ru en
Архитектурная эпиграфика Узбекистана
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Образование / В погоне за количеством в отечественных школах тер...

В погоне за количеством в отечественных школах теряется качество. Часть 3.

Корреспонденты UzbekistаnToday продолжают изучать реальное положение дел в отечественных школах.               

Лицеи и гимназии всегда пользовались у родителей и детей популярностью. Несколько лет назад в Узбекистане они стали называться школами с углубленным изучением предметов. А на этот раз такие школы стали предметом внимания наших корреспондентов. По заданию редакции мы прямиком отправились в одну из таких школ. На этот раз – в школу №160 Яккасарайского района столицы.

 Первым делом прошлись по коридорам и кабинетам учебного заведения – ничего нового, ничего необычного.  Все инновации по оснащению школы нам были знакомы по опыту посещения других учебных заведений подобного типа, поэтому, мы решили сосредоточить свое внимание на интервью с директором Ириной Михайловной Казаковой, а заодно понять, где родители правы, а где ошибаются, причисляя ту или иную школу к хорошим или плохим. 

 

Ирина Михайловна, как вы думаете актуальна ли на сегодняшний день проблема школ-лидеров и школ-аутсайдеров?

– Да, конечно актуальна. При том как некоторые школы переполнены, во многих есть свободные места. С точки зрения обеспечения качества, конечно, лучше было бы, если все школы были заполнены в пределах установленной мощности.  Но вместе с тем мы не жалуемся. Наша школа в числе переполненных, позволяло бы здание мы бы еще детей набрали.

На ваш взгляд, кто или что больше всего сегодня влияет на имидж школы?

– Интернет. У нас появилось множество сайтов, на которых родители имеют возможность обмениваться мнениями по самым различным вопросам. Учитывая, что на сегодняшний день большинство наших мам домохозяйки и у них есть достаточно времени, чтобы зависать в интернете – такие сайты очень популярны. Один из них – mama.uz.  Там родители выкладывают о школах все что думают. По интернету сегодня можно выявить все плюсы и минусы школы. Справедливо подчеркнуть, что такие ресурсы популярны, и молодые мамы очень серьезно относятся к этой информации. Понято что родители желая своим детям всего самого наилучшего, особенно если у них это первый или единственный ребенок, стремятся отдать его в сильную школу, ту школу у которой по версии интернет больше плюсов.

Но ведь зачастую в интернете выкладываются субъективные мнения. Сказала учительница что-нибудь нито, например, учительница сорвалась и «припечатала» ученика оскорбительным словом, родительнице не понравилось, она написала в интернете и все – это мнение поддерживается другими пользователями и начинается дилетантский разбор полетов, который остановить очень сложно. При этом никто не вникает в причины такого конфликта.

– Я с вами полностью согласна. Но такой исход – это ненадлежащая работа классного руководителя и школьного психолога. Объясню почему. Родители бывают разными, среди них много чем-то недовольных. Так вот задача классного руководителя и психолога своевременно усадить такого родителя за стол переговоров. Каждого родителя нужно выслушать. Очень часто звучат дельные предложения, которые можно использовать для дальнейшего развития школы. Вместе с тем не редко бывают и такие проблемы, когда школа не в силах что-то сделать. В этих случаях нужно объяснить реальное положение дел и обратно-таки попытаться сделать так, чтобы вопрос нашел свое решение хоть на немного. Как правило в тех классах где работают опытные классные руководители жалоб никогда не бывает – они решаются в школе. Бывают сложные вопросы в решении которых приходится задействовать многих участников учебного процесса, но ни один такой случай не должен оставаться без внимания. Из тех классов где опытный классный руководитель и работает с душой, как правило, ссор из избы не выносится. 

 На ваш взгляд, что такое сильная школа?

– Это школа с сильной начальной школой, потому что фундамент закладывается именно там. Когда будет сильная начала, когда в ней будут давать хорошие знания, тогда желающих учиться в школе будет много. Именно она дает тот самый заряд, который необходим ребенку для успешной учебы в дальнейшем. Как правило, большинство родителей идут на имя учителя. Учителей начальных классов нашей школы знают и записываются к ним заранее.

Что касается старшей школы, тоздесь уже детки подросли и считают себя взрослыми, особенно – девятиклассники. Если в начале у них была всего одна учительница, то здесь их много, по каждому предмету – свой преподаватель.В результате на первый план выходит решение вопросов воспитания и организации дисциплины. Все зависит от того насколько успешно будет решен этот вопрос. И конечно, подбор преподавателей. Все зависит от того насколько успешно будет решен этот вопрос, насколько грамотно в школе будет поставлена работа всего коллектива. Большую роль в жизни школы играет – грамотно поставленный менеджмент.

 

Объективными показателями работы школы являются стабильно высокие показатели поступления в престижные колледжи и лицеи, наличие победителей конкурса «Белимларбеллашуви» и предметных олимпиад. У нашей школы показатели по всем этим параметрам – не плохие, мы в лидерах.

 

Многие директора сетуют, на сложности в подборе кадров…

– Это действительно так: кадры решают все. И действительно некоторые школы по разным причинам испытывают определенные проблемы в их подборе, в каждой свои – проблемы. По этому вопросу я могу говорить только за нашу школу, а нам в этой части повезло.

 У нас сильный костяк из 65 преподавателей 48 – это те, с кем мы все вместе работаем больше десяти лет.  С молодежью проблем – нет, напротив мы даже по сравнению с другими школами находимся в выигрышном положении.  Совсем рядом расположен Ташкентский государственный педагогический университет. Многие студенты приходят к нам на практику. В это время мы тоже не сидим сложа руки подбираем для себя резерв, сильнейших в случае открытии вакансии приглашаем на работу. На сегодняшний день в нашей школе есть специалисты по всем предметам в нужном количестве.

Еще одна особенность нашей школы – у нас много учителей двуязычников, то есть тех, кто ведет занятия в классах как с русским, так и узбекским языком обучения. Это способствует тому чтобы все дети были в одинаковых условиях, чтобы обеспечивалось одинаковое качество образования.

 

Что вы подразумеваете, когда говорите о менеджменте?

– Об управлении учебным процессом. Подробнее – на своем примере.

Наша школа с 1981 года известна как экономический лицей, это ее в свое время сделало популярной. Можно было бы продолжать почивать на этих лаврах. Однако, когда началась реформа специализированных школ мы провели опрос родителей, который показал, что родители хотели, чтобы в школе была не только экономика, но и что-то другое. Поэтому мы открыли классы с углубленным изучением математики и английского языка.

В процессе преобразований у нас были все шансы получить статус школы с углубленным изучением предметов, однако мы настояли, чтобы школа стала школой с классами с углубленным изучением предметов. И это не случайно. Все дети одаренными быть не могут, а отбор в специализированные классы ведется после окончания первого класса. Скажите мне куда должны идти те дети которые не прошли конкурсный отбор. Переход в другую школу для ребёнка – большая психологическая травма.  Поэтому за счет дополнительных часов мы сделали так что в обычных классах у нас изучают два иностранных языка.

 

Это работа с учителями. К примеру, если у нас литературы для математических классов и классов с углубленным изучением английского языка много, то для классов с углубленным изучением экономики их пока нет. Выходом из положения стало то, что наша учительница экономики разработала учебники для 2,3,4,5 классов, которые используются в масштабах школы.

 

 На ваш взгляд, почему школы с высокими показателями результатов учебного процесса остаются в рамках Инвестиционной программы частично?

 Ремонт и реконструкция за счет государства, как правило осуществляются в порядке очереди. В первую очередь, как правило, решают проблемные моменты.

В школах где высокие показатели, как правило дисциплина. А дисциплина - понятие широкое, оно подразумевает и поддержание материально-технической школы. Вот вы прошлись по нашей школе. Есть замечания? Или она хуже, чем другие? Согласно плану капитальный ремонт у нас планируется только в 2017 году, и мы не жалуемся. При этом я не могу сказать, что у нас ничего не делается в плане укрепления материально-технической базы. Конечно своими силами отремонтировать всю школу не получиться, здесь нужна государственная поддержка, но решать проблемы точечно можно. Два года назад районный хокимият нам выделил 60 миллионов, и мы подчинили крышу, сейчас сидим в сухих помещениях. Спонсоры помогли отремонтировать столовую, с помощью родителей – отремонтировали санузлы. В этом году отремонтировали систему отопления, в школе –тепло.

Помогают родители. Когда они знают, что их деньги пойдут на пользу их детям, они всегда готовы прийти на помощь. Наши родители нам помогают с удовольствием, потому что их дети практически здесь живут. С 8 часов занятия, после уроков работают кружки и спортивные секции, раньше 4часорв у нас мало кто уходит. Жизнь в школе затихает только после 6 часов вечера. 

 

Сегодня много говорят о внедрении информационно-коммуникационных технологий. Как вы относитесь к этому?

– В нашей школе не только поддерживают этот процесс, но и делают все для того чтобы уроки проходили с применением самых современных мультимедийных технологий. В прошлом году когда школа получила новый компьютерный класс, мы ни одного компьютера не списали. Старенькие подчинили и раздали по кабинетам, сегодня у нас в 17 кабинетах на учительском столе по одному компьютеру. У наших всех преподавателей есть ноутбуки. Кстати, наша школа первой в районе купила интерактивную доску, еще до того, как ими стали оснащать по линии министерства народного образования. И сделали это из глубокого убеждения что она нам нужна. Кроме того, у нас в школе есть восемь мультимедийных систем. Наши учителя на уроках активно используют материалы интернет, ресурсы из фондов Ташкентского городского института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, многое делают своими руками. Понимаете, все это увлекает детей. К тому же они лучше усваивают информацию, которая сопровождается визуальным материалом.

А еще для поддержания дисциплины в школе мы применили видеокамеры, установили их во всех местах, где раньше фиксировали случаи нарушения дисциплины. Эффект положительный – все под контролем, и старшеклассники, зная об этом, стараются дисциплины не нарушать. 

 

Нам остается пожелать вам успехов в работе…

– Спасибо, будем стараться.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей