ru en ўз
1 USD = 8085.11  
1 EUR = 9487.07  
1 RUB = 136.65  
ru en ўз
Главная / Образование / Учеба по-новому, или Как за один урок 4-классники ...

Учеба по-новому, или Как за один урок 4-классники стали экологами-аналитиками

Провести экологическую экспертизу, сделать расчеты и дать действующее решение по проблеме Аральского моря – такие задачи стояли перед маленькими, но уже очень сознательными учениками 4-го класса. За 45 минут урока «Математика и проблемы Аральского моря» они смогли стать настоящими экологами–аналитиками.

В последнее время в школах большое внимание уделяется внедрению интегрированных технологий преподавания предметов, интерактивных форм обучения и выработке у учащихся навыков применения норм и правил на практике. На одном из последних уроков завершающейся второй четверти в школе № 50 4-классники научились на практике применять формулы и глубже познакомились с проблемой Аральского моря. Подробности – в репортаже специалиста информационной службы Государственного комитета по охране природы Виктории Рзаевой.

Учащиеся готовились основательно: на каждой парте лежал маршрутный лист с картой Узбекистана, опорные расчётные формулы, линейки и цветные карандаши.

Первый шаг исследования — изучить территорию Аральского моря и выяснить, какие реки в нее впадают, по каким странам и регионам они протекают и почему вода из могучих рек Амударьи и Сырдарьи неполноценно сегодня доходит до Аральского моря. Звонким детским голосом ребята называют пять стран: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан и по очереди у доски показывают, какие области страны относятся к региону Приаралья.

По территории Узбекистана Амударья протекает на юге Сурхандарьинской области, на юго-западе Бухарской и Хорезмской областей и проходит по границе двух республик – Узбекистана и Туркменистана. Протекая по всей Каракалпакии, Амударья превращается в ручеек, т. к. ее воды разбираются на промывку засоленных почв и орошение влаголюбивых сельскохозяйственных культур и не доходят до Аральского моря. Уровень водоема упал настолько, что все море разделилось на две части: северный Малый Арал, который относится к территории Казахстана, и наш Большой Арал.

Ученики выводят первые цифры – 67 499 км² – это территория внутреннего моря по данным 1960 года, более 20 видов рыб плескалось в его водах, в том числе и несколько таких видов эндемиков, как аральский усач и аральская белоглазка. Четвертое место в мире занимало Аральское море среди внутриматериковых бессточных озер после Каспийского моря, озера Верхнее (Канада, США) и озера Виктория (Танзания, Кения, Уганда).

По команде капитана – учителя Лейлы Насреддиновны Ализаде ребята совершают перемещение из школьного кабинета в столице в суровую Республику Каракалпакстан. Для этого надо рассчитать, сколько времени понадобится для того, чтобы преодолеть расстояние из точки А в точку Б, исходя из того, что от Ташкента до Муйнака – 1400 километров. Несколько минут суетливых расчетов в тетрадке, и ответ найден: 20 часов по территории республики – и можно пройтись по дну легендарного моря и увидеть корабли, которые уже никогда не сойдут с брошенного якоря.

Школьникам предстоит не только путешествие на расстояние, но и во времени – они попадают в 1960–1990-е и 2000-е годы и рассчитывают, как изменялась площадь Аральского моря на протяжении полувека. Печальная статистика заставляет задуматься: с 67 тыс. км² территория Арала сократилась до 59,9 тыс. км², затем до 36,8 тыс. км², а последующий период ознаменовался поистине катастрофическими темпами: от 28 тыс. км² до 9 тыс. км². По последним данным, площадь Арала составляет 8300 км². Ребята вычислили, сколько процентов осталось от первоначального объема: как оказалось, – всего лишь 12%! Нарисованная диаграмма наглядно показывает, как изменились размеры водоема.

Работа юных экспертов продолжается, теперь нужно выяснить, через сколько лет может полностью исчезнуть Аральское море, если не предпринимать никаких усилий. Возможно, лишь 12 лет отведено Аралу, прежде чем пески поглотят его, и легендарное море останется только в воспоминаниях людей и на лентах кинохроники!

Мальчишкам и девчонкам из 4«ж» будет в это время по 21-22 года. Тот возраст, когда уже можно принимать самостоятельные решения и осознавать, что каждое действие может иметь последствие. И только от них самих будет зависеть, во благо их дела будут идти или во вред. Один из печальных мировых примеров они сегодня разобрали и сделали важные выводы. Ученики передали представителю Международного фонда спасения Арала свои рекомендации и составленный план действий по спасению Аральского моря.

В завершение урока Хония Асилбекова, начальник отдела Госкомприроды Республики Узбекистан поздравила учеников с отлично выполненной работой по разбору и анализу экологической проблемы Аральского моря, поблагодарила руководство школы за активное обсуждение и просвещение учащихся в вопросах охраны окружающей среды и состояния биоразнообразия.

Один и приглашенных гостей – Раим Фархади прочитал ребятам свои стихи, посвященные Аральскому морю, написанные во время его путешествия в Южную Корею. Воды Желтого моря напомнили поэту ушедшее величие его собрата — Аральского моря.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.