ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Культура / Реанимация театров: Почему пустеет зрительский зал...

Реанимация театров: Почему пустеет зрительский зал?

На этот вопрос наводит печальная статистика. Госкомстат зафиксировал снижение числа спектаклей с 12167 в 2013 году, до 11540 в 2014-м. Цифры констатируют и редеющие зрительские ряды, в этот же период их число с 3006,8 человек сократилось  до 2755,6 тыс.

По большей степени, это вызвано увеличивающимся количеством профессиональных театров, и сокращением любительских театральных трупп. В 2013 году зритель мог выбирать из 45 театров, в 2014 их стало 49.

Чтобы понять суть этого парадокса корреспондент Uzbekistan Today отправился в творческое производственное объединение «Узбектеатр». Вот, что нам удалось выяснить.

– В составе АТПО «Узбектеатр» уже на протяжении многих лет находится в общей сложности 39 театров страны, остальные – частные, - обратил внимание начальник отдела АТПО «Узбектеатр» Эсонбой Уринов.

– Все 39 театров, входящих в состав нашего объединения находятся на дотации государства, то есть практически полностью финансируются из государственного бюджета, а те средства, что они зарабатывают от продажи билетов идут на материальное стимулирование актеров, дополнительное финансирование творческих проектов. Это - важно, поскольку такая система финансирования способствует сохранению того, что мы понимаем под словом «театр», искусства в его первозданном виде. В первую очередь театры должны думать о качестве своей работы, а уже потом о коммерческой составляющей. Сохранять такую тенденцию непросто, зритель избалован, зритель в поисках зрелищ, возможно, обращается к другим видам искусства. Возможно, ходит в театр реже. Это общемировая тенденция. Сейчас практически всюду театр идёт к зрителю: возрождаются уличные труппы, корпоративный театр. Мы же, стремимся сохранить именно классический театр, искусство, если хотите. Разумеется, это не означает, что театры, которые, например, выступают в Европе на улицах не способны «делать» искусство, одно другого не исключает. Но, приоритеты должны быть расставлены правильно.

Нашим театрам никто не запрещает зарабатывать деньги. Это абсолютно свободный творческий и маркетинговый процесс. Мы, как координирующий орган, только за то, чтобы театры использовали технологии, в том числе, маркетинговые, чтобы привлечь зрителя.

Тем не менее, именно благодаря действующей системе наш театр разнообразен, есть постановки на классические, современные темы, идут спектакли по пьесам национальных и зарубежных драматургов. Есть что предложить, как детям, так и взрослым зрителям. Каждый театр ежегодно представляет в среднем до шести премьер.

Кроме того, именно на комфорт и удобство зрителя ориентирован процесс  укрепления материально-технической базы театров. Новые здания, залы, оборудование, костюмы…

 В настоящее время идет реконструкция двух театров в Каракалпакстане, в Хорезмской области будет строиться новое здание для Хивинского кукольного театра. В Андижане завершают возведение нового здания для областного кукольного театра. Здесь в Ташкенте, принято решение о строительстве нового современного здания для Республиканского театра кукол, выделено отдельное пространство  для театра сатиры и театра-студии «Томоша».

Парадоксально, но в отрицательную сторону может повлиять проведение строительных работ. От этого не уйдешь. Понятное дело, пока театр реконструируется или строится, он где-то арендует сцену и не может распоряжаться ею в полной мере.

Конечно, хотелось бы более стремительного решения вопросов наполнения зрительных залов, внедрения современных технологий по продвижению продукции. Я думаю, в ближайшем будущем эффективно эту проблему нам помогут решать выпускники Государственного института искусств и культуры Узбекистана.

Несколько лет назад там начали готовить управленцев для учреждений культуры. Приток молодых специалистов, приток молодых зрителей – решение многих проблем в театральной жизни.

Неслучайно за последние годы, несмотря на то, что студии есть при большинстве театров, стремительно увеличивается число самостоятельных театральных студий, их сейчас около 15. Все это подпитка наших театров новой живительной силой.

В прошлом году запущен проект по созданию театральных студий при высших учебных заведениях, в ближайшее время они должны появиться во всех профильных  образовательных учреждениях. В 2015 году в фестивале, который мы проводим ежегодно  участвовали шесть студий, в этом году, думаю, будет гораздо больше. Такие студии способствуют привлечению внимания молодежи к театральной жизни. Театр — это не только актеры и режиссеры, это труд представителей множества различных профессий. И эти штатные единицы также нуждаются в  потенциале молодых кадров.

Самое главное преимущество – деятельность этих студий способствует поддержанию интереса молодежи к театру сегодня. Участники студий чаще ходят в театр, а с собой приводят новых зрителей.

Театру практически с первых дней его зарождения предрекали смерть, однако, он - жив и по сей день, несмотря на появившееся телевидение, интернет и прочие средства развлечения.

Я могу с уверенностью сказать, что театры нашего объединения находятся в гораздо лучшем положении, чем коллеги во многих рубежных странах, так как у нас театральное искусство находит всестороннюю поддержку государства и спонсоров. 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей