ru en
Asaka bank
andijanatx.uz
1 USD = 3005.11  
1 EUR = 3375.87  
1 RUB = 46.24  
ru en
Главная / Туризм / По следам кунгратов с Бинафшой Нодир. Часть 2. Жив...

По следам кунгратов с Бинафшой Нодир. Часть 2. Живая традиция ковроделия

В быту кунгратов важное значение имели тканые ковры – неотъемлемая часть декоративного убранства юрты. В настоящее время кунграты занимаются производством лишь безворсовых ковров, хотя, по словам многих пожилых мастериц, раньше было развито и ворсовое ковроткачество.

Изучению сохранившейся части ковроткачества одну из своих экспедиций посвятила исследователь Бинафша Нодир. Вот каким она увидела это искусство.

По виду и технике изготовления безворсовые ковры бывают нескольких типов.

_MG_1217 — копия.JPG

Коқма гилам (от слова қоқма – толкать, утрамбовывать, то есть уток прибивается киличем), декор которого составлен из ровных рядов полос, одинаковых по цвету и с лицевой, и с изнаночной сторон.
  UNA_1902.JPG

Тақир-гилам, где уточные нити являются цвето- и узорообразующими, а ковер создается за счет обвязывания нитей основы.

UNA_1406.JPG

Терме гилам (терме – отборный, лучший) – орнаментированный безворсовый ковер, где общую композицию создают неорнаментированные однотонные полосы в сочетании с двухцветными орнаментированными.

DSC07590.JPG

Гаджари гилам, лицевая сторона которого состоит из гладкого узора, а с изнаночной стороны имеются свободные нити основы, не участвующие в создании этого узора.

DSC01012 21 июня 2008.JPG

Ок энли гилам – ковер с использованием смешанной техники, которая состоит из тканых полос белой шерсти с вышитым на них узором, чередующимся с орнаментированными полосами, выполненными в технике гаджари.

UNA_1254.JPG

В красочной гамме ковров и ковровых изделий кунгратов преобладают красный и синий цвета глубоко приглушенных тонов. Кроме них, в качестве дополнительных используются также желтый, оранжевый, зеленый, белый и черный цвета.

Ранние образцы кунгратских ковровых изделий были лишены пестроты, выделяясь гармоничным сочетанием контрастных тонов и оттенков, свидетельствуя о высоком художественном мастерстве и тонком вкусе мастериц. Ковры ткали преимущественно из шерстяной, реже – хлопчатобумажной пряжи. Мастерицы долгое время пользовались для окраски шерсти, войлока и ниток растительными красителями, полученными из растений: руян (марена), урюк, джида, листья фисташки, дикорастущий испарак (живокость желтая) и др. С конца XIX века стали внедряться в практику изготовления ковровых изделий анилиновые красители, применение которых заметно ухудшило их качество.

UNA_1827.JPG

Орнаменты кунгратских безворсовых ковров по своей форме разделяются в основном на геометрические и зооморфные. Геометрические фигуры состояли из простых, ступенчатых ромбов, из меандровых мотивов, W и S-образных знаков, восьмилучевой звезды, треугольников, солярной и астральной символики – крестов, квадратов, крестообразный мотивов и др. Зооморфная группа узоров была связана с изображениями птиц, диких и домашних животных. При этом в орнаменте использовались чаще отдельные части тела, символически передающие образ того или иного представителя фауны – рога, лапы, когти, глаза. Этот принцип передачи изображения, известный как часть за целое (pars por toto) можно увидеть в таких узорах, как кучкоршохи или кучкорак (бараньи рога), туя буйин (шея верблюда), ит изи (след собаки), кеклик-туш (грудь куропатки), курбакагул (узор лягушки), хокуз кузи (глаз быка) и т.д.

UNA_2820.JPG

Растительные орнаменты в безворсовых коврах использовались только в ок энли гилам. Как отмечают некоторые исследователи, «своеобразие декора ок энли-гиламов заключается в синтезе «кочевнических» и «городских» элементов: с одной стороны, здесь присутствуют древние племенные зооморфные и астральные символы, с другой – цветочные пальметты, присущие «городскому» искусству». Но, скорее всего, это относится больше к ок энли, изготовленным начиная с середины ХХ века. Долгие годы совместного проживания оседлого и полукочевого населения способствовало тому, что в композициях ок энли отмечается своеобразный культурный симбиоз – сочетание узоров, характерных для искусства оседлых и кочевых народов. В более же ранних образцах этих ковров и некоторых вышивок мотивам растительного орнамента присущ больше степной характер: примитивные изображения растений, которые можно встретить в степи и на горных холмах – полевые цветы, тюльпаны, колючки и т. д.
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей