ru en
Asaka bank
andijanatx.uz
1 USD = 3010.2  
1 EUR = 3379.55  
1 RUB = 47.13  
ru en
Главная / Персона / Бахтияр Якубов. Большой театр. Консерватория.

Бахтияр Якубов. Большой театр. Консерватория.

Едва открыв дверь в кабинет, понимаешь, тут в прямом смысле «живет» самый настоящий волшебник, человек-история, удивительная творческая личность. С его легкой руки в центре столицы красуется совершенно обновленный Большой, благодаря его стараниям сегодня совершенно иначе чувствуется атмосфера консерватории.  Именно к нему, как к дорогому другу в Ташкент приезжали исполнители с мировым именем, выступали на сцене Большого…  Беседуя с таким глубоким, удивительным человеком, хочешь того или нет, но с головой окунаешься в его мир – искусства, музыки и таланта. Uzbekistan Today в гостях у Бахтияра Рахимовича Якубова, ныне ректора Государственной консерватории Узбекистана.

  – Вы уходили с поста директора Государственного большого театра оперы и балета имени Алишера Навои, когда там после четырех лет работ на завершающую стадию выходила реконструкция. И вот, результаты первого года вашей работы в качестве ректора Государственной консерватории тоже связаны с хозяйственными работами по ремонту крыши и отопления. Вам «везёт»?

– Наверное, у меня, как говорится, на лбу написано - постоянно решать какие-то хозяйственные проблемы, я считаю, что людям везде должно быть комфортно.

На посту директора ГАБТ я проработал 12 лет и действительно очень много уделил времени и сил решению вопросов хозчасти, ремонту, оснащению. Около двух лет мы ждали не просто ремонта, а реконструкцию, обосновывали объемы работ, готовили документы.  Все получилось: посмотрите, какая там сейчас великолепная сцена, зал, оборудование, атмосфера. Театр должен быть таким, за ним нужно постоянно ухаживать. По-моему, игра стоила свеч.

После назначения на должность ректора Государственной консерватории Узбекистана,  стал решать проблемы этого учреждения. Здесь назрел вопрос ремонта отопительной системы и кровли.

На этот раз все «бумажные дела» были решены в ускоренном режиме, это позволило  начать работы гораздо раньше, чем мы предполагали. Думаю, в эту зиму у нас будет тепло и уютно.

Во время нашей беседы у Бахтияра Рахимовича  зазвонил мобильный телефон, очевидно, звонили с театра. Он пообещал, что подъедет в половине пятого. Мы, конечно, поспешили спросить:

  – Вы по-прежнему поддерживаете дружественные отношения с театром?

 – Да, разумеется. После открытия, я был там раза три, жаль, что чаще не позволяет основная работа. У нас с коллективом очень тесные дружеские и творческие отношения. Кстати, многие творческие работники ГАБТа преподают  здесь, в консерватории, я с ними постоянно общаюсь. В театр постоянно приглашают на различные мероприятия, встречи. По мере возможности, принимаю участие и в творческой работе, в частности над очень интересными постановками, которые в скором времени смогут увидеть почитатели творчества этого театрального коллектива.

  – А совмещать работу и в театре, и консерватории не планируете?

  – Все время работал на одном месте и никогда не брал вторую работу, несмотря на то, что неоднократно предлагали. Хоть иногда  был на грани того, чтобы согласиться. Считаю, что хорошо выполнять свои обязанности можно только в том случае если целиком и полностью посвящаешь себя конкретной работе.

  – Что вам ближе: работа в Большом или консерватории?

  – К театру я прикипел, он для меня стал родным. Ведь до ГАБТа, я работал в Самаркандском театре оперы и балета, который в последующие годы был, к моему большому сожалению, преобразован в театр музыки и драмы. В театральной деятельности для меня все родное, все понятное. Здесь главное – творческий процесс.

Консерватория – совершенно новое, все приоритеты - на подготовку кадров. Признаюсь, поначалу было очень нелегко, ушло время, терпение и много сил, чтобы во всем вновь разобраться. Мне понадобилось несколько месяцев, чтобы вникнуть и понять здешние процессы. Адаптироваться помог опыт административной деятельности в театре. И я очень надеюсь, что впредь я смогу быть полезным этому коллективу, во всяком случае, я стараюсь, чтобы это было так.

На протяжении всей беседы Бахтияр Рахимович добрым словом вспомнил многих своих учеников, талантливых ребят. При этом, всех их называл исключительно по имени: «Мадиночка, Женечка, Абдурахим…». А на первую же просьбу уточнить фамилию ответил так:

- Я ничего с собой не могу поделать, запоминаю людей по имени, по их работе, по делу. Фамилии и отчества, к сожалению не запоминаю. У меня вообще такой стиль работы – дружественный, партнерский. Видимо, именно поэтому  никогда не было «приемных» часов и дней. Двери моего кабинета всегда открыты: пожалуйста, заходите, все вопросы, которые в моей компетенции, будем решать вместе. Но при этом я всегда помню, что у меня есть помощники, сейчас это проректора, деканы и другие специалисты. Сейчас я решаю исключительно те вопросы, которые входят в мою компетенцию,  в остальных случаях стараюсь сориентировать,  подсказать, к кому нужно обратиться. 

– Какие у вас планы относительно дальнейшей работы в Государственной консерватории?

  – Сейчас мы проводим инвентаризацию музыкальных инструментов: нужно четко определить, что у нас есть и что нам нужно. Недавно получили новые замечательные рояли. С руководителями кафедр прямо в этом кабинете все вместе решали: где лучше оставить имеющиеся инструменты, а куда лучше поставить новые. Пианистам, конечно, в первую очередь дали новые. Вроде бы разделили, обновили, но все равно осталось вечное: «а еще бы несколько новых роялей». И они у нас будут, Министерство по делам культуры и спорта обещало помочь с приобретением новых.  Еще мы хотим новые скрипки, контрабасы, да и вообще музыкальных инструментов, хороших музыкальных инструментов много не бывает. Поэтому будем работать над обновлением и приобретением инвентаря, так сказать, укреплением рабочего арсенала.

- Вы много работали в рамках ГАБТ с зарубежными коллегами. Это сотрудничество найдет отражение на сцене консерватории?

- Безусловно, мы будем развивать международное сотрудничество с профильными учреждениями других стран. Без этого искусство не живет. Творчество не может продолжаться и развиваться в одних стенах, так не бывает.  У нас замечательная пианистическая и скрипичная школа. Нам вообще нужно больше показывать, что в стране есть такие замечательные традиции консерваторского образования.    

Накануне предстоит празднование 80-летия консерватории. Разрабатываем большую программу. Особое место в ней предстоит уделить организации мастер-классов с привлечением большого количества зарубежных музыкантов. Они, конечно, проходят и сейчас, но в большинстве случаев - стихийно. Приезжают с концертами, мы просим прийти пообщаться к студентам. Знаете, никогда не отказывают. Великие мастера – очень простые люди. Но мы бы хотели, чтобы у нас работа по проведению мастер-классов была поставлена на постоянную основу.

По-прежнему, консерватория была и будет  одним из крупнейших культурных центров столицы, площадкой для выступления ведущих профессиональных творческих коллективов.  Хочу продолжить опыт, приобретенный в театре, по проведению крупных международных фестивалей с участием большого количества зарубежных исполнителей. Для консерватории это очень важно. В частности, весной планируем  фестиваль джаза.

  – У вас прекрасный голос, почему мы его не слышим со сцены?

– Чтобы выходить на сцену нужно заниматься пением каждый день. К сожалению, на протяжении последних лет, у меня на это просто не хватает времени, административная работа – трудоемкая, ей нужно уделять максимум внимания.  Кроме этого, сказывается, конечно, и возраст. С годами, голос стал совершенно другим. Так что, пою или напеваю только дома, зачастую в ванной, стараюсь никому не мешать, чтобы не слышать «Папа, надоел…»

Хотя свою профессиональную карьеру я начинал с того что пел в Самаркандском театре оперы и балета, и эта работа мне очень нравилась. Если признаться, то я вообще с детства пою. Именно это меня в свое время, человека с дипломом филолога английского языка и привело в Ташкентскую государственную консерваторию, где я получил второе высшее образование.

– Как на это реагируют соседи и домочадцы?

– У меня свой дом, поэтому соседей по выходным и вечерам я своим пением не беспокою. По крайней мере, еще никто не жаловался.

Что касается домочадцев, то супруга у меня хоть и на пенсии, но тоже актриса, мы с ней много лет проработали в театре. Она и дочери, относятся с пониманием. Хотя иногда все-таки слышу: «Папа, перестань, надоело…»

– Дочери пошли по вашим стопам?

–  И да, и нет. Младшая, например, филолог. У меня тоже первое высшее образование – филологическое. Правда, сейчас, она сидит дома, воспитывает двух замечательных детей.  

Старшая дочь - модельер, дизайнер одежды. Она несколько лет принимала активное участие в организации праздничных торжеств по случаю Дня независимости, Навруза. Ее команда занималась костюмами. Сейчас она работает за рубежом в известной компании «Спорт мастер».

– А первая профессия в жизни так не пригодилась?

– Почему? Разве плохо знать иностранные языки – это всегда помогает в общении с большим числом людей. А общение — это всегда – здорово и полезно.

- У вас есть свое жизненное кредо, принципы, от которых вы не отступите?

– Обычные человеческие принципы. Как руководитель, я стараюсь не пользоваться властью, как отец и глава семьи – быть терпеливее и мудрее.  Работать и жить надо так, чтобы совесть твоя была чиста. В детстве у меня был один очень запоминающийся случай. Тогда я был еще школьником-стилягой. И тут мне надо было встречать своего дедушку. Я приезжаю на вокзал, навстречу идет хорезмский дед, в шапке и халате. А на улице холод страшный, 66-67 год. Мы поздоровались и пошли домой. Пока мы шли, дед понял, что я стесняюсь идти с ним рядом. Я этого не показывал, но он это почувствовал. Словом, вечером, когда он стал со мной беседовать, сказал: «Когда вырастешь, какой бы пост ты ни занял, с кем бы ты ни работал, с кем бы ни общался – не гнушайся людей». Этот совет сильно повлиял на меня. Придерживаюсь и по сей день…

 

Материал подготовлен в рамках социального заказа Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей