ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Персона / Мансур Васати: «В картине «Потомки Адама» ищу выхо...

Мансур Васати: «В картине «Потомки Адама» ищу выход из глобального конфликта цивилизаций»

Сегодня режиссер и сценарист Мансур Васати работает над сценарием фильма «Потомки Адама» в котором попытается найти решение сложного конфликта цивилизаций. Удастся ли ему это? Впрочем, его творческая задача в другом – заострить внимание зрителя на проблеме, заставить задуматься и тем самым уберечь от опрометчивых поступков, сделать людей чуточку добрее и мудрее, главное – человечнее.

– В одном из интервью вы признались, что над фильмом «Потомки Адама» работаете несколько лет. Это правда?

– Да более четырех лет, это очень сложная философская тема. Она крайне актуальна для современного общества, вместе с тем к ней не так-то просто подойти. В ней взаимоотношения между людьми с разным представлением о жизни, разных вероисповеданий. Большую часть этого времени у меня ушло на моральную подготовку.

Я пришел к тому, что все люди на планете Земля связаны между собой и в определенной мере являются друг другу родственниками. Может, это смешно или банально звучит, но такова моя парадигма. Считаю, что все мы потомки Адама, а отсюда и название картины «Потомки Адама» и главная задумка – разбудить в людях уснувшее чувство единства и взаимоуважения, ответственности за судьбу ближнего. Для этого приходится копаться в глобальных проблемах взаимоотношений, они должны аккуратно лечь в основу сюжету, в результате зрителю должно стать понятно почему это важно. И самое главное картина должна привести зрителя к идее толерантности, что это та самая золотая середина которая исключает из нашей жизни всевозможные конфликты и является залогом мира, стабильности и развития.

Для меня это очень важный проект, поэтому иду к нему неторопливо, взвешенно… Это очень сложный проект как по теме, так и по реализации. Чтобы сделать полнометражную кинокартину нужно проделать колоссальную работу и к этому я еще не готов. Не было такого опыта. Это не камерная история. Это масштаб. Чтобы достичь поставленных целей на начальном этапе я хочу сделать короткометражный фильм, в котором отразить всю соль задумки и поучаствовать с ним на различных кинофестивалях, чтобы услышать мнение коллег из разных стран и уже с учетом этих откликов превратить короткометражку в полнометражную картину.

– На какой стадии находится реализация этого проекта?

– Пока готовлюсь к продвижению идеи. Мне бы очень хотелось, чтобы картина стала международным проектом, именно в этом я вижу залог успеха. Будет хорошо, если в работе над проектом будут задействованы как минимум три страны – это Узбекистан, Россия и Франция. Эта идея очень сильно усложняет проект, тем более мне пока 36 лет и у меня нет опыта реализации проектов с международным участием. Но я не ставлю перед собой легких задач, эта картина очень ответственный проект.

– Вы как-то говорили, что на сегодняшний день самой лучшей своей работой считаете вышедший недавно фильм «Кудук» («Колодец»)…

– Родитель любит всех своих детей. Но думаю, среди всех есть те, кем можно действительно гордиться. Так вот таким для меня стал фильм «Кудук». И это нормально, ведь это последняя крупная картина с которой я даже участвовал в международных кинофестивалях, хотя и ничего не занял. В этой работе и опыт, и мудрость чувствуется, все то что человек приобретает с жизненным опытом. Мне нравиться это осознавать.

В прошлом году этот фильм был показан на 11-м международном кинофестивале мусульманского кино, который прошёл в Казани. И мне было очень приятно было, когда люди после просмотра картины подходили и благодарили меня за фильм. Это дорогого стоит. Ведь значит мне удалось доступно рассказать об актуальной, злободневной проблеме.

– А почему вы остановились на этом сценарии?Мансур.jpg

– Режиссёр останавливается на том или ином сценарии потому что находит там схожую со своей парадигму. Находит что основной смысл данной истории совпадает с его болью в душе, с его позицией как гражданской, так и позицией художника… 

Мой главный девиз в искусстве таков: «Мы не имеем права создавать то, что разрушает в нас человечность». Убежден, что задача кинематографа и искусства в целом это защита человечности в человеке. Герой сценария «Кудук» это тот человек которого очень не хватает в обществе планеты земля. Они есть, но их становится всё меньше и меньше… Люди всё больше теряют коммуникацию между собой. Понятие «Полюби ближнего своего» становится чуждым для людей. Отсюда разногласия и войны. Мне очень хочется верить, что этот фильм будет поучительным для всех зрителей, которых он убережет от опрометчивых поступков. 

Сценарий к фильму «Кудук» написан известным ташкентским писателем и драматургом Гафуром Шермухаммадом. Он меня сразу поразил остротой поставленных проблем, интересными, четко выписанными характерами и вообще, привлёк самой своей идеей. Меня покорил образ главного героя, его гуманность, безмерное человеколюбие, всепрощение, чувство гражданской ответственности, под которой я понимаю любовь и терпимость к другому человеку, уважение и понимание всех и каждого, – чувства, которые были основными чертами его характера.

Наш фильм рассказывает о судьбе простого человека, даже имя которого неизвестно зрителю, его зовут только по кличке Лаллай, что означает простачок. Он роет колодцы, которые дают людям воду, он непревзойденный мастер своего дела, который всегда безошибочно находит правильное место для колодца, и в то же время в быту он простак, не требующий от заказчиков даже заслуженной платы за свою трудную работу, довольствуясь тем, что ему дадут. А дают ему за непосильный труд очень мало, постоянно обманывая его, но он не ропщет на свою судьбу. Он самозабвенно делает своё дело, а если что случается, во всём обвиняет только себя. И когда к нему приходит беда, сильно заболевает сын, никто не спешит ему на помощь, он остается со своей бедой один на один. Эта история словно списана с тысяч судеб. А так не должно быть в жизни, правда? И мы ведь в силах это изменить, для этого много не надо.

Эта тема вышла на первый план, потому что ситуация в мире приобретает апокалиптический характер… Это становится всё более актуальным… Меняются люди, меняются ориентиры, меняется мир. Постепенно меняется, трансформируется сама мораль. Думаю, художник должен участвовать в этом процессе, анализировать, размышлять и задавать важнейшие вопросы…

– Мне не понятно, как человек снимающий такие серьезные фильмы занимается рекламой и видеороликами…

– А знаете, что удивительно… Раньше на рекламные ролики и музыкальные клипы я смотрел с подозрением. А потом понял, что это как лаборатория. Это тоже мини-кино. И теперь мне очень интересно снимать рекламные ролики. Ведь здесь тоже все зависит от того насколько точно покажешь суть и значение, о чем идет речь в сюжете. Это возможность поэкспериментировать с большим количеством материала.

Расширяя для себя пространство для эксперимента я осваиваю еще одно направление – социальные ролики. С общественным движением молодежи сниманием социальные ролики, посвященные экономию воды. Не знаю, что получиться, но мне очень нравиться.

– Вы все время ищите «золотую» середину, ту самую, которая позволяет человеку быть человечным. Не от того ли ваш псевдоним Васати?

– Выбирал обычно… искал что-нибудь со смыслом, что направляло бы меня по вектору своей философии… Остановился на Васати. В переводе с арабского корень этого слова состоит из трёх слов. Это срединный, умеренный и самый лучший. То есть золотая середина и есть самый лучший путь. Так что вы правильно подметили.

– Это правда, что к кинематографу вас привел ваш дневник, который вы вели с пятого класса?

– Да, так оно и есть. Я примерно с пятого класса до окончания института вёл дневник. Мне интересно было всё фиксировать. Я любил наблюдать за людьми их действиями. Смотря на человека, по его одежде старался угадать, кто он такой, и о чём он думает. Одним словом, любил «шпионить» за людьми. После того, как настали «чудесные» 90-е годы, мне по воле судьбы пришлось гастролировать по всему союзу и увидеть столько, что я не успевал записывать в свои дневники. В дальнейшем меня уже не удовлетворяло одно только фиксирование в дневник. Мне хотелось большего и более интересного. К тому времени я закончил школу, и передо мной встал вопрос о поступлении в институт. Куда? Я не знал. Отец хотел, чтобы я поступил в высшую школу милиции. Потом из меня хотели сделать военного лётчика. Даже медика! Я учился в медицинской гимназии при педиатрическом институте. Но я знал, что всё это не моё. Знакомые рассказали о таком заведении, как Театральный институт. Я посетил его и понял, что это именно мой мир. Я уговорил своих родителей, наняли репетитора, сдал экзамены, набрал 108 балов и поступил на режиссёрское отделение. Я понял, что режиссура это именно то, что я искал. То есть фиксировать историю и рассказывать её людям. А далее мне открылись все прелести режиссуры. А те наблюдения которые набрались в процессе ведения дневника, мне сейчас помогают в работе над образами моих героев.

– Сейчас по-прежнему ведете дневник?

– Сегодня мой дневник – это мои фильмы. Все что было увидено и подмечено в жизни ложится в основу моих работ. 

манс.jpg
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей