ru en
Asaka bank
andijanatx.uz
1 USD = 3005.11  
1 EUR = 3375.87  
1 RUB = 46.24  
ru en
Главная / Туризм / Откуда начиналась история смычка? Загадка для тури...

Откуда начиналась история смычка? Загадка для туриста

Иногда каждый из нас задумывается о происхождении того или иного предмета. Сегодня мы предлагаем поразмышлять о происхождении смычка. Это окажется очень кстати, если вы захотите посетить археологические памятники Сурхандарьинской области.

В Узбекистане возобновлены исследования в области музыкальной иконографии. Первыми внимание ученых привлекли обнаруженные за последние годы терракотовые

изображения струнных инструментов II–VI вв. н. э. с игровыми устройствами в виде удлиненного плектра – предполагаемого смычка.

Первые исследования среднеазиатских инструментов по изображениям, выполненным из обожженной глины, были проведены во второй половине прошлого столетия узбекскими музыковедами Тамарой Вызго и Айгуль Малькеевой. Они изучили практически весь археологический материал. Однако фонды музеев со временем пополнились новыми находками, а ученые выдвинули немало предположений, требующих дальнейшего изучения. Поэтому в Институте искусствознания Академии наук Узбекистана было решено возобновить исследования по этой теме.

– Еще в прошлом столетии немецкий музыковед Вернер Бахман выдвинул гипотезу о том, что исторической родиной смычкового исполнительства следует считать Центральную Азию. Однако генезис этого музыкального атрибута до сих пор не выявлен полностью. Эта научная проблематика поднималась учеными разных стран, но не получила отражения в узбекской музыкальной науке, – говорит заведующая отделом музыкального искусства Зульфия Мурадова– Новые находки узбекских и зарубежных археологов, их изучение и сопоставление позволили в некоторой степени восполнить существующий пробел.

Наиболее ранним местным изображением хордофона со звукоизвлекающим устройством – прототипом смычка – следует признать античную терракоту из Дальварзинтепа, что на территории Сурхандарьинской области, найденную в 2003 году археологической экспедицией нашего института. Она датирована II–III вв. н. э. и представляет собой глиняную фигурку сидящей женщины с короткой лютней малой грушевидной формы. Правая рука огибает резонатор, кисть направлена к струнам снизу вверх. В слегка согнутых пальцах находится доходящая до запястья и пропущенная поверх ладони палочка с несколько расширенным верхним концом. Ее форма и позиция позволяют предположить, что подобная палочка могла использоваться не только как обычный медиатор, но и в качестве приспособления для обратно-поступательного движения по струнам.

Археологический материал, найденный на территории Узбекистана, позволяет предположить, что фрикционный способ игры был, скорее всего, сформирован оседлой культурой и, судя по датировке, восходит к поздней среднеазиатской античности. Применение палочек-фрикционов было связано с поиском инструментальных способов адекватного отражения мелодической природы восточного одноголосного пения без музыкального сопровождения.

Похожие изображения согдийских музыкантов были найдены в Китае, причем датированы они VI веком, то есть периодом усиления культурно-экономического влияния раннего Согда. Это еще раз подтверждает существование древней международной интеграции, проходившей по Великому шелковому пути.

– Палочка-фрикцион – прототип плоского смычка со свободной подвязкой конского волоса, широко использовавшегося вплоть до начала XX века. Примечательно и то, что некоторые приемы игры современных исполнителей на среднеазиатских смычковых инструментах указывают на связь с палочкой-фрикционом. Это может служить еще одним подтверждением правильности гипотезы немецкого ученого, – заключила Зульфия Мурадова.
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей