ru en ўз
1 USD = 8208.04  
1 EUR = 9490.14  
1 RUB = 123.85  
ru en ўз
В стране стартует хлопковая страда. В чем ее отличие от аналогичных агротехнических мероприятий прошлых лет? Ответ в репортаже программы "Ахборот" на нашем портале.
Главная / Социум / Реформа образования: Что будет с колледжами?

Реформа образования: Что будет с колледжами?

С 2019-го принимать в колледж будут на добровольной основе выпускников не девятых, а 11-х классов. Срок учебы составит не три года, а от шести месяцев до двух лет - в зависимости от направления.

История отечественных колледжей началась два десятилетия назад с принятием Национальной программы по подготовке кадров и новой редакции Закона "Об образовании". За это время сформировалась правовая, кадровая, материально-техническая, содержательная база - стандарты, программы и планы, учебники и пособия - для функционирования целостной системы. Дальнейшее же ее развитие предусмотрено Стратегией действий - с акцентом на повышение доступности качественных образовательных услуг и подготовку квалифицированных кадров в соответствии с запросами рынка труда.

За последние пару лет принят ряд основополагающих указов и постановлений Президента и Кабинета Министров, направленных на реорганизацию всей отечественной модели подготовки специалистов. Особое место среди них занимает вышедший 25 января 2018 года Указ Президента "О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования". В нем отмечается, что анализ результатов развития сферы показал: состояние среднего специального, профессионального звена не отвечает требованиям дня.

Например, отсутствовал системный подход к размещению колледжей вблизи мест проживания населения. Из-за этого учащиеся порой с трудом добираются до них и массово пропускают занятия, когда отсутствует транспорт или ухудшается погода. Средний уровень материально-технического оснащения - всего 56 процентов, в 31 заведении мастерские отсутствуют вовсе, а имеющиеся не соответствуют направлениям образования и недостаточно укомплектованы. Не хватало и финансов, в результате не изданы многие нужные учебники и пособия. Выпущенные не обновляли ни разу (!), половина их не переведена на каракалпакский и русский языки. Организация занятий и практики, как и их продолжительность, не соотносилась с уровнем сложности конкретных специальностей. Сами руководители нередко формально относились к образовательной и воспитательной работе, отсюда снижение интереса детей к учебе, увеличение числа правонарушений с их стороны. Как тут говорить об овладении ремеслом? А ведь именно для того и открывали в свое время колледжи…

Пора охватить все взрослое население так называемым образованием на протяжении всей жизни, чтобы человек в любом возрасте мог переучиться не только в вузе.

Неудивительно, что руководство страны пришло к выводу: эта ступень подготовки кадров не обеспечивала реальные потребности отраслей. Квоты набора не учитывали ситуацию на рынке труда и наличие возможностей для практики, отсюда постоянные проблемы с трудоустройством выпуск­ников. Немногие искренне рады принимать их на работу, ведь все равно придется доучивать, если не учить с ноля.

Симптоматично и то, с каким воодушевлением восприняло большинство узбекистанцев известие о возвращении 11-летнего среднего образования в 2017 году. Соотечественники предпочитают, чтобы после девятого класса их дети оставались в школе, где теперь тоже есть учебно-производственные комплексы. Там можно получить профессию без специальной углубленной подготовки.

Когда возникло право выбора, внезапно оказалось, что желающих идти в колледжи совсем не так много. Те, кто уже поступил, окончат их по действующим программам. А с 2019-го принимать туда будут на добровольной основе выпускников не девятых, а 11-х классов. Срок учебы составит не три года, а от шести месяцев до двух лет - в зависимости от направ­ления.

С этого года официально установлено: колледжи перестают быть частью системы обязательного общего образования. Туда ныне входят только школы и академические лицеи, которых также стало меньше. Научно-методическое руководство послед­ним перешло к Минвузу, конкретным университетам и институтам.

Сеть колледжей уже начала постепенно сокращаться. Появятся многопрофильные, а большую часть передадут отраслевым министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, банкам и крупным предприятиям. Иными словами, заказчикам кадров, напрямую заинтересованным в улучшении всех аспектов учебного процесса. Они же и станут финансировать собственные образовательные учреждения. Колледжи культуры, искусств и олимпийского резерва преобразованы в специализированные школы и школы-интернаты.

Оставшиеся должны будут готовить специалистов с прикладными навыками по реально востребованным нап­равлениям и со знанием минимум двух иностранных языков. Причем это могут быть не только молодые люди - пора охватить все взрослое население так называемым образованием на протяжении всей жизни, чтобы человек в любом возрасте мог переучиться не только в вузе. Важно усиливать связь с производством, принимать во внимание приоритеты развития экономики Узбекистана, технические и технологические тенденции, чтобы гибко и быстро реагировать на внеш­ние изменения и подстраиваться под них. Главное - повысить качество обучения и востребованность выпускников. Как следствие, возрастет и привлекательность колледжей.

Координирует работу обновленной системы Центр профессионального образования Минвуза (ЦПО), созданный на базе Центра среднего специального, профессионального образования. Его Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы и Служба информационно-методического обеспечения учреждений среднего специального, профессионального образования объединены в Институт инновационного развития, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы профессионального образования.

Сейчас ЦПО готовит предложения по расширению и внедрению различных форм финансирования колледжей, которые связаны с развитием маркетинга и расширением спектра учебных услуг. Усилится конструктивное взаимодействие с органами власти и хокимиятами, крупными работодателями, Торгово-промышленной палатой, профессиональными ассоциациями, общественностью. Это поможет оптимизировать подходы к управлению сферой, оценке качества, определению уровня компетенции выпускников. Впереди - разработка и внедрение единых квалификационных требований, стандартов в соответствии с Международной стандартной классификацией образования. Особое внимание уделят расширению контактов с профильными зарубежными структурами для изучения и возможной адаптации в республике лучших технологий и методик, а также привлечения грантов и заемных средств. Иностранных экспертов привлекут к разработке программ и учебных комплексов.

Другие задачи - развитие материально-технической базы, обеспечение литературой и ИКТ, качественное улучшение педагогического состава. Внесен на рассмотрение проект пос­тановления правительства "О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров системы профессионального образования". Он предусматривает создание новой вертикали управления сферой совместно с министерствами и ведомствами.

Как видно, планов много, как и проблем, появившихся не вчера. Еще недавно колледжи были одной из опор нашей системы подготовки кадров, но она оказалась слабой и неспособной выдержать доставшуюся ей нагрузку. Однако для государства это не стало поводом отказываться от нее, ведь имеющийся потенциал можно использовать куда рациональнее. И сейчас в истории профессионального образования начинается новая глава.
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.