически все стараются подбирать и оснащаться  новейшим оборудованием, но все же есть разные уровни. Одни имеют более современное дорогостоящее оборудование и широкий спектр предоставляемых услуг, другие менее. Конкуренция колоссальная, что хорошо. Это стимулирует к повышению качества.

Что касается консультативных центров, даже не представляю, как это будет выглядеть. Да и лишне это – только дополнительная ступень между пациентом и врачом. Поэтому –то и развивается общение в социальных сетях, как в нашей группе. Это проще и доступнее. Каждый, как пациент, так и специалист может высказать свое мнение, из которых, в принципе, и складывается более объективное мнение о той или иной клинике.

– На ваш взгляд независимые консультации в социальных сетях – это панацея от всех существующих проблем в выборе лечащего врача?

– Нет, нет и нет! Во-первых, панацеи от всех проблем не существует. Во-вторых, конечно же все, как пациенты, так и врачи очень разные. Идеальных нет. Мнение бывает: общественное, объективное или субъективное. И сложно распознать, которое из высказанных – объективное, какое субъективное, а какое и вовсе реклама. В таких случаях очень помогает фид-бэк, т.е. обратная связь с обращающимися за помощью. Из таких вот субъективных отзывов, складывается более общая картина, как о клинике, так и о специалисте. Поэтому постоянно призываем наших участников отписываться по результатам очных консультаций.

Тем не менее, нужно помнить, что мнения могут и расходиться. Об одном и том же докторе можно встретить, как положительные, так и отрицательные отзывы. И, поди распознай, где действительно личный опыт пациента, а где происки конкурентов! Поэтому снова и снова повторяем: врачи в группе только рекомендуют, а решение принимает все равно сам пациент. Только он решает, куда обратиться, после прочтения всех рекомендаций.

Несомненно, что есть польза от социальных сетей. Для врачей такой портал тоже очень полезен. Мы, врачи, также познаем, узнаем что-то новое и полезное, при разборе разных вопросов от пациентов. Многим, особенно молодым нашим коллегам, это помогает расширять свои знания, набираться опыта, пусть пока и виртуального. Уверена, приобретенные в группе знания, могут помочь и на практике в дальнейшем. 

Не стыдно сказать, что один специалист не может знать все. Мы всю жизнь учимся и самосовершенствуемся, и общение с более старшими и опытными коллегами, высококвалифицированными специалистами и настоящими профессионалами своего дела всегда идет на пользу.  Ведь доктора, состоящие в группе, из разных сфер и отраслей медицины часто делятся своими достижениями, а также интересным, познавательным материалом. Часто разбираются разные случаи, в том числе и сложные, когда в одной теме организуются, своего рода, консилиумы врачей и идет обсуждение.

Однако есть один важный момент: нужно помнить, никакие консультации в социальных сетях, будь их хоть сотни и тысячи, никогда не заменят одного осмотра врача!

Организация сообществ и групп с участием врачей в социальных сетях – это только поддержка и один из способов хоть как-то помочь определиться в выборе специалиста, чтобы не бегать кругами, теряя и так уже пошатнувшееся здоровье и доверие... Наши рекомендации помогают еще и поднять уровень грамотности (именно в плане умения правильно и адекватно оценивать свое состояние и уважать свое здоровье) среди пациентов. Без устали также повторяем участникам группы, что заниматься самолечением, набравшись советов обывателей в разных группах опасно для здоровья!

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей