ru en ўз
1 USD = 8058.77  
1 EUR = 9515.8  
1 RUB = 140.84  
ru en ўз
Главная / Персона / Санжар Джаббаров вышел из зоны комфорта

Санжар Джаббаров вышел из зоны комфорта

Ему было 26, когда на единственном в Узбекистане аукционе дома Christie's, именно его картина произвела фурор. Год спустя его ждала слава на выставках в искушенном всеми палитрами искусства Дубае и Абу-Даби. Проснувшись знаменитым, этот художник, тем не менее, остался верен себе и ценностям творчества. Он убежден, что современное искусство – окно в большой мир. Картины только тогда «работают», когда не пылятся на полках, а путешествуют по планете, хранятся в крупных музеях, украшают знаменитые коллекции.

– Что для Вас искусство? Ради чего Вы творите?

– Не буду банально отвечать, что искусство – моя жизнь. Искусство – это информация, это идея. Мы ею обмениваемся, передаем друг другу. Я вижу сейчас, что современное искусство в Узбекистане еще не вышло на уровень, арт-рынок не работает, мировые тренды приходят к нам достаточно медленно.

Для меня важно быть востребованным.

– Как Вы понимаете, что Вы востребованы? Что такое – быть востребованным художником?

– Когда вижу людей, которые пришли на мою выставку, читаю статьи в СМИ, вижу свои картины в известных зарубежных журналах, например, арт-журнал Contemporary Practice. И, самое главное, когда чувствую, что донес свою идею моему зрителю.

– В чем Ваша особенность? Что отличает Вас от других художников?

– Стиль. Образ мышления.

– Что для Вас главное в современном искусстве?

– Когда я вижу работы, для меня это – информация. Если художник хочет идти вперед, он должен быть впереди информации, всегда держать руку на пульсе. Мне важно передать главную информацию. Современное искусство отличается именно тем, как мы передаем наши мысли. Появились новые способы, технологии для передачи основного месседжа публике – видеоарт, инсталяции, перформанс и другое.

Современное искусство – это не просто чувства художника, это – отражение реальности. И так же быстро, как меняется все в мире, настолько же динамично развивается современное искусство. Художникам становится все сложнее убеждать публику.

– Как Вы оцениваете тенденции развития искусства в Узбекистане?

– Мы слишком увлеклись традиционными школами. Мы мало читаем, мало смотрим в мир. Часто противоречим общепризнанным тенденциям в современном искусстве.

– Каковы Ваши “взаимоотношения” со зрителем?

– Я постоянно работаю со зрителем, и на зрителя. Когда я нахожусь у себя в мастерской, включаю музыку, достаю краски… В такие моменты я думаю, как я смогу повлиять на публику, что я несу в массы, что я хочу сказать. Мой разговор со зрителем – откровенный, честный, искренний.

Действительно, хочу, чтобы мои картины просвещали, вели зрителя вперед.

На выставках я внимательно слушаю, что между собой, почти шепотом обсуждают посетители. Часто брожу по экспозиции вместе с ними. Мне интересно знать, что внутри, что они чувствуют, а не что говорят на камеры и микрофоны.

– Как складывается Ваша международная деятельность сейчас? После успеха Вашей выставки в Дубаи?

– У меня широкий опыт общения с агентами, я веду переговоры с несколькими международными представителями. Но я никогда не планировал уехать из страны, и работать где-то за рубежом постоянно. Да, бывают сложности. Я к ним отношусь философски – они временные, все имеет свойство проходить. Как и любой художник, чтобы заработать на жизнь, я вынужден продавать свои работы. Но при этом, я стараюсь, чтобы они уходили в руки нашим коллекционерам и оставались у нас в стране. Поэтому, за рубеж картины продаются только в том случае, когда они смогут быть доступны широкой аудитории, чтобы о нашем искусстве, о нашей стране знали и восхищались.

– К чему готовитесь, над чем работаете сегодня?

– К авторской выставке нового формата. Это будет - авангард, фигуральная живопись. Совсем скоро, думаю, весной, представлю около новых 30 картин. Выставку мы готовим вместе с Издательским Домом «Dinara&Co», это будет абсолютно новый для города формат. Не просто выставка, не просто экспозиция картин.

Всех сюрпризов раскрывать не буду. Мы покажем Ташкенту действительно современную выставку: в одной из лучший галерей. Совсем скоро появятся тизеры и анонсы. Расскажу немного о работах. Для всех картин, которые будут на вернисаже, характерно то, что ни одна из героинь не имеет четких черт лица, все они находятся в пространстве, в поиске себя. Линии, размытые образы, и очень фактурная графика: я уверен, что такого ещё не видел даже самый капризный зритель.

Ну, и, конечно же, неслучайно, что выставка получила название «Меланхолия». Это целый мир эмоций, целый спектр различных чувств и событий. Я сильно изменился со времени первой выставки, совершенно поменял формы, вышел из зоны комфорта.

«Меланхолия» - состояние, в котором я живу здесь и сейчас. И, действительно, эти работы созданы во время сложных поисков.

– Почему преподаете? Какие открытия для себя делаете общаясь с подрастающим поколением?

- Думаю, потому что я нужен молодому поколению. Для меня важно – передать ту информацию, которой я владею. Научить их видеть, много читать, улавливать все, что вокруг. Я постоянно повторяю им, что если они не будут читать классику, интересные книги, они просто не состоятся как художники. Например, в эпоху Ренессанса не было такого художника, который бы не читал книг.

– Каким Вы видите современное искусство Узбекистана через пять, десять лет?

- Думаю, появится много креативных художников. Это новое поколение, которое будет постоянно находится в поиске. Чтобы успеть за рынком, за тем, что происходит в мире, нам предстоит сделать многое. 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.