ru en ўз
1 USD = 8079.28  
1 EUR = 9492.35  
1 RUB = 121.46  
ru en ўз
В стране стартует хлопковая страда. В чем ее отличие от аналогичных агротехнических мероприятий прошлых лет? Ответ в репортаже программы "Ахборот" на нашем портале.
Главная / Туризм / По следам кунгратов с Бинафшой Нодир: искусство во...

По следам кунгратов с Бинафшой Нодир: искусство войлока

Представители одной из крупнейших родоплеменных этнических групп узбекского народа – кунграты с давних времен населяли территорию современного Узбекистана, их потомки живут здесь и по сей день. Однако свое уникальное прикладное искусство сохранили только те, кто живет на юге Узбекистана – в Сурхандарьинской области . Туда и отправилась исследователь прикладного искусства народов Узбекистана, искусствовед Бинафша Нодир. 

фото1.JPG

Особый интерес исследователя вызвал процесс изготовления войлочных ковров – кигизов. Издревле кошма широко использовалась в быту и хозяйстве скотоводческих народов. Простыми и грубыми войлочными коврами застилали земляные полы, а поверх них укладывали узорные кошмы и войлочные дорожки, из тонких войлоков шили предметы одежды – пастушьи халаты, головные уборы и др. и изготовляли конские и верблюжьи снаряжения- подседельники и попоны и др. Войлок был незаменим при строительстве юрт – традиционного жилья кочевников. В таком жилище в знойное лето – прохладно, а в холодные зимы – тепло. 

Сегодня, когда на смену кочевому образу жизни пришел оседлый, а традиционным юртам – кирпичные дома, кошма по-прежнему востребована. Сегодня ее используют вместо ковров. В доме с кошмой на полу никогда не будет сыро и никогда не будет различных, порой опасных, жучков и паучков. Но не менее важная задача войлочных ковров с цветным ярким узором, которые сами мастера называют апран кигиз – это украсить интерьер, придать ему красочный и уютный вид. Более скромные по колориту, то есть черно-белые войлочные ковры, именуемые такямат – их узор состоит из двухцветный сортов шерсти темно-коричневой и светлой, однако искусство мастериц –кунграток придает им также выразительный эстетический вид. 

фото2.JPG

Изготовление кошмы имело множество технологий, но в исследованных регионах до наших дней сохранилось в основном техника валяния, которую Бинафша Нодир зафиксировала в одном из утопающих в зелени кишлаков горного Байсунского района. Благодаря уникальному географическому и культурному ландшафту этот регион в 2001 году был в Список Шедевров мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Раньше для изготовления кошмы использовалась верблюжья шерсть, сегодня преимущественно овечья. В прошлом шерсть красили с использованием натуральных красителей, но с конца 19 века появились фабричные анилиновые красители и качество кошм резко упало. Сегодня местные мастера пытаются возродить технологию окрашивания растительными красителями, но используют и анилиновые красители.

фото3.JPG

На начальном этапе на пол расстилается плотная хлопчатобумажная ткань. Затем на ней шерстью, скрученной в длинную нить выкладывается будущий орнамент. Создание узора кигизов требует большого мастерства и тонкой импровизации. Несмотря на внешнее сходство ни один из кигизов не повторяет узор другого.

фото4.JPG

Вторым этапом просветы будущей композиции закрываются толстым слоем шерсти.

фото5.JPG

Полученный «пирог» заворачивается как «рулет»

фото6.JPG

Затем все обильно смачивается горячей водой.

фото7.JPG

И вот таким способом катается по полу несколько часов. Последним этапом изготовления кошмы является ее сушка.
А результат всего этого процесса, требующего от женщин немало усилий, вам уже известен. 
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.