ru en
Asaka bank
andijanatx.uz
1 USD = 3005.11  
1 EUR = 3375.87  
1 RUB = 46.24  
ru en
Главная / Персона / Айгуль Пирназарова и ее коронное «Надо стараться»

Айгуль Пирназарова и ее коронное «Надо стараться»

Чтобы бесценные оригинальные образцы каракалпакского прикладного искусства, хранящиеся в фондах нашего музея избавить от моли – на три дня пришлось поместить их в холодильник. Этот, казалось бы, безумный способ, предложенный французскими коллегами, действительно помог  спасти ковровые изделия, вышивку и прочие экспонаты из ткани, хранящиеся в Государственном музее искусств имени Савицкого.

– Вот видите, насколько полезным может быть общение между людьми, – обратила внимание заведующая отделом прикладного искусства Государственного музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого Айгуль Пирназарова . Она та, которую сегодня благодаря репортажам, передаваемым по зарубежным каналам спутникового телевидения, во всем мире знают, как человека, который может достоверно много рассказать об уникальной культуре и обычаях одной из малочисленных национальностей земного шара – каракалпаков.

– Общение с людьми – это колоссальная сила, подчеркивает Айгуль Пирназарова. – Именно она сделала меня такой, какая я есть. 

Она родилась 63 года назад в Конлыкульском районе Каракалпакстана. Всегда хорошо училась и стремилась поступить в вуз. Однако, на первых же экзаменах провалилась. Вышла замуж, родила сына. Устроилась работать в столовую. Хорошо помнит слова своего мужа, который еще, будучи женихом, сказал ей, что: «Если хочешь учиться, то можешь поступать и после того, как поженимся». Помнит потому, что воспользовалась этой возможностью.

– Когда я работала в столовой, вроде бы все было хорошо. В семье все были довольны. Но мне постоянно чего-то не хватало, мне хотелось большего, – вспоминает Айгуль Пирназарова. – Как-то раз подружка сказала мне, что в музее Савицкого освободилось место уборщицы. Я, недолго думая, решилась поменять свою работу. В семье были очень недовольны моим поступком, зато я нашла свое место в жизни.

В своих воспоминаниях хранительница традиций и обычаев каракалпакского народа много вспоминает о первых днях работы в Государственном музее искусств Каракалпакстана. Ей нравилась не столько работа, сколько само окружение, жизнь в картинах, общение с научными сотрудниками, большое количество посетителей. В музее, говорит она, есть все – музыка, отчасти, театр, литература, архитектура…

– У посетителей всегда большой интерес вызывала коллекция прикладного искусства. Однако среди экскурсоводов, когда я пришла сюда на работу, не было человека, который бы глубоко знал традиции и обычаи каракалпакского народа. И я стала замечать, что о многих вещах рассказывается неправильно, стала подходить, интересоваться, почему рассказывают так, а не иначе, объясняла и рассказывала, как все есть на самом деле, подкрепляла свои доводы воспоминаниями о рассказах своих бабушек, – рассказывает Айгуль Пирназарова. – Очень скоро меня зааметили, и Игорь Витальевич Савицкий перевёл меня работать смотрителем, через еще какое-то время научным сотрудником, а в последующем коллегиальным решением коллектива меня назначили на  должность заведующей отделом прикладного искусства.

Карьерный рост уборщицы из аула стал возможен во многом благодаря тому, что она всегда училась. На момент поступления на работу в музей по-русски она знала только два слова «Надо стараться», а сейчас свободно проводит экскурсии и дает интервью на русском языке.

«Надо стараться» для нее – не пустые слова, она всегда старалась воплощать их смысл и значение в жизни.  Заочно получила филологическое образование в Каракалпакском государственном университете, а затем еще закончила и курсы журналистики.  Да и в целом, сегодня, она, как бы то громко не звучало, незаменимый человек – хорошо знает не только суть и значение экспонатов, но и современные технологии их сохранения.

– Многое в моей жизни стало возможным благодаря мужу, который поддерживал меня во всем, является моей опорой в жизни, – подчеркивает Айгуль Пирназарова. – Вместе с Маратом мы вырастили пятеро детей, у нас 14 внуков.    Старший внук в этом году поступил в университет, как и я, на филологический факультет. Я этим очень горжусь.

Как специалиста и человека ее шлифовали не только личные качества, но и обстоятельства.

Она очень чуткий и внимательный человек, ничто не оставляет без внимания. Вот даже хотя бы когда мы договаривались с ней о встрече, несмотря на свой возраст и авторитет в обществе, начала разговор с того, что усомнилась: «Вы, думаете, у меня получится?! А то недавно золовка, посмотрев репортаж на телеканале «Россия24»,  упрекнула меня за акцент, с которым я говорю на русском языке».

С благодарностью отзывается об основателе коллекции Игоре Савицком, втором директоре музея Маринике Бабаназаровой, и в целом, о коллективе. Эти люди помогли ей достичь поставленных целей и желаемого.

Убеждена, что люди должны больше общаться, не упрекать друг друга в недостатках, а дополнять друг друга, помогать друг другу во имя достижения целей.

– Стать специалистом музейного дела мне во многом помогли коллеги, – рассказывает Айгуль Пирназарова. – Я хорошо знаю традиции и обычаи каракалпакского народа. Они – знатоки музейного дела, ведь хранение музейных экспонатов – это тоже очень сложный наукоемкий процесс. Вот мы и работали, учась друг у друга, и от этого выиграли все.

Своим главным наставником считает внучку выдающегося поэта, автора первого каракалпакского букваря Сейтурата Мажитова – Гулистан Галлиулину, которая сейчас находится на пенсии.  Айгуль Пирназарова приняла у нее руководство отделом прикладного искусства.

Сегодня она, будучи высококлассным специалистом, передает свои знания молодежи. При этом сама не прочь поучиться.

 – Мы постоянно должны совершенствоваться, – убеждена Айгуль Пирназарова. – Скоро у нас в музее будет открыто новое здание, реставрационные мастерские, оснащенные по последнему слову техники. Среди прочего оборудования там устанавливаются и холодильники. Спросите, для чего фондохранилищу музея искусств холодильник? А для того, чтобы моль выводить из ковровых и текстильных изделий. Мы этой простой щадящей технологии научились несколько лет назад, когда к нам в музей приезжал главный реставратор Лувра Мисье Шеволье. Тогда – пришлось договариваться с Центральным нукусским холодильником, где хранятся запасы плодоовощной продукции. Они для нас на три дня освободили целый отсек. А теперь будет свое оборудование, при помощи которого таким же способом, будем бороться с молью.

В коллективе поговаривают, Айгуль-опа осваивает технологии реставрации, однако сама она это не признает.

– Реставратор – это особая профессия, – говорит Айгуль Пирназарова. –  Я же когда вижу, что вещь находится в плачевном состоянии, только консервирую ее, то есть предпринимаю меры, чтобы она не рассыпалась дальше и дождалась когда попадет в руки реставраторов.

 Наша героиня не только сильна в теории, но и в практике. Она замечательно вышивает, знает все тонкости каракалпакской национальной вышивки. Вышитые ею кошельки и прочие изделия можно купить в сувенирном магазине.

– Наша каракалпакская вышивка отличается своей колоритностью, даже пустое место между строчками имеет свое значение, - делится своим мнением Айгуль Пирназарова. – Мне никогда не хочется расставаться со своими изделиями, потому что это такое дело, когда нельзя повторить вещь.  Как говорит наш главный реставратор Альвина Шпады, значит, сделано с душой.

Знания Айгуль Пирназаровой, востребованы не только в музее. Нередко для иностранцев она становится проводником в уникальный мир культуры каракалпакского народа.

По программам культурного обмена в музей часто приезжают студенты зарубежных вузов, иностранные этнографы и прочие специалисты. В музее они влюбляются в каракалпакскую культуру, у них появляется интерес к традициям этого народа и они хотят познакомиться с ними глубже. Нужно отметить, каракалпаки дружелюбный и гостеприимный народ, всегда рады гостю в доме. Но без проводника не обойтись, им зачастую становится Айгуль Пирназарова.

После таких приемов гостей, нередко за рубежом выходят книги о каракалпаках, нередко на страницах отводится место и рассказам об  этом удивительном человеке, открывающей миру самобытность Каракалпакстана Айгуль Пирназаровой. Одно из последних таких изданий выпустили исследователи из Англии Девид и Сюзен Ричардсоны.

– В знак благодарности за поддержку и помощь Ричардсоны прислали мне фотографии родительского дома в Конлыкульском районе, который мы посетили в ходе поездок по Каракалпакстану, – говорит Айгуль Пирназарова. – Мне эти фотографии очень дороги. В них особый смысл, они для меня не только напоминание о Ричардсонах, они отражают всю мою жизнь, всю мою душу, все мои устремления.

 

Материал подготовлен в рамках социального заказа Фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества Олий Мажлиса

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей