ru en
Архитектурная эпиграфика Узбекистана
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Культура / Что случилось в Ильхоме?

Что случилось в Ильхоме?

Случился Пушкин. Пушкин не для нас?!

 «Евгений Онегин» и современный актуальный театр. Разве может быть это совместимо? Может.

Пушкин это о нас. Пушкин для нас и про нас. Каждый его герой – на злобу дня. И абсолютно неважно, что между нами и Александром Сергеевичем  - сотни лет.

Именно с такими мыслями я вышел из здания театра после первого спектакля гастролеров из Казахстана, знаменитых «артишоковцев».             

Сцена. Один актер. Два стула. Текст. Всё.

Минимализм в декорациях. Минимализм в тексте. Минимализм в мыслях.  

Казалось бы, чем может удивить подобный аскетизм театральной постановки искушенного зрителя? На сцене нашего «Ильхома» случалось всякое. Дожди за стеной, переполох в квартале Тортилья-Флэт, гипнотические мелодии семи лун, происшествия в зоопарке. Словом, зритель избалован зрелищностью достаточно, чтобы ждать от оглушительно популярного «ARTиШОК»а чего-то экстравагантного. Нового. Сумасшедшего.

И тем не менее, что же мы получаем после сеанса Stand-up в зрительском зале? Слишком многое, чтобы уложить это в строки.

Полностью новое понимание Пушкина. Другое прочтение. Совершенно отличные от притершихся нам ещё со школы, набивших оскомину штампов, эмоции. Гениальность этой постановки – в простоте. После спектакля мы повторяем: «Пушкин – это актуально, интересно, доступно» за теми, кто нам это сказал. Возможно, при этом, сами мы никогда и не читали «Евгения Онегина» вовсе.

…Раньше, во времена, когда Пушкина проходят по программе все, я постоянно пытался спорить с учителями по поводу гениальности этого поэта, стремился навязать и отстоять свою позицию о том, что Пушкин – это плод воображения исследователей его творчества, это то, что они нам навязали, внушили.

Однако, после диалога с актрисой «ARTиШОК»а Вероникой Насальской: она – на сцене, я – в зрительном зале, в зале, наполненном зрителями, понимаю, насколько был не прав.

Актриса в образе Александра Сергеевича доступно и понятно говорила со зрителем. О Пушкине. Об Онегине. О Татьяне. О поступках. Мыслях. Чувствах. О любви, конечно же.

Странно, что образ примеряет на себя женщина, возможно, подумает консервативный читатель. Но актриса настолько точно и емко со сцены «разжевала»  роман, что зрительский зал, в целом, и не заметил, что Пушкин-то – женщина. 

«Как написал один священнослужитель в своем блоге - каждая девушка обязана знать письмо Татьяны наизусть….» А вы знаете? – ставит Насальская вопрос перед залом. Из зала – доносятся ответы: кто-то читает строки из поэмы, кто-то, скрипя сердцем, как и я, пытался признаться в том, что о содержании этого письма нам уже практически ничего не помнится.

Проводя аналогии, Насальская совершенно не стесняется заявлять о том, что у Пушкина не про нас. Почти с горечью отмечая, что в суете, мы забываем об очевидном.

На четырех листах актриса выкладывает мост через века, буквально жестами, на пальцах почти кричит залу о том, чего мы так долго в Пушкине не замечали.

И больше нет между Пушкиным и зрителем привычных клише, не осталось в мозгах въедливого «великий русский поэт». Есть Пушкин и ты. Пушкин – человек. Герои романа – мы с вами. «Евгений Онегин» - это про нас!!!            

Несмотря на то, что формат спектакля не располагает динамичной сменой декораций, Насальская публику не жалеет, ставит эксперименты, задает вопросы. «Пушкин, встаньте!» - эта фраза кричит с афиши. Эта фраза врезается в память отовсюду.

Став участниками действия,  понимаем, что две минуты тишины в диалогах пушкинских героев – это действительно тяжелое испытание, которое может свести с ума.

Да нет.  Мы это прекрасно знали. Мы всё это переживали. Мы смотрели, но не видели.

Насколько все мы порой бываем не искренне в диалогах с друзьями, любимыми? Как нам тяжело бывает принять действительность? Осознать то, что собеседник иного мнения – всегда непросто, всегда - сложно. Любовь – чувство, которое движет каждым из нас. Именно об этом писал Пушкин.

В общем, я искренне приношу свои извинения своим учителям и обязуюсь исправиться! Обязательно возьму «Евгения Онегина» и на этот раз прочитаю его не наискосок, не по диагонали, не через страницу, а внимательно. Как учила Насальская.

 

               
 

 

 

                

 

               
 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей