ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
O`ZBEKISTON POCHTASI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Общество / «Жизнь с UT»: Как не разочароваться в контрафакте ...

«Жизнь с UT»: Как не разочароваться в контрафакте через много лет?

Ежегодно в Узбекистане трудоустраиваются более полумиллиона выпускников колледжей и вузов. Каждый из них сталкивается с процедурой открытия трудовой книжки. И как показывает практика, именно в этом деле может скрываться множество самых различных подвохов. Причем ошибки, как правило, выявляются не сразу, а через много лет. Корреспонденты UzbekistanToday задались вопросом почему так происходит, как исправить ситуацию если вы уже стали жертвой контрафакта и фальшивки, и самое главное – как избежать неприятностей в последствии.

Злободневность этой проблемы мне довелось испытать на собственном опыте. Это было около пятнадцати лет назад в небольшой только что открывшейся редакции журнала. Когда встал вопрос с оформлением мне трудовой книжки, главный редактор сказала, что никаких проблем с оформлением нет, нужно только достать бланк. На вопрос «Где?» главный бухгалтер, она же по совместительству заведующая отделом кадров, ответила, что сейчас бланки в свободной продаже, нужно поспрашивать на руках. С приобретением бланков тогда у меня действительно проблем не возникло, купил в одном из городских киосков, торгующих периодическими изданиями.  Все неприятности наступили через полтора года, правда уже в другой редакции, где мне было поручено вести рубрику о рынке труда. При подготовке материала, посвященного как раз трудовым книжкам, я узнал от юристов, что бланк трудовой книжки документ строгой отчетности и свободной продаже в торговых сетях не подлежит. А при более детальном изучении книжки, выяснилось, что такие бланки были выведены из документооборота несколько лет назад. Представителям моего и последующих поколений должны открывать трудовые книжки на бланках образца, утвержденного в 1996 году.

И как же тут не расстраиваться. Ведь трудовые книжки, согласно действующему законодательству, являются основным документом, подтверждающем трудовой стаж работника. Здесь каждый год имеет большое значение, чтобы потом получить максимальный размер государственной пенсии и прочих преференций, причитающихся с возрастом. 

Работая над материалом, мне довелось услышать десятки самых разных историй, связанных с оформлением трудовой книжки, в которых оказывалось, что бланк приобретался не там, где надо. 

И самое главное, что все это происходит непреднамеренно, а по банальному незнанию установленных порядков.

Развитие рыночных отношений, создание нового класса собственников и производственников – частных предпринимателей привело к тому, что опытных сотрудников отделов кадров со старых промышленных гигантов, знающих все тонкости трудового законодательства просто стало не хватать. Корень сложившейся ситуации еще и в том, что для многих новоиспеченных предпринимателей соблюдение норм трудового законодательства зачастую является делом не первой важности. В небольших коллективах обязанности сотрудника отдела кадров возлагается на кого-нибудь из работников, зачастую не владеющих всеми тонкостями этой сферы деятельности. 

Конечно, со временем ситуация стала меняться, но тем не менее вопрос по-прежнему остается актуальным. В учебных программах по подготовке бухгалтеров стали читать специальные лекции по трудовому законодательству, открылось множество консалтинговых центров и юридических фирм, готовых предоставить соответствующие услуги. Новшеством этого года стало открытие Call-центра Министерства труда и социальной защиты населения, где можно бесплатно в режиме реального времени получить исчерпывающую консультацию по самым разным вопросам, касающихся трудовых отношений.

Заведомо зная ответ, я и в этот раз все-таки набрал 200-06-00 и получил разъяснения: «Трудовую книжку впервые поступившим на работу открывает работодатель. Бланк приобретается предприятием в Центре содействия занятости и социальной защиты населения того района в котором находится субъект предпринимательства». Разговор с оператором завершил уточняющим вопросом: «А можно ли приобрести бланк трудовой книжки где-нибудь в другом месте?» На что последовал категоричный ответ: «Реализация бланков трудовых книжек осуществляется исключительно территориальными Центрами содействия занятости и социальной защиты населения. Бланки имеют нумерацию, в которой отражается и место дислокации работодателя и отпечатаны на специальной защитной бумаге с применением защитных технологий».

Хочу вернуться к своим воспоминаниям с которых начал работать над этим материалом. Все завершилось тем, что редакция, в которой я работал на тот момент, приобрела бланк по закону и заполнили в соответствие с действующими правилами. Правда, первой записью теперь в моей трудовой книжке значится та редакция в которой я работал на тот момент. Таким образом, в ней нет сведений о том времени, что я работал в редакции, где мне оформили контрафактную книжку. Оказывается,  кадровик заполняя законный бланк имел право перенести все данные с уничтоженной трудовой книжки. Об этом рассказала заместитель начальника управления Министерства труда и социальной защиты населения Нозима Сулайманова, к которой я обратился с просьбой разъяснить как же быть тем, у кого бланк трудовой книжки был приобретен не в уполномоченном органе.  

– В этом случае нужно обратиться к работодателю с просьбой переоформить трудовую книжку, - рассказывает Нозима Сулайманова. – В этом случае бланк трудовой книжки также, как и для вновь поступивших на работу специалистов, приобретается в территориальном Центре содействия занятости и социальной защитою населения. Вообще,  предприятие или организация вправе закупить бланки трудовых книжек в количестве не превышающем штатную численность персонала. Количество приобретаемых бланков определяется предприятием по востребованности и у указывается в письме на имя руководителя Центра содействия занятости и социальной защиты с просьбой о реализации бланков для ведения соответствующих документов на сотрудников.

Заполняются трудовые книжки в соответствии с инструкцией о порядке ведения трудовых книжек. Документ, бланк которого был приобретен в неустановленном порядке, подлежит аннулированию

В заключении специалист подчеркнула, что ведение трудовых книжек на всех сотрудников –обязанность всех работодателей. Они обязаны заводить трудовую книжку на всех сотрудников проработавших более пяти дней, в том числе нанятых на определенный срок, а также нештатных работников при условии, если предусмотрено их государственное социальное страхование.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей