ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Образование / В погоне за количеством в отечественных школах тер...

В погоне за количеством в отечественных школах теряется качество. Часть вторая.

Uzbekistan Today продолжает изучать реальное положение дел в отечественных школах.

На этот раз, мы решили «копнуть глубже» и отправились не в передовую, переполненную учениками школу, а рядовое учреждение, испытывающее нехватку кадров, проблему с уменьшающимся контингентом, и непреодолимым порогом конкуренции. Почему так случилось, разбирался наш корреспондент, лично побывав в общеобразовательной школе Ташкента № 245.

Справка: В конце прошлого года команда UzbekistanToday задалась вопросом «Все ли  9566 школ дают одинаковое качество образования, как это должно быть на самом деле?». Тогда же пообщавшись с большим количеством учителей и родителей, а также директоров общеобразовательных школ пришли к однозначному заключению – нет. И одной из главных причин этому является то, что одни школы работают с перегрузом, а другие - с трудом заполняются наполовину от рассчитанной  мощности. Тогда же команда решила посмотреть на проблему изнутри, и мы побывали в школе №260, где все на первый взгляд, складывается хорошо.

Наша сегодняшняя школа, о которой пойдет речь, расположена в  Учтепинском районе столицы. Здание введено в эксплуатацию в начале70-х годов прошлого столетия, расположено в густонаселенной местности, неподалеку  от бывшего литературного института, ныне – Узбекского государственного университета мировых языков. В истории учебного заведения были разные времена. Когда-то она работала на полную расчетную мощность, это 1400 учащихся, со временем число школьников уменьшилось до 500, часть здания даже отдали под нужны детского центра «Баркамол авлод». Это были непростые для учреждения периоды, но, сегодня школа, вопреки многим факторам, вновь стремится войти в колею, вот с чем сталкивается учреждение на пути к качеству.

Директор школы Саида Рахимова, анализируя ситуацию, обратила внимание на несколько фактов:  

- Среди школ есть самая настоящая конкуренция, хотя это слово не совсем применимо к государственной системе школьного образования, поскольку обучение – бесплатное. Родители ведут своих детей туда, где дают хорошие знания, высокие показатели поступления выпускников в престижные колледжи и лицеи, хорошо поставлена кружковая работа с учащимися, проводятся дополнительные занятия. Но разве это не должно быть налажено абсолютно в каждом учреждении? Стандарты ведь одни.

В нашей школе, которой до меня более 20 лет руководила очень опытный и уважаемый педагог,  этот момент как-то упустили из виду, это печальны тренд оттока учеников отсюда за последние 10-15 лет, к сожалению, дал свои последствия.  Вполне возможно, ключевую роль сыграл человеческий фактор, но, давайте обо всем по порядку.

Именно вот так откровенно начался наш разговор с нынешним руководителем школы, которая сегодня показывает «средние», статичные результаты. Однако, сам факт попадания из аутсайдеров в нормативы, уже шаг на перспективу.

На сегодняшний день Министерством народного образования уделяется большое внимание решению проблем школ «аутсайдеров», поскольку в конечном итоге их наполнение учениками благоприятно скажется на успеваемости всех школьников. Перегруженные классы и учителя сильных школ также являются основной причиной проблем в обеспечении качества образования.

Нынешний директор школы №245  – Саида Рахимова – руководитель со стажем. И это не первая школа которую администрация системы народного образования доверило выводить из кризиса. До перевода на работу в эту школу она работала директором соседней. Там за четыре года ее директорства число учащихся удалось увеличить с 490 учащихся до тысячи. При этом она заложила фундамент который позволяет школе идти в гору и по сей день.

Перед беседой Саида Рахимова пригласила пройтись по школе и ознакомиться с условиями. В школе – тепло, исправно работает вся техника, коммуникации. Поддерживается чистота и порядок, ремонт  был здесь проведен в 2011 году в рамках Государственной общенациональной программы развития школьного образования, реализованной в 2004-2009 годах. Мебель, оборудование в кабинетах химии, физики информатики, биологии, английского языка, спортивном зале узнаваемые оборудование и инвентарь, все то же самое, что и в других школах». Несмотря на зимние каникулы – в школе дети: кто-то пришёл на дополнительные занятия, а кто-то для участия в школьном этапе «Билимлар беллашуви» – традиционном конкурсе знаний.

– Как вы видите, материально-техническая база нашей школы не хуже не лучше, чем в других аналогичных учреждениях, – обратила внимание Саида Рахимова. – Я это все к тому, что сегодня как никогда на результаты работы школы влияет качество образования. И в этом плане еще года три нам похвастаться было не чем. Несмотря на то, что мы пока все ещё в рейтинге школ на районном уровне занимаем последнее место, а на республиканском – в середине списка, где-то ближе к пятитысячной позиции, у нас наметились положительные тенденции.

 

Еще три-четыре года назад в школе с трудом набирали один-два первых класса. Сейчас началась плотная работа с махалинскими комитетами. Одними рассказами о том, как хорошо в нашей школе ничего не решишь – нужны конкретные действия, свои преимущества нужно показывать на деле. Поэтому мы стали работать с детьми еще до того, как они придут к нам первоклашками. Ходим по домам и приглашаем детей в подготовительный класс, который называется «Почемучкой». И родители охотно к нам приводят своих детей. К примеру, среди нынешних первоклашек 60 человек - выпускники нашей «Почемучки» - это в основном дети, которые не посещали детские сады. А еще около 40 – выпускники дошкольных учреждений. Как результат, в прошлом году мы набрали три первых класса, в этом учебном году у нас уже четыре первых класса, а летом этого предстоящего года, планируем набрать уже пять классов. Популярность школы растет, и мы уверены, что нам удастся достигнуть поставленной цели.

По просьбе родителей обучение в нашей школе теперь ведется не только на узбекском, но и русском языках. Жители прилегающих домов от имени своих махалинских комитетов, обращались в районный отдел методического сопровождения и организации деятельности учреждений народного образования, и их просьба была удовлетворена. Сегодня у нас есть один второй и два первых класса с русским языком обучения.

Одна из сложнейших задач, с которыми столкнулась школа на пути своего ренессанса – кадровый вопрос.

– На одном из педагогических советов, мы с преподавателями вместе решили посмотреть правде  в глаза, оперировали исключительно объективными данными, – подчеркивает Саида Рахимова. – По итогам, каждый педагог обязался работать над своим профессиональным уровнем, взять на себя обязательства по проведению дополнительных занятий. Были и те, кого такие решения не устраивали, они по собственному желанию перешли на другую работу. Таких оказалось  около десяти человек. На их место мы пригласили перспективных выпускников вузов. При этом,  стараемся привлечь и опытных специалистов из других школ. Тяжело, но получается. Сейчас у нас есть учителя, которые приезжают на работу даже из соседних Чиланзарского и Юнусабадского районов. Мы стали для них более привлекательными удобным графиком работы – наша школа пока работает в одну смену.

 Наши старания не остались не замеченными. У нас уже появились ученики которые перевелись к нам из соседних школ. Пусть пока таких немного, человек десять-пятнадцать, но они есть. Почему, дети и родители поворачиваются в нашу сторону? Ну смотрите, сегодня зимние каникулы, а в школе дети, вы в этом сами убедились. Когда я перешла сюда работать, после двух часов дня школа была пустая – ни учащихся, ни учителей. А сегодня все иначе – приходите к нам через неделю и сами все увидите снова. Просто проходишь по кабинетам,  душа радуется, везде детки с учителями – дополнительные занятия, кружки. Все это - в основном дети, которые проживают в махаллях поблизости. Родители благодарят нас за проводимые и дополнительные занятия, поскольку они спокойны за своих детей, зная, что они под присмотром и проводят время с пользой для себя.

Среди планов на ближайшее будущее директор школы приоритетным назвала работу над качеством обучения, расширению возможностей дополнительного образования во внеурочное время и интенсивное внедрение в учебный процесс современных информационно-коммуникационных технологий. Особенно для последнего, по ее словам, сегодня есть огромный потенциал – за последние годы Министерством образования создано множество электронных учебников, учебных видеофильмов, которые на сегодняшний день в учебном процессе задействованы пока слабо.  Эту проблему здесь ставят во главу угла, и настроены решительно усилить работу в этом направлении.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей