ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
O`ZBEKISTON POCHTASI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Персона / Азиз Шохакимов: «Дирижер – это моя профессия»

Азиз Шохакимов: «Дирижер – это моя профессия»

Вчера в рамках фестиваля «Золотая осень-2016» во дворце «Туркистон» состоялся концерт Национального симфонического оркестра под управлением главного дирижера Азиза Шохакимова. Он - человек уникальный и интересный. По документам он гражданин Узбекистана, а по сути – мира. Наша встреча с ним состоялась за день до концерта, мы говорили о его образе жизни, любимом деле и музыкальной культуре.

– Вы - человек очень мобильный, с этого и хотелось бы начать наш разговор. В переписке по Messenger, которая предшествовала нашей встрече, вы писали, что будете в Ташкенте с 7 по 13 ноября. Насколько мне известно, вы в последнее время в Ташкенте бываете очень редко и недолго, да и, по моим наблюдениям, нет такого города, в котором вы жили бы постоянно или хотя бы достаточно продолжительное время. Это правда?

– Сейчас живу в Дюссельдорфе (Германия), потому что я там работаю дирижером в оперном театре. А вообще моя жизнь круто изменилась после того, как стал лауреатом Международного конкурса дирижеров имени Малера и дебютировал с Дрезденской государственной капеллой. Стали поступать приглашения сыграть с различными оркестрами Европы и Америки. На сегодняшний день мне довелось дирижировать примерно с 50 оркестрами, причем примерно 90-95% из них приглашали повторно. В прошлом сезоне у меня было 65 концертов в разных городах мира. Впредь, я думаю, будет больше.

– Получается, что вы нигде надолго не задерживаетесь? Не устаете?

- У меня были такие периоды, когда мне приходилось практически каждый день перелетать из города в город. Что касается усталости, то, конечно, бывает. Но это нормальная мировая практика. За рубежом есть такое понятие, как приглашенный дирижер. Возьмите программу любого оркестра и увидите, что практически половина концертов - с приглашенными дирижерами. Меня часто спрашивают, где, в каком городе мне нравится жить: отвечаю - комфортно жить везде.

– А как вам с такой загруженностью удается планировать свое время?

– Помогают менеджеры, их у меня четыре: один основной и три в разных городах. Они расписывают мне каждый день по минутам, решают все организационные вопросы, и благодаря им я могу себя полностью посвятить музыке.

– То есть живете по графику…

– Да, сейчас я уже знаю, какие концерты у меня будут в 2019 году. 2017 и 2018-й уже практически расписаны, есть совсем немного окон, но и они скоро заполнятся.

– А как часто вы приезжаете в Ташкент и что он для вас значит?

– Приезжаю нечасто, раза три в год. Несмотря на то, что живу в Дюссельдорфе и много езжу по миру, Узбекистан – моя Родина, я - гражданин Узбекистана и останусь им навсегда, а Ташкент – мой родной город, здесь все мои родные и близкие. Здесь мой родной Национальный симфонический оркестр, в котором я, можно сказать, вырос. Сейчас я - его главный дирижер.

– Как складывается ваш нынешний сезон?

– Он менее загружен по сравнению с предыдущими. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, я женился, а во-вторых, взялся за изучение немецкого и итальянского языков, это мне нужно, чтобы беспрепятственно общаться и изъясняться. На сегодняшний день у меня есть только базовые знания.

– Почему так получается, что чаще всего вам приходится работать в Германии?

– А там очень хорошо развита симфоническая музыка. Кто-то из великих немцев сказал про свою страну: если в городе нет хотя бы одного оркестра, то это не город. Вот и получается, что большая часть приглашений именно от оркестров из таких городов.

– В рамках фестиваля «Золотая осень-2016» вы будете выступать с Национальным симфоническим оркестром дважды. Первый концерт состоялся.

– Да, 13 ноября улетаю и вернусь ко 2 декабря, когда у нас будет второй концерт с Бекзодом Абдураимовым. А в промежутке у меня репетиции и выступления в пяти городах мира.

– Когда составляют программу концерта, выбирают то, что близко сердцу. А как родилась программа концерта, который прошел вчера во дворце «Туркистон»?

– По этому же принципу. В программу вошел первый концерт Петра Чайковского - мы исполняли вместе с известным пианистом и композитором Владимиром Свердловым-Ашкенази. Выбор был сделан по обоюдному согласию. Накануне мы с ним встречались и долго беседовали. Как оказалось, у нас с ним очень много общих знакомых.

А что касается второй части программы – прозвучала 7-я симфония Л. Бетховена. Это уже был мой выбор. Как вы знаете, три месяца назад, в августе этого года, с этой композицией я выиграл в Зальцбурге конкурс молодых дирижеров. И мне очень хотелось ее исполнить у себя на Родине. Кстати, у меня часто бывает так: все концерты, которые у меня хорошо получаются за рубежом, обязательно представляю нашей публике.

– А публика у нас и за рубежом по-разному реагирует на выступление?

– Я никогда не жду реакции публики. Она зачастую бывает неадекватной: состоялся неудачный концерт, а тебя носят на руках. А другой раз, напротив, получилось все чуть ли не идеально, а публика оказывается скупа на аплодисменты.

Я думаю, общее между ними одно - ты никогда не знаешь, кто, с каким настроением присутствует в зале. Кто-то только и ждет, чтобы произошло что-нибудь непредвиденное, чтобы потом критиковать... Многие слушают музыку не ушами, а глазами... Да, есть такие слушатели, которых музыка как таковая не очень интересует, они заняты наблюдением за всеми и всем...

Для нас, музыкантов, самое главное - выложится по максимуму, а дальше - дело публики…

– А какой бы вы хотели видеть публику?

– Подготовленной. Нынешнее поколение выросло на попсовой музыке и зачастую не готово к симфонической. Симфоническая музыка требует определенной подготовки зрителя. Чтобы лучше понять, что играет оркестр, человек должен перед концертом, как минимум, получить определенную информацию о композиторе, об оркестре, дирижере. За рубежом сегодня практикуется такой подход: желающие приходят за час до концерта, к ним выходит специально подготовленный человек и проводит встречу в интерактивной форме вопросов и ответов. Это позволяет настроить публику, подготовить к восприятию того, что будет играть оркестр.

– И в завершении нашей встречи - что для вас значит профессия дирижера?

– Я как-то об этом никогда не задумывался. Я люблю музыку и все, что с ней связано. Да вы сами и ответили на свой вопрос: дирижер – это моя профессия.

– А почему вы посвятили свою жизнь именно этой профессии?

– Потому что у меня это получается лучше, чем что-то другое. Несмотря на то, что я - человек с разносторонними интересами. Мне нравится философия, культурология, мне очень нравится путешествовать и изучать культуру, люблю историю. Но моих знаний в этих областях недостаточно, чтобы заниматься ими на профессиональной основе, так, чтобы это у меня получалось лучше всего остального.

– Успехов и до новых встреч!
– Спасибо.
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей