ru en ўз
1 USD = 8093  
1 EUR = 9531.94  
1 RUB = 136.86  
ru en ўз
Главная / Культура / Театр «Ильхом» нарушил свои традиции

Театр «Ильхом» нарушил свои традиции

В январе одна за другой в «Ильхоме» прошли премьеры трех спектаклей – театральная версия «Неба над Берлином» Вима Вендерса (режиссер – Максим Фадеев), «Горькие слезы Петры фон Кант» Райнера  Вернера Фассбиндера (режиссер – заслуженная артистка Узбекистана Марина Турпищева) и «Жестяной барабан» Фолькера Шлендорфа (режиссер – актер и художественный руководитель театра «Ильхом» Борис Гафуров).

Премьеры состоялись в рамках театрального марафона – Дней немецкой культуры. В этом году руководители проекта решили нарушить сложившуюся многолетнюю традицию и вместо современной немецкой драматургии предложили на суд зрителя три сценические импровизации к шедеврам мирового кинематографа, созданным тремя знаменитыми немецкими кинематографистами.

Вот что по этому поводу говорит кандидат философских наук Татьяна Осина:

– По сути, перед зрителем предстала своеобразная экзистенциальная драма-трилогия, посвященная проблемам бытия, существования человека, которая, если прибегнуть к еще одному знаменитому кинематографическому шедевру, могла бы, на мой взгляд, идти под общим названием «Одинокий голос человека» (название ранней ленты всемирно известного российского режиссера Александра Сокурова по одноименному рассказу Андрея Платонова). Три замечательные работы театра (каждая со своей индивидуальной интонацией – философской, трагической, трагикомической) в том качестве, в котором они были представлены театром, уже сегодня достойны на постоянной основе присутствовать в репертуарной афише «Ильхома», хотя, со слов главного руководителя проекта и режиссера одного из спектаклей  Бориса Гафурова, – это всего лишь примерные сценические импровизации, с предварительными костюмами и с предварительным сценографическим решением, требующие дальнейшей работы и финансовых вложений.

Однако нет сомнения в том, что зритель, который побывал на этом театральном марафоне, будучи незнакомым с представленными на нем кинематографическими шедеврами и их литературными первоисточниками (это одноименная пьеса Р. В. Фассбиндера и роман Гюнтера Грасса «Жестяной барабан»), непременно захочет с ними познакомиться. И в этом отношении меньше всего усилий потребует от зрителя фассбиндеровское произведение. Ведь он является не только режиссером фильма «Горькие слезы Петры фон Кант», одновременно он же его сценарист, написавший сценарий по собственной пьесе, –  она слегка сокращена режиссером Мариной Турпищевой, возглавившей творческую группу одноименной театральной импровизации.

Героиня спектакля, фильма, пьесы Петра фон Кант – талантливый дизайнер одежды, успешная в профессии женщина, сделавшая международную карьеру. Она, несомненно,  принадлежит к сливкам общества, но в обычной жизни она высокомерна, жестока, пресыщена – этакая «рафинированная стервь», привыкшая все покупать, живущая в обществе потребления, где все выставлено на продажу, где все построено на парадигме «товар–купец», в том числе и в области межличностных отношений. Глухая к потребностям других, к потребностям собственной дочери, сама Петра, однако, жаждет понимания, соучастия и любви. Она не испытывает потребности отдавать, но постоянно жаждет брать, обладать, подчинять. Разочаровавшись в профессии, в мужчинах, во всем пресытившаяся, Петра наконец решает «испробовать» еще и запретную любовь, осуждаемую обществом. Она – типичный пример «усеченного человека». Ей присущи утонченность желаний, изощренность потребностей, эстетическая «заточенность» с одной стороны, а с другой – совершенная неспособность к эмпатии, к пониманию другого, этакая «инвалидность души». К осознанию своей ущербности героиня придет к концу спектакля, когда уже будет поздно: вокруг – выжженная пустыня, итог – одинокий вопиющий голос героини. 
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Другие материалы рубрики