ru en ўз
1 USD = 8085.11  
1 EUR = 9487.07  
1 RUB = 136.65  
ru en ўз
Главная / Культура / Узбекистан отмечает 100-летие со дня рождения осно...

Узбекистан отмечает 100-летие со дня рождения основателя композиторской школы страны

В календаре культурной жизни современного Узбекистана год 2017-й отмечен знаменательным событием – 100-летием со дня рождения одного из основателей и корифеев композиторской школы Узбекистана Бориса Фёдоровича Гиенко.

Заслуженный деятель искусств Узбекистана, народный артист Узбекистана, профессор Борис Фёдорович Гиенко посвятил более 60 лет своей жизни творчеству и воспитанию целой плеяды ярких талантов, среди которых многие ведущие композиторы и общественные деятели Узбекистана, пишет kultura.uz.

Мастер своего дела, музыкант высочайшей культуры и глубокой эрудиции, обладающий энциклопедическими знаниями не только в области музыки, но и многих гуманитарных наук, аналитик и философ, обладавший неповторимым тонким чувством юмора, безграничной человечностью и невероятной силой духа, живший в состоянии постоянного творческого поиска, Борис Гиенко оставил глубокий след в истории Узбекистана. Его творческое наследие обширно и многогранно. Им созданы восемь симфоний, девять струнных квартетов, инструментальные концерты для скрипки, виолончели, голоса, фортепиано с оркестром, сюиты, поэмы, балет, музыка к спектаклям, детская музыка, фортепианные и вокальные произведения и многочисленные обработки узбекских, таджикских, каракалпакских, украинских, индонезийских и японских народных мелодий.

Его творческая биография весьма занимательна. Детство, проведённое с родителями на Кавказе, зародило в нём любовь к 
бескрайним горным просторам, привычку наблюдать природу, «вслушиваться» и «всматриваться» в ландшафт, чтобы глубоко в душе сохранить полюбившиеся образы и затем излить их на бумагу, вначале только лишь в форме художественных зарисовок, а затем и музыкальных сочинений. После смерти отца Фёдора Прохоровича и переезда с матерью Полиной Семёновной в Узбекистан в 1933 Борис Гиенко глубоко погрузился в изучение музыкальных традиций, культуры и обычаев гостеприимного солнечного края, ставшего на всю жизнь его домом. Тот факт, что он владел игрой на многих инструментах – не только фортепиано, но также на баяне, мандолине, домре, помог ему сблизиться с народными музыкантами, учувствовать в совместном музицировании и дал возможность записать в ноты яркие узбекские и таджикские народные мелодии, которые впоследствии легли в основу его многих авторских сочинений.

Борис Гиенко был великим музыкантом, человеком и семьянином. В 1941 году он связал свою жизнь с блистательной пианисткой Татьяной Николаевной Черневской, после брака принявшей его фамилию. Женщина божественной красоты, с музыкальным и человеческим даром, навсегда стала его Музой. Многие из его сочинений посвящены ей. Любимым инструментом «Танюши» была виолончель, в силу особой глубокой и проникновенной драматичности и выразительности тембра, поэтому оба виолончельных концерта и концертино на каракалпакские темы для виолончели с оркестром созданы композитором в качестве музыкального Приношения для Музы. Прожив долгую жизнь вместе, в горе и в радости они покинули этот мир один за другим, с расстоянием в 40 дней…

Дочь Бориса Фёдоровича и Татьяны Николаевны – Наталья Борисовна Гиенко стала достойной преемницей своих родителей, приняв творческую эстафету, став такой же блистательной пианисткой и педагогом. Наталья Гиенко была первой исполнительницей многочисленных фортепианных произведений своего отца, и такие бессмертные опусы, как цикл «12 Рубаи» и «Триптих» для фортепиано были вдохновлены и написаны для «Натули». Ею вместе с симфоническим оркестром Государственной филармонии Узбекистана под руководством Захида Хакназарова и камерным оркестром Гостелерадио Узбекистана под руководством Виктора Медюлянова (ее супругом) были сделаны студийные записи Первого фортепианного концерта и концертино «Маскарабозы», вошедшие в Золотой фонд Узбекского радио.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.