ru en ўз
1 USD = 8093  
1 EUR = 9531.94  
1 RUB = 136.86  
ru en ўз
Главная / Персона / Мадина Касимбаева: «Совет ученых оказался дельным»...

Мадина Касимбаева: «Совет ученых оказался дельным»

За последние годы о Мадине Касимбаевой сказано много как о мастерице, возродивший секреты ташкентской школы вышивки. Чтобы ближе познакомиться с ее творчеством, мы отправились в ее галерею, расположенную на площади Хаст-Имам в Ташкенте.

Отметим, галерея расположена в небольшом уникальном здании, которое построено, как говорят старцы, на месте бывшего хлебного магазина, увенчивается 40-тонным куполом, у которого есть своя уникальная история, о которой мы расскажем как-нибудь в другой раз.  

В галерее вы можете приобрести, кроме сюзане, самые различные вещи на каждый день: одежду, обувь, наволочки, всевозможные футляры и многое другое. Все эти предметы объединяет ручная вышивка, выполненная по классической традиционной технологии.

Мадина Касимбаева – одна из мастериц, которая сумела найти практическое применение традиционной классической вышивки в отделке современных вещей. Как призналась хозяйка салона, они все больше пользуются популярностью не только у иностранных туристов, но и у соотечественников.

Рассказывая о своем творчестве и своей продукции, Мадина остановилась возле женского плаща,  который был полностью  покрыт вышивкой. При изготовлении этого костюма была применена техника ташкентской школы, которую, по словам ученых, она и возродила. Воспользовавшись моментом, я стал расспрашивать ее, что да как, завязалась беседа.

– Мадина, а как получилось, что вы – молодая, предприимчивая и перспективная – взялись возрождать забытую школу вышивки?

 – Вышивать любила с детства, многому научилась от бабушки Бусары, которая занималась вышивкой и тюбетейками. Теоретические основы вышивки начала осваивать, будучи учащейся лицея прикладных искусств № 326, что в Алмазарском районе столицы. Там я узнала, что каждому региону страны присущи свои особенности вышивки, они выражены в орнаменте, исходных материалах, технике выполнения. Там это можно было увидеть воочию, поскольку действует музей, в котором представлены изделия разных школ прикладного искусства Узбекистана. Закончила небезызвестный колледж имени  Бенькова, свои исследования продолжала, когда начала преподавать в школах дополнительные занятия по вышивке.

При этом я все время вышивала и со своими работами принимала участие в самых различных мероприятиях. Так однажды стала участницей конференции, посвященной традиционным основам прикладного искусства. И там известный искусствовед Акбар Хакимов похвалил меня за то, что я работаю с применением классических технологий, и  поинтересовался, почему я в своем творчестве как коренной представитель столицы не использую  ташкентскую технику вышивки. Он тогда подчеркнул, что было бы здорово, если бы я взялась за ее возрождение,  поскольку  на тот момент не было мастеров, работающих  в этой технике.

Его слова запали мне в душу, я начала работать в этом направлении. В Государственном музее искусств Узбекистана и Музее прикладного искусства изучила сохранившиеся образцы палаков (палак – вышивка, которую в других регионах принято называть сюзане), многое почерпнула из литературы. А затем стала со своими подругами пробовать создавать их. Эту школу, прежде всего, отличает орнамент, для которого характерно наличие больших кругов, по центру которых располагались фигуры, символизирующие звезды. По технике ташкентскую школу вышивки отличает заполненность всей  площади полотна стежками, пустым не остается ни один сантиметр ткани. Эти работы сложнее. На изготовление одного изделия с использованием техники ташкентской школы уходит в два раза больше времени, чем если бы мы изделие аналогичных размеров изготавливали с использованием техники любой другой классической школы вышивки. А потом была персональная выставка, которая, можно сказать, подвела итог мой работы по восстановлению ташкентской школы вышивки.

Сегодня я  в своем творчестве использую ее наряду с другими.

– На ваш взгляд, почему так получилось, что ташкентская техника вышивки на какое-то время  была забыта?

– Давайте вспомним, где, в основном, сохранились школы прикладного искусства? Как правило, в отдаленных горных населенных пунктах. А Ташкент – это столица. Здесь в свое время свою роль сыграла активная индустриализация, ручной труд был вытеснен машинной вышивкой. Повлияли и культурные процессы. Как вы знаете, Ташкент – город многонациональный, дружный, и это не могло не отразиться на тенденциях прикладного искусства.

– Вас знают как мастера, учителя, который передает свое мастерство другим девушкам-вышивальщицам. Интересно, сколько мастериц, владеющих тонкостями ташкентской школы вышивки, вам удалось подготовить?

– Мне сложно говорить о количестве подготовленных специалистов. В общей сложности за всю свою деятельность мне, наверное, удалось подготовить около 200 мастериц, 30 из которых  по сей день работают со мной. Но я могу с уверенностью заявить, что на сегодняшний день мы активно применяем ташкентскую технику и используем ее в изготовлении различных изделий. В нашей галерее вы можете увидеть, что мы используем эти технологии не реже других.

– Вы сказали, что подготовили более 200 мастериц, а с вами работает только 30. Почему так? Большая текучесть кадров?

– Я открыта для всех желающих, готова обучить, помочь начать свое дело. Но я с первых дней настраиваю своих подопечных то, на что они должны научиться и начать работать самостоятельно, что со временем у каждой из них должно сформироваться свое имя искусной мастерицы, а все что она делает – превратится в бренд прикладного искусства. Поэтому я только рада видеть, когда мои ученицы начинают работать самостоятельно по моим технологиям.

Вместе с тем должна отметить, что по этому пути идут не все, среди них немало тех, кто не хочет самостоятельности и, наоборот, стремится работать со мной. Дело в том, что  наше непростое дело –  очень трудоемкое. Ведь мы закупаем ткани и нитки только ручного изготовления у маргиланских мастеров, все остальное происходит у нас в мастерской. В частности, мы сами красим нити с использованием традиционных натуральных красителей. Это очень важно, чтобы изделия имели авторский почерк. Свою вышивку по цвету нитей я узнаю из тысячи образцов. Однако это очень хлопотное занятие, которым не каждая согласится заниматься.

– Вы много путешествуете, это – для продвижения своей продукции?

– Нет, скорее, для взаимообогащения. Вот, к примеру, недавно была на выставке-ярмарке в Индии, где познакомилась с мастерами, которые производят традиционный индийский материал из шерсти. Наше знакомство завершилось тем, что мы решили поэкспериментировать – создать коллекцию одежды из этой традиционной индийской ткани с использованием элементов орнамента традиционного узбекского сюзане в отделке изделий этих коллекций. Получился весьма успешный эксперимент. Изделия из этой линейки были распроданы за несколько дней, у себя оставили несколько экземпляров – на память.

– Скажите, а сейчас, когда вы известны, востребованы, ведете предпринимательскую деятельность, остается ли у вас время на вышивку?

– Да, я не только продолжаю вышивать, но и стараюсь совершенствовать свое мастерство, выполнять какие-то более сложные вариации и элементы. Большое внимание уделяю изучению трудов наших ученых-искусствоведов, чтобы почерпнуть полезное для своего творчества. 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.