ru en
Asaka bank
andijanatx.uz
1 USD = 3010.2  
1 EUR = 3379.55  
1 RUB = 47.13  
ru en
Главная / Персона / Махмуджон Арипджанов: «Свет – это сказка, волшебст...

Махмуджон Арипджанов: «Свет – это сказка, волшебство»

Каждый хотя бы раз в жизни задумывался над тем, чем бы он занимался, если не та работа которая у него сейчас есть. Так, например, начальник отдела освещения Узбекского Национального академического драматического театра Махмуджон Арипджанов прошел бы работать плотником. В этом он искренне признался в интервью корреспонденту UzbekistanToday.

– Махмуджон Окилжанович, а почему именно плотник, ведь между этой профессией и работой художника по свету очень большая разница?

– У меня техническое образование. Я заканчивал строительный техникум, или как бы его сейчас называли колледж. По образованию я – плотник. Однако, это было в сложные годы, в начале девяностых годов прошлого столетия. Это сейчас строители нарасхват, а тогда практически ничего не строилось и я почти год не мог найти работу. На помощь пришел отец. Он тогда работал дежурным электриком в нашем театре, а театру нужен был художник по освещению. В общем устроили на работу со словами: «Попробуй, посмотри, поучись. А потом если понравиться, будет получаться, будешь работать, а если нет, то найдешь другую работу». Но тем не менее и плотническое дело я никогда не забывал. В свободное время по дому обхожусь без постройней помощи. Когда нужно стол, табуретки и многое другое своими руками собираю…

– В жизни очень часто люди отказываются ради чего-то одного. Почему вы сохраняете верность и той и другой профессии?

– Наверное это с детства идет. Меня с ранних лет увлекала техника. Я любил дома разбирать различные старые приборы, а потом собирать их. К тому же отец для меня всегда был примером того, что всегда нужно уметь что-то делать руками. Помню, у него в кармане всегда был индикатор для проверки наличия в сети электроэнергии. Я его засыпал различными вопросами, связанными с использованием этого инструмента, а потом были и другие вопросы. Так оно и пошло. В плотническом деле – постоянно что-то мастеришь. Художник по свету – тоже интересная работа. Здесь управляешь огромным множеством осветительных приборов. А работа над новым спектаклем – это очень сложный и длительный процесс требующий больших навыков и умений, знаний возможностей осветительных приборов.

– А когда вы поняли, что художник по свету – это ваше дело?

– Практически с первых дней в театре. Меня это очень сильно увлекло. А настоящим экзаменом на профпригодность был случай, когда два моих учителя Эркин Хушвактов и Ихтиер Дусмухамедов не смогли выйти на работу по болезни, и мне пришлось вести спектакль самостоятельно. Это было представление о нашем выдающемся писателе Чулпане. Сильно волновался, но с работой справился. Тогда после спектакля ко мне подошел режиссер Валижон Умаров поблагодарил и сказал, что в театре есть молодое поколение осветителей, которое может заменить учителей. Так я и начал свою работу в театре.

Кстати, в том, что у меня нет театрального образования – ничего удивительного. На сколько мне известно у нас ни в вузах, ни в колледжах художников по свету не готовят. И большинство осветителей – это самоучки, выходцы из школы «устоз-шогирд». Много внимания приходится уделять самообучению. Смотрим работу других специалистов, а затем делаем самостоятельный разбор примененных решений, читаем специальную литературу, осваиваем новые технологии. Только на моем веку уже в третий раз меняют осветительное оборудование, и каждый раз – это шаг в ногу со временем. Когда я только пришел были большие пульты управления с огромным количеством конопок и тумблеров – осваивать работу на них было очень тяжело, потом установили современное компьютерное – с ним работать уже попроще. Впереди, буквально на днях, у нас очередная замена – это уже будет оборудование с сенсорным управлением и большим количеством опций.

– За осветительным пультом вы уже больше двадцати лет, заслужили доверие в коллективе. Теперь, наверное, и к вам обращаются за советом?

– Это участь любого специалиста. Есть ученики и среди сотрудников нашего театра. Затем мы ездим по регионам с гастролями и там тоже приходится давать мастер-классы. К примеру, недавно были в Карши, там в театре тоже установили новое оборудование,возможности которого пока осваиваются их специалистами, пришлось помогать. С такой же задачей помогал справится и коллегам из Каракалпакстана.

– О технике. Скажите, а бывает, что техника подводит, например, лампочки взрываются?

– Раньше часто бывало. А сейчас современные светодиодные осветительные приборы – работают очень четко, нужно только следить за ними. Не нужно допускать чтобы он работал сверх установленного лимита и тогда неприятностей можно полностью избежать. Да и вообще сейчас техника очень надежная, практически никогда не подводит.

– А как зритель реагирует на такие инциденты?

– В большинстве случаев он ничего не заметит. Это профессиональный театр и вся труппа готова к таким ситуациям.

– Ну а если электроэнергию отключат?

– Такое бывает, но очень редко, если какая-нибудь авария на линии электропередач. За все годы своей работы могу привести два-три случая.В этом случае обращаемся к зрителям, просим оставаться на своих местах, объясняем причину. Одновременно идет устранение неполадок. Как правило, электроснабжение удается восстановить быстро и представление продолжается…

– На ваш взгляд, что значит работа художника по свету в театре?

– Театральное искусство – это очень сложное многокомпонентное искусство. Зритель аплодирует только тогда, когда на сцене все отлично. Возьмите любой спектакль. Уберите музыку – он уже не будет смотреться и восприниматься так как задумывался. Уберите декорации – работу художников-оформителей – получите тот же эффект. Работа художника по свету в театре также не заменима.

А вообще – свет — это сказка, волшебство. Управляя им можно имитировать смену дня и ночи, времен года, да все что угодно… Но самое главное он позволяет сделать театральную экспозицию более яркой, более выразительной.

– А как складывается сотрудничество с остальными членами творческого коллектива в работе над новыми спектаклями?

– Все проходит в атмосфере взаимопонимании. В работе над спектаклем наступает такой момент, когда режиссер –постановщик приглашает меня на очередной прогон спектакля. Мы вместе с ним смотрим представление, и он рассказывает мне свое видение светового оформления спектакля, советуется со мной, спрашивает мое мнение. Поэтом я все это вечерами дома обдумываю, мысленно прорабатываю, затем все воплощается при помощи техники. Далее следует очередной прогон уже со световым оформлением, а одновременно как говорится идет работа над ошибками. И так шаг за шагом. В результате получаем то, что зритель видит на сцене.

– Световое сопровождение спектакля – это отдельный сложный сценарий, его воплощение должно идти в такт с происходящим на сцене. А бывает ли что художник по свету ошибается…

– Конечно бывает, но обратно же очень редко. Кто-то отвлек, задумался о чем-то, не расслышал последнее слово актера, ведь именно оно является сигналом что сейчас нужен тот или иной спецэффект, – вот и все, ошибка обеспечена.

– А что за это бывает?

– Строгое замечание от режиссера, указание, устранить недочет если это возможно и наказ чтобы впредь такого не повторялось. У нас в театре как правило режиссеры присутствуют на всех своих спектаклях и следят за работой коллектива.

– Вот она какая работа художника по свету, оказывается, очень важная для театрального искусства. А ведь в афишах никогда не указывается фамилия осветителя. Не обидно?

– Нет не обидно. В коллективе – то все знают чья работа. Да и не только в коллективе. Президент Ислам Каримов своим указом «О награждении группы театральных работников в связи со 100-летием Узбекского Национального академического драматического театра» наградил же меня за заслуги перед отечеством медалью «Шухрат». Я практически всю свою деятельность посвящаю театру, наполнению представлений светом…

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей