ru en ўз
1 USD = 8058.77  
1 EUR = 9515.8  
1 RUB = 140.84  
ru en ўз
Главная / Образование / Шариф Эргашев: «Выбор за ребенком»

Шариф Эргашев: «Выбор за ребенком»

О проблемах выбора девятиклассниками будущей профессии в рамках проекта «Временно доступен» говорил директор Республиканского центра профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся.

Шахноза Мадраимова: – Как происходит выбор девятиклассниками профессии и колледжа, в котором он продолжит обучение? Учитель рекомендует моему сыну идти в торговлю, но мы в семье считаем, что сын должен получить инженерную специальность.

Шариф Эргашев: – Вы поднимаете очень болезненный вопрос. Ребенок должен сам сделать выбор своей будущей профессии. Для этого в школах сформирована целая система, которая помогает учащимся определиться. Эта работа начинается с самых первых дней, как только ребенок пришел в школу. Первое знакомство с профессиями начинается с учебников, в которые за последние годы были внесены соответствующие изменения и дополнения. Выполняя те или иные задания, ребенок начинает понимать, что ему больше нравится. В старших классах программы уроков труда предусматривают уже более серьезный открытый диалог с учителем о профессиях. Затем подключаются психологи и специалисты по профессиональной ориентации. Ими проводятся тестирование по методикам, которые помогают определить наклонности учащегося, консультирование. Трижды проводим опросы девятиклассников на предмет того, какую специальность он выбирает. Организовываются экскурсии в колледжи и лицеи. Большая работа проводится с родителями, для них проводим специальные родительские собрания, на которых даем соответствующие консультации.

Однако, как показывают наши опросы, почти у 20% девятиклассников выбор профессии, несмотря на все предпринимаемые меры, не устойчив. То есть во время каждого из трех опросов, которые проходят с интервалом один-два месяца, один и тот же ученик указывает разные профессии. Это результат влияния самых разных факторов: рекомендаций родителей, общения с друзьями, развития промышленности и сферы услуг в населенном пункте и так далее. При этом самый оптимальный вариант, когда выбор будет сделан на основании не «минутных слабостей», а на основании рекомендаций, сделанных на основе результатов тестирования по рекомендованным нами методикам, которые позволяют определить предрасположенность учащегося к тем или иным профессиям. Этот выбор поможет ему стать высококлассным специалистом, достичь наиболее высоких результатов в карьере.

Фатима Хакимова: – Мы хотим поступать в Ташкентский полиграфический колледж, предрасположенность нашей дочери к этим профессиям выявило и тестирование, проведенное школьным психологом. Однако мы были очень разочарованы, когда узнали, что в учебном заведении не набирают группы с русским языком обучения. Директор колледжа пояснила, что в последние годы не набиралось столько учащихся, чтобы укомплектовать полноценную группу. Как же нам быть: дочь не владеет узбекским языком на уровне, достаточном для обучения на этом языке.

Шариф Эргашев: – Как вы знаете, преподавание в колледжах ведется на трех языках: узбекском, каракалпакском и русском. Обучение в школах ведется на семи языках. При этом следует обратить внимание на то, что во всех школах, независимо от языка обучения, созданы условия для изучения узбекского и русского языков. Это сделано, в том числе, для того, чтобы к завершению девятого класса учащийся мог сделать выбор не только профессии, которую он хочет приобрести, но и язык, на котором он хочет продолжать обучение. Я это говорю к тому, что и родители, и учащиеся должны серьезнее относиться к изучению языков.

Еще один момент, к которому нужно отнестись серьезно и организаторам, и учащимся: опросы, которые проводим с целью выяснения, какое образование девятиклассник намерен получить в дальнейшем. Это очень серьезный момент и нужно с большей ответственностью относиться к указываемому в опросных листах, потому что на основе этих данных Центр среднего специального, профессионального образования готовит свои колледжи и лицеи к приему выпускников девятых классов. Нужно стараться, чтобы к этим опросам выпускник подходил с осознанно выбранной профессией.

Ну, а вам, Фатима, могу порекомендовать следующее. Во-первых, нужно дождаться начала приема, еще, может быть, в этом учебном заведении и будут открыты группы с русским языком обучения. На сегодняшний день опрос проводился только один раз, еще предстоит два опроса, а именно их результаты послужат основанием для принятия решений. Во-вторых, нужно уже сейчас посмотреть альтернативу из родственных специальностей в других колледжах – это тоже вариант для того, чтобы ваша дочь стала специалистом по желаемой профессии.

Мавлюда Ишанходжаева: – Наша дочка в этом году пошла в первый класс. Мы с мужем мечтаем, чтобы она получила высшее образование, и хотим начать ее подготовку к этому уже сейчас. Что вы можете нам посоветовать?

Шариф Эргашев: – Уже со второго класса вы можете попробовать поступить в класс с углубленным изучением предметов специализированной школы или же по окончании четвертого класса в школу-интернат с углубленным изучением предметов. Обратите внимание на республиканские школы с углубленным изучением предметов, школы по направлению искусства и спорта. А в последующем, по завершении девятого класса нужно обратить внимание на академические лицеи. Программы этих учебных заведений позволят вашей дочери лучше подготовиться к поступлению в высшие образовательные учреждения. 
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Другие материалы рубрики