ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Культура / Театр контрастов. UT в Большом

Театр контрастов. UT в Большом

О долгожданном открытии Большого не написал, разве, что только ленивый. У нашей редакции особенно трепетное отношение  к  этому театру: на протяжении многих лет команда Uzbekistan Today внимательно следит за жизнью ГАБТа. Открытие, так же как и все, мы ждали с нетерпением, даже с волнением. Буквально «сорвали» телефоны администрации с вопросами. Свершилось.

…Театр – великолепен.

Несмотря на то, что многие помещения после ремонта буквально не узнать, Большой не разочаровал. Напротив, превзошел скептично настроенные ожидания зрителей. Мы не будем повторно описывать, как грандиозно изменил свой облик ГАБТ. Хотя, изначально направлялись в Большой именно за этим. Планы изменились, едва журналист и фотограф переступили порог.

 

Когда Ташкент научится ходить в театр?

Этот вопрос буквально витает в воздухе. Не только в ГАБТе, в каждом отечественном театре. К сожалению, сам факт визита в сокровищницу искусства у нас «не обременяется» культурой поведения в театре. Это ощутимо портит впечатления не только заядлых эстетов, но и обычных зрителей, который пришли в театр не сделать селфи, «выгулять» годовалых детей, на экскурсию «потому что учительница сказала», а именно насладиться искусством.

Подобное наблюдение, выстрадано нашими обозревателями, редакторами, фотографами, коллегами по цеху не за один год, и не в одном Большом, и даже не только в Ташкенте. Наш город контрастов часто преподносит колоритные сюрпризы, пожалуй, это один из них.

Однако, если вы любите театр, так же, как любим его мы, то даже сторонние факторы не помешают попасть в заветное красное кресло зрительского зала.

Около месяца назад Государственный большой театр оперы и балета имени Алишера Навои открыл очередной  86-й театральный сезон новым концертом «Звезды Большого театра».  С тех пор эта программа,  сочетающая в себе самые сложные фрагменты из репертуарных постановок оперы и балета, пользуется огромным успехом у зрителя. Сразу после громкого открытия, на волне стихающего ажиотажа, мы решили посмотреть и на этот эксперимент.

Сейчас, пока Большой в центре внимания после долгого ремонта, среди публики – повышенный интерес.  Аншлаги. В зале собираются самые разные зрители, от любознательных, желающих познакомиться с обновленным театром, до музыковедов и театроведов, занятых исследованиями театрального искусства.

Несмотря на то, что двери Большого открываются за час до представления, зрители не торопятся, первые появляются примерно за полчаса до начала. Этого вполне достаточно, чтобы сдать верхнюю одежду и личные вещи в гардероб, полюбоваться настенной росписью и резьбой по ганчу, украшающими стены фойе, и…сделать огромное множество фотографий.

Уверены, чтобы оповестить друзей о том, что все-таки сходили в Большой.

Возможно, это позитивный мейнстрим, но та самая возвышенная атмосфера храма искусства, богемное ощущение мировой классики рассыпается осколками под звуки фотоаппаратов не только в фойе, но и в зале, и особенно во время спектакля.

Чарующую роскошь оформления стен, потолков, акустики, бархатного звучания знаменитых оперных арий и балетных номеров несколько разбавил неподготовленный  зритель.

  

С вешалки, к сожалению, начался не театр, а демонстрация множества пробелов в культуре поведения в театре. С  третьим звонком занавес открылся. Однако, непонятно откуда и почему в зале все еще ходили люди. Шум стих не сразу. О действующих этических нормах дресс-кода говорить не будем. Выводы можно сделать, глядя на фото. Ташкент – город контрастов…

Месяцем раньше точно такую картину мы наблюдали в Национальном академическом драматическом театре имени Хамзы во время выступления театра «Глобус». Грандиозные впечатления от «Гамлета» тогда сложно было чем-либо омрачить, но пару неприятнейших штрихов публика, все же, добавила. Несмотря на то, что съемка была запрещена по просьбе труппы наших гостей, в зале то и дело слышались характерные щелчки камер, порой, мерцали вспышки. 

Своеобразный «народный» вклад в блестящую организацию, безукоризненную интерьерную атмосферу, великолепную игру актеров. Что ж, остается уповать на время, запасаться терпением и умением абстрагироваться…

 

Теперь о концерте…

Программа "Звезды Большого театра" состоит из 18 номеров – отрывков сложнейших с исполнительской точки зрения отрывков оперных и балетных постановок.   Отсюда и название. Среди исполнителей много как начинающих артистов, так и именитых маэстро.

Колоритно и, опять же контрастно сочетаются отечественные и зарубежные композиции. Так, в исполнении Лауреата Международного конкурса Барно Исматуллаевой прозвучала известная «Кашмирида» М. Ашрафи, и, буквально минутой позже её коллега Феруза Юсупова  дерзко и романтично исполнила отрывок «Хабанера» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Номер лауреата международных конкурсов Кирилла Борчанинов исполнявшего куплеты Мефистофеля из известного всем «Фауста» покорил зрителей спецэффектами: сценическая графика, костюмы, - все продумано до мелких деталей.

Игру с декорациями  в новом для нашего Большого ракурсе представил дуэт Мирзо Улугбека и Ферузы из оперы «Небо моей любви» в исполнении Народного артиста Республики Узбекистан Аваза Раджабова и лауреата Международного конкурса Барно Исматуллаевой.

Буквально после первых двух арий, зал дружно скандировал  «Браво!», рукоплескал любимым артистам. 

«Рассказы Азучены» из  «Трубадура» Дж. Верди,  плач Федерико из оперы «Арлезианка» Ф. Чилеа в исполнении известных уже далеко за пределами нашей страны Яники Багрянской и Народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова. «Грант-па» из балета «Дон Кихот» Л. Минкуса в исполнении Тамилы Мухамедовой, Замира Фазлутова,  Маргариты Авдеевой и  Радиона Исянова.  Отрывки из «Урашима Таро» Ф. Янова-Яновского, «Щелкунчика» и «Вальса цветов» П. Чайковского.

Абсолютно каждый номер поставлен с душой, чувствуется отдача артистов, однако, мало ощутима отдача зала…Звуки камер, телефонные звонки с переменным успехом все еще звучали вместе с оркестром.

Антракт. Мы прекратили «цепляться за детали», предпочли прогулку за кулисы, о которой расскажем позже. Но, возвращались, к своему удивлению, в существенно поредевший зал.  Нельзя сказать, что это нас расстроило, возможно, напротив, именно поэтому второе отделение получилось более ярким и западающим в душу.

Каждому – свое

Среди зрителей случайно встретили известную в творческих кругах, строгую и внимательную Зульфию Мурадову из Института искусствознания Академии наук.  С искусствоведом во мнении, в целом, мы совпали: она высоко оценила зрелищность и антураж представления. Но так как,  по части своих профессиональных интересов, она - музыковед, по  исполнению отдельных номеров сделала несколько деликатных критических замечаний. Профессиональный взгляд, разумеется, более критично вглядывался в то, что происходило на сцене, нежели в детали восприятия публики.  Во время спектакля, мы все-таки заметили, что именно она была первой, кто проскандировал из зала «Браво!». Это произошло после выступления Яники Багрянской, композиция «Рассказы Азучены». Лояльный критик.


***

По завершению концерта, зрители активно обсуждали декорации, спецэффекты, музыку. Много восхищенных откликов в адрес одного из опытнейших и старейших дирижёров республики Дильбар Абдурахмановой.  В ее сопровождении исполнено девять из 18 номеров.

Повстречали мы, на свою удачу, и ярых поклонников Большого. Уже на выходе в фойе, просто не смогли пройти мимо оживленно и эмоционально жестикулирующих и улыбающихся  поклонниц оперного искусства. Они активно обсуждали исполнение некоторых номеров молодыми артистами. Вспоминали творчество своих кумиров прошлых лет. Отмечали разницу в звучании, постановках, режиссерских акцентах…

...Мы, ни в коем случае, не утверждаем, что не получили приятных впечатлений. Более того, настоятельно рекомендуем нашим читателям самим погрузиться в эту неповторимую театральную атмосферу. Однозначно, пойдем еще.  

Справка UT:

Большой планирует громкие премьеры.  Первая – совсем скоро,  19 декабря. Опера «Садокат» Рустама Абдуллаева позволит зрителю совершить путешествие во времени, погрузиться в атмосферу Ташкента 1930-1970 годов, вспомнить любимых поэтов Хамида Алимджана и Зульфию. 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей