ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
O`ZBEKISTON POCHTASI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Политика / Поэтапное и стабильное развитие – строго по закону

Поэтапное и стабильное развитие – строго по закону

«Проведение совместного заседания палат Парламента, обсуждение на нем вопроса временного возложения полномочий Президента страны, вынесение решения о назначении временно исполняющего обязанностей Президента на основании предложения самого Председателя Сената является законным, обоснованным и осуществленным в интересах народа», – считают к.ю.н. И.Р. Рустамбеков и д.ю.н. О.М. Махкамов из Ташкентского государственного юридического университета.

Узбекистан развивается динамичными темпами. Развитие страны сопровождается процессом правовых реформ.

Осуществляемые политика и реформы, а также важные изменения и дополнения, внесенные в последние годы в законодательство Узбекистана, способствовали развитию и повышению эффективности правового регулирования всех сфер жизнедеятельности общества.

Осуществляемые кардинальные реформы создают условия для дальнейшего развития общественных отношений, углубления демократических преобразований, усиления гарантий защиты общечеловеческих ценностей, в первую очередь охраны личности, ее жизни, свободы, чести, достоинства и других неотъемлемых естественных прав.

В поэтапном и стабильном развитии страны и общества 3 сентября 2016 года Узбекистан оказался в очень печальной и сложной ситуации, которая возникла в связи со смертью Первого Президента страны Ислама Абдуганиевича Каримова.

8 сентября 2016 года Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан провели совместное заседание и рассмотрели вопрос о временном возложении исполнения обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан, с учетом возникшей необходимости в связи с неожиданной смертью Президента страны, на котором временное исполнение обязанностей Президента страны были возложены на Премьер-министра Республики Узбекистан.

Согласно статье 7 Конституции Республики Узбекистан, народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе.

В аспекте указанного органом, уполномоченным волей народа и имеющим полномочия принятия соответствующего решения, является Парламент страны. Этот факт подтверждают и следующие нормы Конституции. Так, согласно статье 10 Конституции, от имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис (Парламент) и Президент республики. Также, согласно статье 76 Конституции, высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть.

Все это подтверждает полномочность Парламента страны принимать соответствующие решения от имени народа и в его интересах. При этом такие решения, соответственно, принимаются на совместном заседании палат Парламента согласно статье 78 Конституции.

При рассмотрении действий Парламента и принятого решения можно отметить международную практику, согласно которой известны два вида вакансии должности президента: временная (в случае временной неспособности главы государства по тем или иным причинам осуществлять свои функции) и постоянная (в случае его смерти, отставки или постоянной неспособности осуществлять свои функции).

При этом, следует отметить, что Конституция и законодательство Республики Узбекистан не устанавливают порядок постоянного замещения Президента или возложения исполнения его обязанностей в случае смерти.

Зарубежная практика показывает, что в случае вакансии поста президента его обычно занимает одно из следующих лиц: вице-президент (США, Бразилия, Индия, Колумбия, Коста-Рика, Нигерия), премьер-министр (России, Украина, Тунис), председатель парламента или одной из его палат (Германия, Франция, Венгрия, Польша, Грузия, Монголия, Пакистан, Израиль).

Также в некоторых странах СНГ (Казахстан, Кыргызстан) установлен порядок передачи временного исполнения обязанностей Президента на Председателя парламента, при его отказе или невозможности им исполнения этих обязательств они возлагаются на Премьер-министра страны. Схожий порядок имеется и в Армении: в соответствии со статьей 60 Конституции Республики Армения временно исполняющим обязанности Президента становится Председатель однопалатного парламента – Национального собрания, а если это невозможно – Премьер-министр. В Российской Федерации согласно пункту 3 статьи 92 Конституции России «во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ». Тем самым, опыт зарубежных стран показывает положительную тенденцию принятия решений о передаче временного исполнения обязательств Премьер-министру страны.

В Республике Узбекистан согласно статье 96 Конституции установлено, что при невозможности исполнения действующим Президентом Республики Узбекистан своих обязанностей, его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» выборов Президента страны.

Но, как было отмечено ранее, данная норма устанавливает только временное возложение обязательств и не устанавливает все случаи, в частности, смерть Президента, и при этом не запрещает Парламенту страны принимать в таких случаях другое решение. При этом, совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан предоставлено право обсуждения широкого круга вопросов и принятия соответствующих решений по ним, вплоть до принятия Конституции Республики Узбекистан, внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов, законов Республики Узбекистан, внесения в них изменений и дополнений, а также другие полномочия.

С учетом указанного, а также учитывая статью 96 Конституции страны, где не предусмотрен порядок замещения Президента страны при его смерти, а также не имеется запрет на временное возложение полномочий Президента на какое-либо ответственное лицо, обсуждение этого вопроса в Парламенте и вынесение соответствующего решения является всесторонне правильным как с точки зрения государственности, так и исходя из целей обеспечения интереса народа, в соответствии со статьями 7 и 10 Конституции Республики Узбекистан.
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей