ru en
Архитектурная эпиграфика Узбекистана
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Образование / Образование Узбекистана: шаг вперед

Образование Узбекистана: шаг вперед

Сегодня начальник службы информационно-методического обеспечения учреждений среднего специального, профессионального образования Муродулло Холмухамедов  ознакомил журналистов с результатами работы ведомства. По сути, разговор получился о том, как будет совершенствоваться учебный процесс в ближайшие годы.

По завершению встречи корреспондент Uzbekistan Today записал интервью с Муродулло Холмухамедов.

– Какие задачи, поставленные перед службой, нужно решить в первую очередь?

– Узбекистан одним из первых в мире реформировал систему образования, чтобы каждый ребёнок за 12 лет обучения получил не только общее образование, но и профессию, специальность и вошёл в самостоятельную жизнь хорошо подготовленным. Перед нами стоит задача – обеспечение качества подготовки специалистов.

Стремительное развитие производства и информационно-коммуникационных технологий столь же быстро меняет мир, в котором мы живем. Поэтому одной из главных задач учебных заведений стала подготовка специалистов соответствующего уровня. Одним из решений проблемы стало создание различных центров, которые помогут справиться с поставленными задачами.  С этой целью около года назад открылась служба информационно-методического обеспечения учреждений среднего специального профессионального образования при Центре ССПО.

В образовательной системе Республики активно ведутся работы по внедрению ИКТ, изучению английского языка и точных наук. Наша служба выполняет задачу информационно-методического обеспечения системы среднего специального профессионального образования.

К примеру, в системе среднего специального, профессионального образования изучается более чем 1,6 тыс. предметов и большинство из них – профессиональные дисциплины, которые требуют постоянного обновления информаций. Более того, мы должны предоставить учащимся самые свежие данные не только о том, что происходит на предприятиях страны, но и в мире.

Еще одной не менее важной и сложной задачей является необходимость сделать информацию интересной и привлекательной для учащихся. То есть сформировать мотивацию учащегося относительно изучаемой профессии. То есть предоставить молодому поколению информацию о карьерном росте. Технически этот инструмент называется карьерным навигатором профессии. Мы работаем с молодежью среди которой, надо признать больше популярны всевозможные увлекательные гаджеты, чем книги и учебники.  По мнению специалистов, нынешнее поколение получает более чем 80-90 % информаций посредством зрительных рецепторов. Естественно это меняет суть образовательных технологий. Да и молодёжь активно осваивает работу с современными устройствами.

Остаётся вопрос. Найти точку соприкосновения интересов молодого поколения и образовательных технологий? По сути, именно эти технологии и устройства могут взять на себя роль источника образовательных технологий.

Давайте поразмыслим. Как думает молодёжь? Как найти полезную информацию? Как выучиться быстро и эффективно перспективной профессии? Как сделать карьеру? Одним словом, как научиться быстро и в перспективе стать профессионалом?

Вот тут и возникает точка соприкосновения образовательных технологий и современных технологий, которые предпочитает молодёжь. По моему мнению, пришла пора менять технологию подачи учебной информации. Никто не отрицает силу и мощность книг и книгоизданий. Но насильно мил не будешь. Раз молодое поколение предпочитает информационные технологии и современные устройства, то почему бы этот интерес не направить в правильное русло. То есть разработать образовательную технологию, некий симбиоз педагогики и современных методик, которые отвечают современным требованиям подготовки специалистов и обеспечивает растущий интерес молодёжи в изучении современных профессий. Всё зависит от того какой информацией будут наполнены ресурсы интернет и базы современных электронных устройств.  Для этого нужно перевести все то, что написано в учебниках в цифровой формат, визуализировать процесс подачи и изучения информаций, разрабатывать мультимедийные учебные ресурсы – со всевозможными анимационными эффектами, а также развивать сегмент учебных видеофильмов, виртуальных лабораторий которые помогли бы нынешней молодёжи при изучении определённых профессий.

– Выполнение поставленных задач требует активной работы с педагогами колледжей и лицеев…

– Безусловно, роль педагога, мастера производственного обучения будет меняться стремительно. Педагоги должны будут овладеть всем тем, что предпочитает молодое поколение за очень короткий срок и очень профессионально. Научиться использовать ресурсы интернет и функции современных электронных приспособлений, чтобы использовать в процессе преподавания. Наша задача помочь им сделать это наиболее эффективно с использованием оптимальных педагогических, информационных и инновационных технологий. Тут возникает вопрос. А как будут вести себя педагоги, когда мы достигнем цифрового уровня обеспечения учебной информацией?

Должен признать, что культура подачи и получения учебной информации будет меняться кардинально. Педагоги естественным образом преобразуются в тъюторов - это те же педагоги, которые владеют информационно-коммуникационными и психологическими технологиями в совершенстве. Так же молодёжь должна будет пройти курсы по культуре поведения в информационной среде. Изучить приёмы получения информации и изучения курсов по наиболее коротким и оптимальным траекториям.

При создании учебно-методического сопровождения учебного процесса мы делаем ставку на ставшие уже традиционными средства поддержки педагогов. Например, курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, учебные семинары, обеспечение методическими пособиями, современными книгами и наглядными пособиями.

Учитывая, что в учебные заведения приходят работать молодые преподаватели выпускники вузов, которые тоже являются представителями поколения современных устройств, мы добавили в свою работу информационно-коммуникационные технологии и современные средства связи и общения. В настоящее время планируется запуск профессионального интернет-форума, в котором учителя смогут общаться и обмениваться информацией на заданную тему, создаём современный профессиональный Интернет-портал metod.uz. задачей которого является распространение учебно-методической информации посредством интернет.  Будем создавать и другие альтернативные информационные ресурсы, которые распространены в мировой педагогической практике.

Должен признать, что мы сегодня рассматриваем педагогов не только как целевую аудиторию, но и как своих непосредственных помощников в решении актуальной задачи по созданию контента методических изданий и современных мультимедийных ресурсов для учащихся, ведь – это огромный объем работы не на один год. 

– Какие еще эффективные инструменты планируется применить в ближайшее время?

– Существенно повысить качество процесса позволит создание видео уроков. Учащиеся должны иметь возможность не только получить объем учебного материала, предусмотренный учебными планами, на занятиях и прочитав учебник, но и просмотрев видео уроки, которые должны быть легко доступны в информационно-ресурсных центрах учебных заведений. Они позволят учащемуся в любое время вернуться к пройденному материалу и повторить его столько раз, сколько нужно для усвоения материала.

Этот проект потребует от нас создания целой индустрии, ведь, по сути, предстоит создать эталоны преподавания каждой темы программы.  Чтобы справиться с поставленной задачей, планируем при нашей службе открыть специальные студии, в которых профессиональные режиссеры, операторы, аниматоры будут работать совместно с профессиональными методистами, учеными, преподавателями и мастерами профессионального обучения. Планируется создание двух вариантов студий. Один – стационарный для записи уроков по общеобразовательным дисциплинам, другой – выездной, необходимый для съемки уроков по профессиональным дисциплинам в условиях реальных учебных мастерских профессиональных колледжей.

В перспективе уроки, записанные на жесткие электронные носители информации, будут приложены к каждому учебнику для колледжей и лицеев.

– Принимаем активное участие в совершенствовании учебных планов, их согласования с работодателями, продолжаем разработку учебников нового поколения. Проводим семинары, посвященные актуальным проблемам.–  Что удалось на сегодняшний день?

Продвигаемся и в работе по внедрению информационно-коммуникационных технологий. Участвуем в разработке Национального стандарта по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. В частности, создали web платформу для формирования портала metod.uz, начинаем работу по насыщению контента, создаём профессиональный форум для общения педагогов и мастеров производственного обучения. Для реализации намеченных планов установили контакт с институтом Unesco по информационным технологиям, ведущими преподавателями отрасли обладающими передовым опытом работы, которые хотят принять участие в создании контента наших проектов. 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей