ru en
Архитектурная эпиграфика Узбекистана
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Культура / UT в музее: Портрет Алишера Навои из собрания музе...

UT в музее: Портрет Алишера Навои из собрания музея Савицкого

Сегодня портрет Алишера Навои кисти замечательного узбекского художника Георгия Никитина по праву является гордостью музея и одним из самых ценных экспонатов. 

Рассказывает искусствовед Валентина Сычева:

- Государственный музей искусств Каракалпакстана имени Савицкого играет огромную роль в культурной жизни Каракалпакстана и Узбекистана. У нас в экспозиции представлено все самое лучшее из того, что есть в фондах.

Посетители находят для себя картины, у которых останавливаются и подолгу рассматривают. Одна из таких замечательных работ – портрет Алишера Навои кисти узбекского художника первой половины 20 века Георгия Никитина, жившего и творившего в Самарканде.

Это полотно, как и многие другие картины, попали в коллекцию музея совершенно неожиданным образом. Дело было в семидесятые годы прошлого столетия, после ухода художника из жизни.

Основатель коллекции Савицкий ездил по регионам в поисках интересных картин. Будучи в Самарканде, по старой дружбе, остановился в доме Никитиных. Спал на раскладушке в гостиной комнате. Ночью пошел сильный дождь. Игорь Витальевич проснулся из-за того, что на него стала капать вода. И когда он поднял глаза к потолку, чтобы посмотреть в чем же дело, то увидел, что дырка в прохудившейся крыше закрыта каким-то полотном.

 Савицкий не утерпел до утра и снял замеченное полотно – это был портрет Алишера Навои. Картина дорога уже тем, что является нехарактерным образцом творчества художника. Георгий Никитин в большей степени известен как график, живописью занимался редко.

На утро гость поинтересовался у хозяйки дома – вдовы художника, как же так получилось, что такая уникальная картина стала заплаткой дырки потолка. Оправдываясь женщина сказала, что даже и не подозревала что эта картина представляет художественную и культурную ценность.

Однако Игорь Витальевич был настроен решительно – картину нужно спасать. И сначала забрал ее в Нукус, а уже из Нукуса в числе других живописных работ повез на реставрацию в Москву в институт имени Грабаря.

На реставрации картина находилась несколько лет. Специалистам пришлось проделать сложную работу.  Холст был в таком состоянии, что рассыпался на глазах. По среди картины уже была большая дыра. Чтобы укрепить основу, предотвратить ее дальнейшее разрушение и закрыть дыру специалисты подобрали холст аналогичной текстуры, который наложили с обратной стороны картины. Однако наиболее сложным моментом работы – было восстановление красочного слоя, который к тому времени был утрачен почти наполовину.

По завершении реставрации картина была возвращена в Нукус и с тех пор находится в экспозиции Государственного музея искусств Каракалпакстана.

Сегодня хранители музея берегут этот шедевр как один из самых дорогих и ценных экспонатов. Полотно имеет огромное художественное и культурное значение. Дело в том, что прижизненных портретов Алишера Навои не сохранилось, поскольку на востоке в годы его жизни, изображать живого человека было не принято. А из всех немногочисленных ныне существующих портретов поэта, созданных по описаниям его внешности в книгах, этот по праву можно назвать самым успешным.

Охристо-коричневый цвет полотна позволяет нам как бы совершить путешествие во времени, переместится из нашего времени в ту далекую от нас эпоху. Поза, в которой сидит поэт, книга в его руках, фрагменты архитектуры, пейзаж за окном – все это нас знакомит с укладом жизни тех времен.

Но привлекает нас выразительный, пронзительный взгляд Алишера Навои. Он словно смотрит на посетителей и учит мудрости, говорит о ценностях которые будут вечны. 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей