ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Персона / Аюб Шахобиддинов: «Должен стать еще ближе к зрител...

Аюб Шахобиддинов: «Должен стать еще ближе к зрителю»

Несмотря на то,  что фильмы Аюба Шахобиддинова и так горячо любимы публикой не только в стране, но и за рубежом, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы кинокритиков, в ближайшее время режиссер намерен стать еще ближе и интереснее для зрителя. Об этом он говорил в интервью корреспонденту Uzbekistan Today.

–  Ваши фильмы  стали визитной карточкой современной культуры Узбекистана: их показывают на многих крупных международных фестивалях.  В частности, на прошлой неделе ваш фильм «Паризод» представлял нашу страну на фестивале узбекской культуры в Республике Корея. Поделитесь секретом успеха.

– Определённого рецепта нет. Прежде всего это работа над собой: нужно знать фильмы других режиссеров, много читать, любить жизнь в ее многообразии, интересоваться судьбами людей, сопереживать происходящему. Многое дали годы учебы в театрально-художественном институте в Ташкенте и в Москве, мастер-классы таких выдающихся российских режиссеров, как Михалков, Соловьев, Кончаловский. Когда все это суммируется и сочетается с наличием профессионального чутья - получаются фильмы, которые могут быть интересны миллионам, выйти за пределы одного кинотеатра. Мне приятно, что мои фильмы с интересом смотрят в Европе, Азии и Америке.

– За рубежом ваши фильмы показывают в рамках фестивалей или в кинотеатрах тоже?

– Чаще всего в рамках фестивалей. Но нужно иметь ввиду, что фестивали бывают разными.  К примеру, мне довелось участвовать в кинофестивале «Темные ночи» в Таллине. Если обычно на фестивалях фильмы смотрит небольшая аудитория, как правило, члены жюри и кинокритики, то на этом фильм демонстрировался в кинотеатрах, билеты на показы продавались как на обычный сеанс, их мог купить каждый желающий. Мне, например, было очень интересно, сидя в кинозале, наблюдать за реакцией зрителей,  самых обычных людей. Одно дело, когда твой фильм показывают в твоей стране, когда ты снимал там, где тебе все знакомо, и совсем другое, когда его смотрят зрители  с совершенно другим менталитетом. Это настоящая проверка на мастерство: фильм должен быть понятен в любой стране, независимо от того, где его демонстрируют.

– А вы обычно присутствуете на всех фестивальных показах своих фильмов?

– Конечно, нет. Удаётся побывать лишь только на 30-40% показов.  Хотя, должен признаться,  очень люблю наблюдать за реакцией аудитории, но это не всегда получается. Часто я бываю занят, например, съемками очередного фильма. В таких случаях на показ едет либо автор сценария, либо кто-нибудь из команды, работавшей над фильмом.

– Поделитесь своими наблюдениями за зрителем не нашего менталитета…

– Каждый человек воспринимает картину по-своему, и проникнуть в душу к каждому невозможно, поскольку зрительный зал очень большой. Реакция зала может быть разной, и не всегда совпадает с ожиданиями.

К примеру, в 2007 году на «Киношоке» демонстрировался мой фильм «Юрта», где отец-диктатор ломает судьбы всех домочадцев... Реакция зала меня, если честно, несколько напугала. Мне показалось, что контакт со зрителем не состоялся, что он смотрит картину очень сухо, без эмоций. Ее показывали последней, сеанс закончился в час ночи. Но когда началась пресс-конференция, я понял, что мои ощущения были ошибочными. И кинокритик Шпагин, который беспощадно критиковал все фильмы, дал положительную оценку, а Туляходжаев получил приз за лучшую актерскую игру.

В Эстонии, на фестивале «Темные ночи» демонстрировался мой фильм «Кечкан хает».  Я предполагал, что при просмотре отдельные эпизоды из фильма вызовут у аудитории смех, но не такой. Зал бурно отреагировал на эпизод, в котором главная героиня – журналистка популярного журнала, вышедшая замуж за сельского парня-мясника, после семейной драмы возвращается в свой элитный дом в калошах. Зал в буквальном смысле угорал. Это значит, что зритель  уловил все нюансы жизненной коллизии, о которой я рассказал в картине.

Мне также запомнилась реакция зала на мою картину «Паризод», которая демонстрировалась здесь, в Ташкенте, перед сотрудниками представительства ООН: они были едины во мнении, что картина универсальна и будет понятна, как притча, в любой стране.

Но, должен сказать, что бывает и так, что зритель сначала может сказать, что все хорошо, а по прошествии времени будет говорить совершенно иное. И только критики и искусствоведы расставят точки над «i».

Но самое приятное, когда твой фильм получает хоть маленькое, но признание и приз, пусть даже самый незатейливый.

– Аюб, как вы думаете, почему за последние три года ни один отечественный фильм не был удостоен наград на международных фестивалях? Где новые картины?

Мне сложно говорить за всех. Образовалась какая-то пауза. Она, скорее всего, связана с тем, что у нас в кинематографе началась реформа, реконструкция главного комплекса залов «Узбекфильма».

                – Перешли на телевидение? Знаю, что вы сегодня являетесь членом художественного совета телеканала Мilliy, а в пятницу на этой неделе вышла первая серия вашего сериала «Актер» в формате ситкон…

– Да, действительно сейчас я очень активно вовлечен в работу на телевидении. Но это не означает, что я ушел из кинематографа. С нового года намерен приступить к съемкам нового художественного фильма. Не пытайтесь расспрашивать меня об этом проекте, ничего определенного сказать не смогу, все в работе.

Вместе с тем за это время  я попробовал себя в новом для себя жанре – снял документально-игровую картину, посвящённую памяти Мухаммада Юсуфа. Пришлось перелистать не только сборники стихов поэта, но и прочесть его дневники. В работе над картиной я решил отойти от устоявшегося клише при создании картин в этом жанре и сделать акцент не на творчестве, а на внутреннем мире поэта. Я попытался понять, что тревожило его, что двигало им на протяжении всей его жизни. Задумка удалась: на премьере на глазах многих зрителей были слезы.  Для меня это был сильный эксперимент.

– Ваше заключение: будете еще снимать документальные фильмы?

Из этого опыта я сделал вывод: не мое. Но если будет хороший материал, то обязательно возьмусь за работу.

                – Что скажете о работе над сериалом в формате ситком - новом жанре не только для вас, но и  всей киноиндустрии Узбекистана?

– Это жесткий жанр: каждое столкновение персонажей должно вызывать смех. Если нарушаешь это правило, считай, что работа не удалась. 

 Для меня участие в этом проекте, в принципе, тоже эксперимент. В мою задачу входило запустить проект, создать первые серии, а продолжать будет команда под руководством другого человека.

– Как вы считаете, эксперимент удался?

– Пока сложно судить. Сегодня в эфир выйдет только первая серия  (интервью состоялось в пятницу, 4 ноября 2016 года). Подождем реакцию публики. Пока мы знаем реакцию в социальных сетях, где состоялось превью первой серии, в целом она положительная и обнадеживающая. Можно надеяться, что работа над проектом будет продолжена.

– А вы уже решили, кто займет ваше место в работе над вторым сезоном?

– Да. Я предложил этим заняться Ильхому Магомедибрагимову: в первом сезоне он все время был рядом, работал вторым режиссером. И я думаю, ему удастся продолжить начатое.

– Вы в своей работе отдаете предпочтение комедии, мелодраме, молодежному кино. Почему?

– А в каком еще работать?  Вестерн снять не получится - не мое. А потом - мои картины достаточно разнообразны. Мой первый фильм «Абдухамид Чулпан» – исторический, «Севинч» - драматическая мелодрама, «Юрта» - драма, «Кечкан хает» - психологическая драма, «Паризод» – поэтическая драма. Они все разные, снимаю, что близко прежде всего мне, иначе не получится диалога со зрителем.

– На ваш взгляд, чего не хватает в ваших последних картинах и что вы обязательно добавите в новую?

– Хочу стать ближе к зрителю. В своей последней картине «Паризод», судя по отзывам и все еще поступающим вопросам, я немного отдалился от них. Буду стараться делать картины, которые  будут понятны и доступны зрителям.

 – Успехов!

 

 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей