ru en
Asaka bank
andijanatx.uz
1 USD = 3010.2  
1 EUR = 3379.55  
1 RUB = 47.13  
ru en
Главная / Образование / Жизнь с UT: В погоне за количеством в отечественны...

Жизнь с UT: В погоне за количеством в отечественных школах теряется качество

В Узбекистане работает 9566 школ. Все ли они дают одинаковое качество образования, как это должно быть на самом деле? Однозначно, нет. Об этом говорит тот факт, что одни школы работают с перегрузом, а другие с трудом заполняются чуть больше, чем наполовину от мощности. В результате, как правило, качество образования не соответсвует нормам. Команда Uzbekistan Today решила посмотреть на проблему изнутри.

На практике ситуация в школах-лидерах и школах-аутсайдерах - разная. Мы решили начать с учебного заведения, где, на первый взгляд, все складывается хорошо. 

 Команда UT отправились в столичную школу №260 Юнусабадского района. В этом учебном заведении, рассчитанном на 1,4 тысячи мест фактически обучается почти в два раза больше детей. Почему родители не только восьмого квартала массива Юнусабад, но и соседних, стремятся отдать своих детей именно в эту школу?

Опрошенные респонденты объясняют свой выбор качеством образования: знаний больше, база сильнее, выпускники в большинстве своем  поступают в престижные профессиональные колледжи и академические лицеи.  Хвалят школу за качество преподавания английского языка, физики и математики, за возможность изучения корейского языка.

Однако, директор школы Галина Ким, считает, что школе не мешало бы разгрузиться за счет того, что часть учащихся перейдет в соседние учреждения.

- Перегруженная школа испытывает трудности с обеспечением качества учебного процесса, подбором учителей, большинство наших учителей сегодня работают с перегрузом, к тому же здание не резиновое, – все это негативно сказывается на качестве обучения. Однако, родителей эта проблема мало волнует.

- Я в этой школе работаю с самого начала с 1986 года. Вот тогда в первые годы у нас было действительно качество преподавания, поскольку при мощности 1,2 человек у нас было 800 учащихся, были возможности жестко контролировать учебный процесс. Сегодня, когда у нас в школе в два раза больше учащихся, чем должно быть по нормативам, совместно с вышестоящими органами приходится просить своих коллег, чтобы они ходили по домам, вели разъяснительную работу, приглашали детей в свои школы. Однако, пока это не приносит желаемых результатов.

Несколько лет назад, чтобы поубавить огромный интерес родителей к школе с учебного заведения даже сняли статус «с углубленным изучением английского языка». Как видите,  это не помогло.

Но,  нужно отметить, мы убедились в этом воочию: несмотря на все сложности, коллектив учебного заведения продолжает работать добросовестно.

В 2012 году даже расширили школу с пристройкой нового учебного корпуса на 315 мест и малого спортивного зала. Создали более комфортные условия учащимся. Сегодня вместо двух тысяч человек в школе обучается около трех тысяч.

Наверняка, у вас строгий отбор учителей? – поинтересовались мы у Галины Ким пытаясь выведать причины такого  успеха.

На что она ответила: «К сожалению, сегодня у нас нет возможности раскидываться кадрами. Вынуждены принимать всех, кто приходит с дипломом о педагогическом образовании. Если видим, что в молодом специалисте есть педагогические задатки, то начинаем с ним активно работать. У нас в школе работает система «устоз-шогирд», то есть опытные преподаватели помогают начинающим, стараемся регулярно направлять молодых на различные учебные семинары и тренинги, проводимые Министерством народного образования. А слабенькие специалисты не выдерживают, сами увольняются. Сегодня очень сильный контроль со стороны учащихся и родителей, они реагируют на малейшие изменения, вплоть на то как говорит, одевается учитель. Если вдруг что-то не то – сразу появляются куча жалоб». 

– Был определенный период, когда вузы в основном были ориентированы на подготовку специалистов для профессиональных колледжей и академических лицеев, что было обусловлено вводом большого количества новых учреждений этого типа. При этом мы постоянно поднимали вопрос, что школам тоже нужны специалисты, подавали в отделы маркетинга вузов заявки на подготовку кадров, - рассказывает директор. – Сейчас же у нас в столице оказывается, что учится очень много студентов из регионов. Получив диплом, они уезжают домой, а в городе получается, что работать не кому. Вот и приходится выкручиваться из положения. Пока ждем молодого специалиста, имеющиеся учителя работают с перегрузом.

Почему сегодня школы сталкиваются с кадровыми проблемами, ведь у нас сегодня примерно половина вузов ориентированы на подготовку педагогических кадров, – попытался выяснить корень проблемы наш корреспондент.

Учебный процесс в школе ведется с применением современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Практически во всех кабинетах начальной школы есть мониторы – это позволяет проводить уроки с демонстрацией учебных фильмов и мультимедийных программ, применением игровых форм обучения. Учащихся в кабинете химии мы застали за выполнением лабораторной работы.

С белой завистью этим детям вспомнил уроки химии, когда сам учился – в нашей школе, за весь цикл, а тогда химия преподавалась два года, не было ни одной лабораторной работы. А здесь говорят, всегда были реактивы и опыты, более того высказывают что можно улучшить для дальнейшего усовершенствования преподавания предмета. В кабинете физики дети работали с электронной доской. Для сравнения: в наше время таких устройств еще и в проекте не было.

Сопровождая нас по школе, Галина Матвеевна подчеркнула, что в вопросах дальнейшей компьютеризации и информатизации учебного процесса еще многое предстоит сделать, в частности, увеличить количество необходимых компьютеров и прочих мультимедийных устройств. Вместе с тем, педагогический коллектив во главе с директором выступает исключительно за разумное и рациональное использование этих технологий: только там, где в этом есть реальная необходимость, только там, где у детей действительно появляется возможность увидеть больше, чем учитель может рассказать или изобразить на доске при помощи мела.

Перемещаясь из класса в класс, наблюдая за происходящим, мы просто не могли не затронуть несколько актуальных вопросов, которые за последние годы не раз возмущали спокойствие интернет-пространства.

Первое на что обратили внимание – форма в школе. Директор и администрация строго следят за тем, чтобы все учащиеся были одеты соответствующе. «В форме – все дети равны, не заметно социального расслоения. Без формы сегодня никак нельзя. Иначе – все внимание одежде, дети отвлекаются», – прокомментировала Галина Ким. При этом, в каждом классе своя версия форменного костюма – это выбор и решение родителей.

Второе – сотовые телефоны. На этот вопрос директор школы сказала следующее: «Разрешаем только самые простые модели, для того, чтобы родители могли поддерживать связь с детьми. Было время, когда у детей было много дорогих мобильных, пришлось бороться. Отдавали – только в руки родителей. Иначе телефоны из средства связи с родителями превращались в средства развлечения, что негативно сказывалось на качестве обучения».

Знакомство со школой у нас все время было сопряжено с воспоминаниями из своей школьной жизни. Возвращаясь мыслями в годы, проведенные в столичной школе № 149, журналист просто не мог не отметить про себя, как же тепло в каждом классе, кабинетах администрации, спортзале - везде.  

– До реконструкции у нас в коридорах было холодно, поскольку батареи не были предусмотрены даже проектом. Когда составлялся план реконструкции передо мной встал выбор: либо заменить все окна на современные пластиковые и двери, либо отремонтировать и модернизировать систему отопления, – рассказывает Галина Ким. – Мы выбрали второе, поскольку рамы у нас были в нормальном состоянии – там, где нужно было подремонтировали подкрасили. И не прогадали теперь благодаря поддержке государством нашего выборав школе тепло, дети не мерзнут.

Обратили внимание и на покраску стен в коридорах. Во время реконструкции в школе отказались от традиционного разделения стен, когда нижняя часть покрашена, а верхняя побелена. У нас все выкрашено в единый цвет.

– Мы это сделали из расчета на экономию, – пояснила директор. – Иначе побелку нужно освежать каждый год, а стены обновляем раз в три года, при этом в школе всегда хорошо и уютно.

Несмотря на замеченные нами преимущества в школе, есть ряд недостатков, о которых нам открыто рассказывала директор.  Вот к примеру, когда делали пристройку нового здания – по неопытности и незнанию недоглядели, в результате строителями установлены двери которые уже сейчас необходимо менять. А заставить переделать уже не смогли.

В принципе, нет никаких со мнений, что благодаря управленческому профессионализму и трудолюбию коллектива и эти вопросы будут решены. За порядком в школе Галина Матвеевна сегодня следит из своего кабинета при помощи камер видеонаблюдения.

– Система видеонаблюдения и охранник у ворот школы – дисциплинирующий фактор. Дети знают об этом и поэтому реже нарушают график, исправно посещают занятия. Уход с уроков раньше времени – только с разрешения завуча, – подчеркнула Галина Ким. – Кстати – эти инновации тоже результат выбора. Как альтернативу рассматривали возможность установки турникетов, но от них решили отказаться, поскольку контингент в школе очень большой.

Провожая нас, Галина Ким подчеркнула: «Все что вы сейчас увидели – это результат совместной работы государства, педагогического коллектива и родителей. Без активного участия родителей их поддержки многие вопросы оставались бы не решенными, поэтому мы стараемся поддерживать тесную связь с каждой семьей. Надеемся, что это поможет достижению конечной цели, – обеспечению качества образования».

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей