ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Культура / Проблемы музеев не только в деньгах

Проблемы музеев не только в деньгах

Чего не хватает музеям? Ответы на этот вопрос можно было услышать вчера на состоявшейся в рамках Фестиваля изобразительного и прикладного искусства Республиканской научно-практической конференции на тему «Актуальные проблемы современных музеев и тенденции развития», которая прошла с участием директоров крупных музеев столицы.

Все началось с пространных выступлений о том, что музейный потенциал Узбекистана обширен и разнообразен. Только в системе Министерства по делам культуры и спорта находится 96 музеев. Из них 27 исторических музеев, 28 краеведческих, 11 художественных, 8 литературных, 14 мемориальных, 1 музей природы, 7 музеев литературы и 3 музея-заповедника. Есть музеи в системе Академии наук, Академии художеств, министерств и ведомств, крупных предприятий. Открываются новые, так, например, буквально перед новым годом открылся политехнический музей – под эгидой «Узавтосаноат», компании объединяющей отечественных автопроизводителей.

– Фонд наших музеев отражает практически все историко-культурное наследие Узбекистана, памятники которого охватывают хронологию с древности по сегодняшний день, – обращает внимание доктор искусствоведения, заместитель директора Галереи изобразительного искусства Узбекистана Камола Акилова. – Коллекция интересна, ведь географическое расположение страны в сердце Центральной Азии, на трансконтинентальных маршрутах Великого шелкового пути, обусловили что эта территория была ареалом пересечения различных народов, религиозных воззрений, культур, синтезирующим в себе достижения Запада и Востока. Все это явилось благодатной почвой для создания бесценных памятников археологии, шедевров зодчества, искусства рукописной книги, декоративно-прикладного искусства Узбекистана.

Но говорили и о проблемах. Сегодняшний день музеи как никогда нуждаются в усилении системы закупа музейных экспонатов у населения. В настоящее время музеи покупают очень мало. В последнее время музеи приобретают очень мало. В большинстве случаев новые приобретения – это подарки, предоставленные музеям художниками в знак благодарности за предоставленные выставочные площади, изделия, конфискованные при попытках незаконного вывоза культурных ценностей с территории Узбекистана, находки археологов. Ученые все чаще поднимают вопрос о необходимости улучшения финансирования государственных закупок из средств государственного бюджета.

Можно упустить из рук ценные материалы. Специалисты рассказали , когда они по заказу Министерства по делам культуры и спорта готовили альбом об экспонатах музеев, то лицеям практически нечего было предложить из того, что может ярко представить конец XX век. По словам одного из авторов искусствоведа Акбара Хакимова, такая ситуация сложилась потому, что в определенный период мало внимания уделялось закупу артефактов у населения. В результате то, что должно было храниться в музеях, продается за большие деньги в зарубежных галереях. Бесценные сокровища приобретали так называемые «гастролеры», которые выступали посредниками между населением и зарубежными ценителями искусства.

Сегодня, когда в стране реализуются масштабные проекты по строительству и реконструкции зданий музеев, оснащению их современным оборудованием, необходимо решить вопрос о систематическом пополнением коллекции новыми экспонатами, преимущественно рассказывающими об эпохе последних лет.

Есть и еще вопросы требующие решения. Среди них и кадровые. Главное из них – непривлекательность музейного дела среди молодежи и отношение к работе тех кто в них работает. Их скорейшее решение будет способствовать внедрение в деятельность музеев современных подходов к работе и популяризации их коллекции как в стране так и за рубежом.

Внедрение передового зарубежного опыта поможет музеям привлечь новых посетителей! С этим мнением согласна, и доктор искусствоведения Камола Акилова, изучавшая опыт музейного дела многих стран. Она охотно поделилась с нами своим видением что может привлечь в музеи новых посетителей.

Она отмечает, что в прошлое уже давно ушло время, когда экспозиции музеев десятилетиями не претерпевали никаких изменений. Однако, нашим музеям все равно не хватает

динамики. Постоянную часть экспозиции нужно обновлять чаще, больше проводить временных выставок. Нашим музеям нужно больше различных тематических проектов, и акций.

– Основной фонд только музеев Министерства по делам культуры и спорта на сегодняшний день насчитывает почти 1,5 млн. экспонатов из которых в экспозиции представлено всего лишь 110 тысяч, – обращает внимание Камола Акилова. – Так что, нашим музеям есть с чем работать, чем удивлять, о чем рассказывать.

Сегодня у каждого музея найдется каталог, но их должно быть больше, они должны быть разными в плане тематического содержания, нужно расширять географию распространения. Наши музеи все еще слабо представлены в интернете, их сайты нужно наполнять информации, повысить оперативность обновления и расширить способы представления информации. Искусствовед с сожалением отмечает, что до сих пор на сайте ни одного отечественного музея нет ни одного виртуального тура.

У наших музеев должно быть больше совместных проектов, реализуемых совсместно с зарубежными партнерами, которые бы способствовали культурному взаимообмену.

Нужно не сбавлять темпов работы по повышению образовательного уровня экскурсоводов и всех музейных работников. Они должны не только владеть иностранными языками и уметь интересно рассказывать о коллекции, но креативить в плане того как лучше представить материал, при этом шире использовать современные технологии.

Уже давно частью музейного менеджмента стали кафе, салоны, книжные и сувенирные киоски, образовательные программы, нужно активнее развивать и это направление, предлагая все новые и новые услуги. Посетители не ограничатся чашкой кофе и обязательно приобщаться к духовному и историческому наследию.

Вместе с тем Камола Акилова обращает внимание, что развитие музейного дела и повышение спроса на их услуги – дело не только музейных работников. В решении этих задач им здорово могут помочь туристические организации, включая посещение музеев в туристические маршруты. Но обратно же музеи должны быть готовы предложить конкурентоспособный продукт.

Ни один директора музея сегодня не жалуется на спад посещаемости. Все приводят различные факты старясь выдать желаемое за действительное, ловко апеллируют статистическими данными. Поспорить сложно! Но почему, уважаемые директора, в газетах и журналах мы видим только сообщения об открытии персональных выставок художников и реже тематических, посвященных тому или иному событию. При этом чаще всего фигурируют выставочные площадки академии художеств, Галерея изобразительных искусств Узбекистана, Музей изобразительного искусства Узбекистана, с региональными музеями ситуация не лучше. Мы хотим слышать, видеть и читать о ваших новых проектах, обновлениях экспозиции. уникальных акциях, смотреть виртуальные туры на официальных сайтах. Совершенно объективно – пора менять подходы к работе, есть что позаимствовать из опыта зарубежных коллег. Чем скорее это произойдет, тем скорее, в музеи потянуться люди.

Многое можно поменять уже сейчас, усилиями нынешних коллективов, без больших финансовых вливаний.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей