ru en ўз
1 USD = 8312.64  
1 EUR = 9456.46  
1 RUB = 125.22  
ru en ўз

На прошедшей в Турции Всемирной шахматной олимпиаде среди юниоров с участием 46 команд из 39 стран мира наши шахматисты одержали победу над сильными сборными командами.

Главная / Политика / Совещание под председательством Президента: назван...

Совещание под председательством Президента: названы основные причины неэффективности инвестпрограмм прошлых лет

На видеоселекторном совещании под председательством Шавката Мирзиёева, посвященном вопросам применения нового порядка формирования и финансирования государственных программ развития Республики Узбекистан, особое внимание было уделено ошибкам прежних лет, которые ни в коем случае нельзя допускать впредь.

Глава нашего государства, отмечая важность инвестиций для достижения высоких темпов экономического роста и обеспечения сильной социальной защиты, подверг критике наблюдавшуюся прежде беспорядочную организацию работы в этой сфере.

Прежде руководители сферы в погоне за громкими цифрами занимались приукрашиванием показателей привлечения и освоения инвестиций. Вследствие этого руководители хокимиятов и отраслей, чтобы выполнить эту «нагрузку», были вынуждены включать в инвестиционные программы неэффективные, несоответствующие развитию регионов и отраслей проекты без конкретных источников финансирования и инициаторов.

Так, в период 2012–2017 годов акционерное общество «Узбекэнерго» включило в инвестиционные программы 14 проектов общей стоимостью $3,3 млрд. Впоследствии все они были признаны нецелесообразными и прекращены решениями правительства. Вызывает недоумение, почему же на подготовку документации по этим проектам затрачено $185 млн?

Имеется ряд проблем в формировании инвестиционных программ и экспертизе проектов. Этот процесс осуществлялся по критериям и процедурам, определенным в постановлениях 15-летней давности. В частности, в результате многократных повторных согласований технико-экономического обоснования, бизнес-плана и тендерной документации по проектам их экспертиза затягивалась до 6 месяцев вместо положенных 15 дней. Это приводило к удорожанию и снижению рентабельности инвестиционного проекта.

Включению в инвестиционные программы подлежат экономически обоснованные проекты с готовой проектно-сметной документацией. Однако раньше такая документация готовилась после включения проекта в инвестиционную программу. В результате, в некоторых случаях, между первоначальной и утвержденной стоимостью проекта возникал разрыв в размере до 80%. Это приводило к необоснованным тратам бюджетных средств.

Из-за просчетов в формировании проектов, не привлечения средств инвесторов на их реализацию многие предприятия обанкротились. Коммерческие банки, на которых было возложено оздоровление предприятий, также понесли большие убытки. С учетом этого, начиная с текущего года, прекращена практика передачи предприятий-банкротов на баланс банков.

Вследствие поверхностного экономического анализа проекты не оправдывали себя и после ввода мощностей в строй. Из-за отсутствия сырья, доступа к электроэнергии и газу, экономической неэффективности производство продукции не налаживалось.
Некоторые незавершенные или нереализованные в срок проекты годами кочевали из программы в программу. К примеру, проект лабораторного оснащения Государственного центра санитарно-эпидемиологического надзора был включен в инвестиционную программу сперва в 2015 году, затем – в 2016 и 2017 годах.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.