ru en
Asaka bank
andijanatx.uz
1 USD = 3010.2  
1 EUR = 3379.55  
1 RUB = 47.13  
ru en
Главная / Образование / Кого готовят вузы? Прогнозы и реальность

Кого готовят вузы? Прогнозы и реальность

В условиях рыночной экономики учебные заведения призваны удовлетворять потребности населения в образовании. Насколько вузы Узбекистана чувствительны к быстро меняющимся потребностям рынка труда – выяснял корреспондент Uzbekistan Today.

По оценкам аналитиков, сегодня, как и десять лет назад актуальна проблема технических вузов. На дворе XXI век, миром правит технический прогресс, идет мощное развитие коммуникаций, но желающих освоить технические специальности немного. Вместе с тем конкурс растет и в технических вузах. Так, например, если раньше средний конкурс  в Ташкентском государственном техническом университете составлял 5,1 человек на место, то в этом году он  составил 6, 86 человек на место.

Вместе с тем снизился интерес абитуриентов к экономическим направлениям образования. Десять лет назад конкурс в Ташкентском государственном экономическом университете составлял – 23 человека на место. Такой небывалый результат был обусловлен тем, что в 2006 году был прекращен прием на экономические факультеты многих вузов. Общее число мест для обучения будущих экономистов закономерно сократилось, однако абитуриентов с толку не сбило. Однако со временем поменялось и сознание абитуриентов, в этом году конкурс в Ташкентском государственном экономическом университете составил 5, 63 человека на место.

Немного подрос конкурс на традиционно популярных направлениях образования – медицинские и юридические. В среднем 11 и 9,77 человек на место, против показателей десятилетней давности – 10,2 и 8,6.

Однако, главным арбитром, устанавливающим соотношение потребности рынка труда и подготовкой кадров, остается государство, и выполняет оно эту функцию путем  квоты приема.

Они сегодня устанавливаются на основе долгосрочных прогнозов развития отраслей экономики и социальной сферы. Общая квота приема за последние десять лет практически не изменилась – на первый курс принимают около 57 тысяч человек, однако существенные изменения произошли в разрезе специальностей. Последние годы руководством к действиям была Программа модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011-2016 годы.

Произошло увеличение доли студентов, обучающихся по направлениям в области «Инжиниринг, производственные и строительные отрасли». В 2010/2011 учебном году в общей квоте приема они составляли 23%, а сегодня  – 36%.  Это произошло вследствие  перепрофилирования Андижанского и Наманганского инженерно-экономических институтов в Андижанский машиностроительный институт и Наманганский инженерно-технологический институт. В два раза увеличились квоты приема в Джизакском политехническом университете и  других технических вузах.

Вместе с тем отмечалось сокращение показателей приема по направлению «Образование» с 31,1% до 24,6%. Закрыт Ташкентский областной педагогический институт в Ангрене. На этот период пришлась вторая волна сокращения объемов подготовки экономистов. С 8,7%  до 5,7% уменьшился контингент обучающихся по направлению «Экономика и бизнес». Ключевую роль в этом сыграло перепрофилирование все тех же  Андижанского и Наманганского инженерно-экономических институтов. За счет концентрации подготовки в Ташкентском государственном юридическом университете и Каракалпакском государственном университете с 1,3% до 0,9% уменьшены объемы подготовки специалистов по направлению «Право». В пользу технических направлений с 35,5%до 32,7% сокращали квоты приема и по другим направлениям.

Квоты – не единственный инструмент, при помощи которого государство направляет молодежь в нужном направлении. В обновленном классификаторе направлений и специальностей высшего образования, утвержденном в 2011 году, количество направлений образования уменьшено с 228 до 165, а специальностей магистратуры с 1200 до 500 за счет объединения родственных специальностей и ликвидации невостребованных специальностей в отраслях экономики и социальной сферы. Вместе с тем в вузах ежегодно пересматриваются направления подготовки кадров, исходя из потребностей  экономики.  Так например, в этом году в различных вузах было введено 18 новых направлений образования, больше всего в Ташкентском государственном техническом университете.

Произошла оптимизация удельного веса грантовых мест по всем направлениям образования при неизменной общей квоты приема. По «Инженирингу, производственным и строительным отраслям», а также научным и естественно научным  специальностям произошло увеличение грантовых квот с 35% в 2010/2011 до 40-45% в 2015/2016 учебном году, за счет сокращения  мест по направлениям «Экономика и бизнес», «Право», что  тоже стало действенным инструментом по привлечению внимания абитуриентов к техническим направлениям образования.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей