ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
O`ZBEKISTON POCHTASI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Культура / Современное искусство: хлопок одной ладони

Современное искусство: хлопок одной ладони

В первом зале однорукий Будда смотрит на экран, где демонстрируется уничтожение статуй Будды в Бамиане (Афганистан). Талибаны варварски разрушили их в 2001 году. На других экранах – фильм о храмах Бамиана и разрушение скульптуры в сирийском музее. Однако Будда остается бесстрастен. Ведь, отвечая злом на зло, мы всего-навсего увеличиваем количество зла.

В Ташкентской арт- галерее ZERO LINE открылась выставка «Хлопок одной ладони», которая напоминает буддийскую притчу.

Основная идея выставки – связь буддийской философии и искусства. В том числе и древнего искусства нашей страны, поскольку именно через Узбекистан буддизм шел на Восток: в Китай, Корею, Японию. На юге республики найден целый ряд монастырей и храмов с остатками росписи. И, как отмечает археолог и искусствовед В. Карасев, вполне вероятно, что первые изображения Будды как человека, а не условного символа, зародились именно здесь в I-II веке н. э.
            Документальный фильм Гавхар Вахидовой «Путешествие в древний, таинственный буддизм Средней Азии», демонстрирующийся на мониторах в фойе, рассказывает об археологических памятниках прошлого. А в залах – наглядные, осязаемые свидетельства буддизма в настоящем. Удивительную коллекцию икон-танка, принадлежащую художнику Вячеславу Ахунову, дополняют изображения Будды из сгоревшего бурятского дацана и картины наших современников.

Как рассказывает Вячеслав Ахунов, иконы были переданы ему на хранение ламами из Иволгинского дацана в Бурятии. Сохраняя танка от уничтожения атеистами, ламы вывозили их в Ташкент. Это и спасло произведения искусства от пожара, вспыхнувшего однажды в храме. В огне погибли изображения Будды, иконы, книги… 
Ламы не решились спасти ничего: ведь огонь – один из главнейших символов Будды. Они приняли пожар, как наказание за свои несовершенства. На пепелище удалось отыскать статую Будды без руки, голову и две правые руки от других статуй. Эти реликвии тоже перекочевали к Вячеславу Ахунову.

Сокровища хранились у него – а тем временем сменился государственный строй, буддизм вышел из-под запрета. Ламы, приезжая в Ташкент, могли свободно носить свои шафранные одежды. Но забирать реликвии они отказались – богатейшая коллекция перешла в собственность художника. 

Это собрание и составило основу выставки. Однако оно было осмыслено и творчески дополнено организаторами.
Композиция вызывает ассоциации скорее не из буддизма, а из индуизма. Невольно вспоминается троица-Тримурти, составляющая основу мироздания: созидание – сохранение – разрушение. И начинается все именно с разрушения.
Здесь же находится инсталляция «12 желаний и бесконечность» Нормурода Негматова. На полу – та самая, уцелевшая в пожаре голова Будды на небольшом постаменте, засыпанная гильзами от патронов. В день открытия выставки в первом зале был показан перформанс. Одетая в черное актриса фотографировалась на фоне скульптур, затем долго швыряла в Будду гильзами и, наконец, «добила» его гранатой. После чего сделала финальное селфи. Все это оставило крайне тягостное, гнетущее ощущение, что, несомненно, свидетельствует: авторы добились своей цели и перформанс, осуждающий терроризм и бездуховность, определенно удался.

Тем не менее, от торжества разрушения, демонстрируемого в первом зале, хотелось скорее перейти к другой части триады – сохранению. О нем повествуют не только многочисленные иконы на ткани, но и буддистские сутры XIX века, а также сияющий огнями алтарь.

Здесь же представлен третий принцип – созидание. Выставку украсили работы знаменитых узбекистанских художников, в своем творчестве обращавшихся к теме буддизма. Это три литографии Медата Кагарова из «Турфанской серии», полотна Лекима Ибрагимова и Шахноз Абдуллаевой. Их неожиданным штрихом дополняют серебряные украшения ювелира Алёны Гуревич и художника Алексея Дмитриева, выполненные в стиле архаик.

И в качестве эпиграфа ко всему собранию зрителей встречает и провожает у входа диптих Вячеслава Ахунова «Буддистская мантра «Ом мани падме хум». На двух белоснежных холстах – небольшие силуэты Будды. Левый заполнен санскритскими надписями – это звучание мантры. Правый же силуэт девственно чист. В нем слышится то самое молчание, в котором только и можно постигнуть сущность божественного. 

о материалам «Новости Узбекистана», nuz.uz)

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей