ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
O`ZBEKISTON POCHTASI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Культура / Жизнь с UT: Ценные музейные экспонаты могут «погиб...

Жизнь с UT: Ценные музейные экспонаты могут «погибнуть» из-за нехватки…реставраторов

Реставрация – это как для врача реанимация, только предметом ее интересов является не человек, находящийся на грани жизни и смерти, а созданные им шедевры.

Даже при соблюдении всех норм режима хранения, музей не может гарантировать полной и вечной сохранности предмета. Кроме того, в процессе комплектования фондов музей может становиться владельцем предметов, чей внешний вид далек от идеала. Ведь иногда экспонаты приходят в таком виде, что их необходимо собирать из множества кусочков.  Это требует мер по восстановлению предмета или, хотя бы поддержанию его в том виде, в котором его получили. В общем, работы у реставраторов страны, в которой работает более 100 музеев больше, чем предостаточно.

Чем наши мастера занимаются сегодня? Это корреспонденты Uzbekistan Today решили выяснить просерфив интернет и пролистав подшивки газет.

Самая нашумевшая история – из Геологического музея, что располагается в столице. В течение последних двух лет здесь занимались идентификацией и консервацией найденных в Ташкентской области останков архидискодона. Для сохранения бивней и зубов этого древнего, не обитающего в наши дни, животного в научно-исследовательском центре химии и физики полимеров при Национальном университете Узбекистана даже разработали специальную полимерную жидкость. В общем, все завершилось вполне удачно, сегодня останки представлены в основной экспозиции музея.  

Много публикаций рассказывающих о деятельности совместных экспедиций. Так в Самарканде узбекско-французская экспедиция занимается реставрацией зала настенной живописи дворца Вархумана в музее Афросиаба. С истечением времени музейный экспонат оказался под угрозой разрушения, и чтобы сохранить его, сегодня бесценные фрески переносят на новую полимерную основу. А в Нукусе работает узбекско-автралийская экспедиция. В научно-исследовательском институте гуманитарных наук она занимается консервацией настенной живописи недавно раскопанного дворца Хорезмских правителей.

Еще несколько упоминаний о реставрационном деле – из Государственного музея истории Каракалпакстана имени Савицкого, который, кстати, на сегодняшний день по праву считается лучшим в республике.  Правда, в них идет речь не о реставрированных картинах, а материалы о сотруднице отдела Альвине Шпады, приуроченные ее 80-летию, которое она отпраздновала в прошлом году. Широко освещалась реставрация исторического клада, найденного под Ташкентом, и сейчас хранящимся в Государственном музее истории Узбекистана.

Нам показалось этого мало, и мы решили дополнить картину, проехавшись по музеям страны. В результате открыли для себя множество проблем, с которыми сегодня сталкиваются администрации музеев в решении вопросов, связанных с реставрацией музейных экспонатов.  Специалисты музеев говорили о том, что тяжело обстоят дела с приобретением реставрационных материалов, о необходимости закупа современного реставрационного оборудования, которого пока в республике нет, поднимались кадровые проблемы. Однако всех руководителей объединяло твёрдое убеждение в том, что реставрационные мастерские нужны и это искусство нужно развивать, иначе будет утрачено бесценное культурное и наследие.

Несмотря на все сложности сокращения реставрационных мастерских нет, напротив многие музеи стремятся создать и развивать соответствующие подразделения.

– В нашем музее хранится более 270 тысяч единиц хранения. В их числе богатейшие коллекции по архзиологии, нумизматике, этнографии, вещественные реликвии, архив документов новой и новейшей истории и фотонегативов, научная библиотека с уникальными изданиями XIX-XX века и более ранними рукописями. Многие материалы, хранящиеся в наших фондах нуждаются в реставрации и консервации, не говоря о том, что все музейные экспонаты требуют тщательного ухода, – рассказывает директор музея Истории Узбекистана Жаннат Исмоилова. – Чтобы сохранить это богатейшее наследие, пять лет назад мы создали новое подразделение реставрационную мастерскую. Однако, до сих пор очень трудно решаются кадровые вопросы, несмотря на то, что мы активно стараемся привлечь к работе выпускников вузов. Если с реставраторами по керамике мы как-то решили свои проблемы, то вот по текстилю, нумизматике у нас до сих пор нет хороших специалистов.

– Наш музей располагается на очень плодородной для археологов земле Сурхандарьинской области, практически все находки попадают к нам в фонды. Зачастую материал требует консервации, – говорит директор Термезского археологического музея Зебиниссо Алимарданова. – Сейчас в нашем музее при поддержке японских коллег начались работы по реконструкции и составлению электронного каталога. В наши планах создать и современную реставрационную мастерскую с новейшим оборудованием и сильными специалистами.

Решение проблем развития реставрации серьезно обсуждались еще в 2006 году в Ташкенте на международной конференции. Еще тогда, в качестве пути решения многих проблем предлагалось создать Республиканский центр консервации и реставрации по аналогии с лучшим зарубежным опытом. Но, воз и ныне там.

Тем не менее, это не означает, что о проблеме забыли. Полтора года назад под эгидой Министерства по делам культуры и спорта работала рабочая группа перед которой стояла задача разработать стратегию создания Республиканского центра реставрации и консервации. В эту группу входила, и известный доктор искусствоведения Камола Акилова.

– Сегодня никто не спорит с тем, что в стране нужно поднимать и развивать реставрационное дело, – рассказывает Камола Акилова. – Поэтому мы подошли к разработке проекта по созданию Республиканского центра реставрации и консервации очень серьезно. Для его открытия нужно хорошее стабильное финансирование, приобретение самого современного высокотехнологичного оборудования. Одной из сложнейших задач которую придется решить на этом пути, представляется подготовка кадров. В ее решении нам не обойтись без сотрудничества с реставрационными мастерскими таких крупнейших и ведущих музеев как Лувр, специализированными центрами формата Государственного научно-исследовательского института реставрации в Москве.

Сегодня предложения, как нам пояснили в Министерстве по делам культуры и спорта, находятся на стадии рассмотрения. По нашему глубочайшему убеждению, пока не поздно, нужно скорее переходить к практической реализации проекта.

 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей