ru en ўз
1 USD = 8058.77  
1 EUR = 9515.8  
1 RUB = 140.84  
ru en ўз
Главная / Культура / Бахтиёр Сайфуллаев: «Искусство и культура должны б...

Бахтиёр Сайфуллаев: «Искусство и культура должны быть доступны для широкой аудитории»

Последние недели в Министерстве культуры Узбекистана выдались насыщенными на различные мероприятия по случаю Дня независимости, Дней культуры Узбекистана в России. Вместе с тем министр Бахтиёр Сайфуллаев внимательно отнесся и к вопросам, поступившим к нему в рамках проекта Uzbekistan Today «Временно доступен». Отвечая и комментируя их, он говорил о том, что делается для того, чтобы Узбекистан и впредь сохранял свой статус крупнейшего многопланового культурного центра Центрально-Азиатского региона.


Раиса Нуриева: – У меня вопрос: будет ли в Ташкенте мюзик-холл? Живое симфо-джазовое исполнение артистами мировой музыки и новейших сочинений наших музыкантов? Некоторое время нас радовал концертный зал «Зарафшан» музыкальными постановками и концертами по праздникам и выходным дням. Почему эта сцена предоставляется деловым людям, а не для народа? Артисты выступали даже ЛЕТОМ, когда все театры в отпуске. Кстати, наличие столиков для зрителей позволяет вместе с артистами отмечать и участвовать в праздниках. Там можно было заказать пирожные и напитки детям... Теперь и на новогодних елках там только вредные «сладости» с оптовых рынков... Приличные буфеты при театрах могут существенно перекрывать убытки театров. И даже столовые для артистов имеют огромное значение для улучшения плодотворной работы. Надо заботиться и об артистах.

Бахтиёр Сайфуллаев: – Хочу обратить ваше внимание на несколько мероприятий. С 30 марта по 30 апреля 2016 года в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана прошел первый Международный фестиваль джаза. В нём участвовали Эстрадно-симфонический оркестр Узбекистана имени Батыра Закирова, художественным руководителем которого является народный артист Узбекистана Мансур Тошматов, джазавое трио NORD FX (Германия), AG3’0 & Айя Витолыня (Латвия), Dhruv Ghanekars JAZZ Band (Индия), Кадри Вооранд и Марэк Талтс (Эстония), Dwiki Dharmavan World Peace Jazz Band (Индонезия). В этом году состоялся II Международный фестиваль джаза, в 2018 году планируется проведение третьего фестиваля.

Кроме того, Эстрадно-симфонический оркестр имени Батыра Закирова проводит джазовые концерты в Ташкенте ежемесячно. Информацию о предстоящих концертах можно найти на сайте www.orkestr.uz, а также бигбенд при Государственной консерватории Узбекистана.

Что касается мюзик-холла, то я надеюсь, что уже в скором времени бывший концертный зал имени Свердлова, в котором в настоящее время располагается здание фондовой биржи «Ташкент», будет реконструирован и передан Государственной консерватории. Все необходимые распоряжения главы государства на этот счет уже имеются, дело за исполнением. Академические концерты, в том числе и джазовые, в этом зале будут проходить на регулярной основе – обещаю.

Теперь по второй части вашего вопроса – о буфетах. Во многих ташкентских театрах имеются не только буфеты для обслуживания зрителей, но и служебные столовые, которые обслуживают только персонал театра. Например, в Узбекском национальном академическом драматическом театре, Государственным академическом Большом театре имени Алишера Навои, Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана, Государственном театре юных зрителей Узбекистана и др. есть буфеты, которые обслуживают и зрителей, и работников театра. Однако в связи с их неокупаемостью предприниматели сферы торговли и общественного питания неохотно идут на сотрудничество с театрами. Учитывая этот момент, в настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении предпринимателям льгот, которые сделают организацию предприятий общественного питания в театрах более привлекательной.

Владимир Муминов: – Почему наши театры в последнее время гастролируют за рубежом только на спонсорские средства? Это привело практически к тому, что все театры, которые привыкли сидеть исключительно на госфинансировании, замкнулись в себе. Какой-то обмен есть только у театров, которые не сидят сложа руки и не ждут очередной помощи из Госбюджета, в том числе «Ильхом», Молодежный театр. Что вы думаете по этому поводу? Не пора ли выделять из Госбюджета средства на поездки или каким-то образом заставить театры работать в этом направлении? Ведь бездействие со стороны наших театров не лучшим образом сказывается на имидже страны.

Бахтиёр Сайфуллаев: – Разрешите с вами не согласиться. Ежегодно театральные коллективы Узбекистана активно принимают участие в международных театральных фестивалях и конкурсах, проводимых за рубежом. Театральные коллективы республики продемонстрировали свое искусство и мастерство на подмостках международных престижных фестивалей в Российской Федерации, Франции, Германии, Израиле, Китае, Малайзии, Таиланде, Республике Корея, Японии и Арабской Республике Египет, Казахстане, Азербайджане, Иране, Франции, Турции, Польше, Пакистане, Гонконге, Сингапуре, Индии, США, СНГ и странах Центральной Азии, регулярно посещают с гастролями страны СНГ и дальнего зарубежья.

За 2016 и 2017 годы было много организовано зарубежных гастролей с такими спектаклями, как «Крутые виражи» (Эрик Арсу) режиссера Русского драматического театра Ферганской области Анвара Абдуллаева на Международном театральном фестивале в городе Челябинске (26 февраля по 3 марта 2016 года), который отмечен специальным дипломом; 29 марта – 5 апреля 2016 года Молодежный театр участвовал в Международном фестивале в Ганновере (Германия) со спектаклем «Мир в столкновении» (произведение И. Нетаньяху); 8–9 апреля 2016 года Южноказахстанский узбекский драматический театр (Республика Казахстан) играл на сцене Государственного драматического театра Узбекистана и радовал зрителей своим спектаклем «Бiр туп алма ағашы»; 7–13 июля 2016 года Хорезмский областной кукольный театр посетил Международный театральный фестиваль в Греции со спектаклем «Лазги»; с 15 по 18 сентября 2016 года Государственный академический Малый театр России на сцене Государственного академического русского драматического театра Узбекистана выступал со своим спектаклем.
Другой вопрос, что гастролей могло быть больше, и мы в этом направлении работаем.

В целях дальнейшего расширения двусторонних отношений между приграничными регионами Республики Узбекистан и Кыргызстаном ознакомление населения, особенно молодежи Узбекистана, со сценическим искусством Кыргызстана и творческого сотрудничества 10–16 февраля 2017 года состоялись гастроли Ошского музыкально-драматического театра имени Бабура в Андижанскую, Наманганскую и Ферганскую области Узбекистана. Наши театральные актёры участвовали во многих международных фестивалях: в январе 2017 года Рамиз Усманов и Рахим Мирзакамалов участвовали на международном конкурсе «Большая опера» в г. Москве, в марте Султонбек Абдурахимов, студент 4-го курса Государственной консерватории Узбекистана завоевал Гран-при на международном студенческом конкурсе Bella voce; 6–13 апреля 2017 года Государственный академический русский драматический театр Узбекистана участвовал в XIX Международном театральном фестивале «Встречи России» в г. Санкт-Петербурге (Россия) со спектаклем «Лю…»; 17–27 апреля 2017 года Хорезмский областной кукольный театр был на гастролях в г. Дармштадте (Германия) со спектаклями «Афанди хангомалари» и «Хива лазгиси»; 25–29 мая 2017 года Государственный кукольный театр Узбекистана участвовал в Международном кукольным фестивале «Так-Теке» в г. Бишкеке (Кыргызстан) со спектаклем «Бахорой ва Навруз» и 12–16 сентября 2017 года – в VI международном фестивале «АРТ-ОРДО» в Республике Кыргызстан со спектаклем «Дилдаги дог» и завоевал первое место за лучший спектакль.

Сабохат Ибрагимова: – Совсем недавно музей имени Савицкого вернулся с выездной выставки, которая проходила в Москве. Скажите, планируются ли выездные выставки за рубеж другими музеями? И еще один вопрос по музеям. Все тот же музей Савицкого стал первым музеем страны, где созданы условия для реставрации и хранения в соответствии с современными требованиями, оснащенные современным оборудованием. По сути, такие условия должны быть во всех музеях. Планируется ли что-нибудь для создания необходимых условий в других музеях? Иначе наши фонды будут под угрозой исчезновения.

Бахтиёр Сайфуллаев: – Да, действительно, в этом году впервые за много лет состоялась выездная выставка Государственного музея искусств имени И. Савицкого в Москву. Хочу подчеркнуть, что эта выставка имела большой успех, потому что её посетили более 80 тыс. посетителей. Интерес к этой выставке был очень большой как у московских зрителей, так и у гостей российской столицы.

Говоря о выставках, соглашусь с вами, что выезд наших музеев необходимо активизировать. Тем более, что сейчас, после выставки музея И. Савицкого в Москве, поступает много предложений сделать аналогичную выставку в других странах и с участием других наших музеев. Мы тщательно рассматриваем каждое из таких обращений и учитываем их при составлении планов работы.
Наши музеи должны быть представлены за рубежом, потому что в наших музеях хранится много уникальных экспонатов историко-культурного наследия, современного искусства. В основном, конечно, это больше история искусств. Только в Министерстве культуры Республики Узбекистан есть 40 музеев и 76 филиалов, в каждом из которых хранятся уникальные произведения искусства.

Что касается того, что музей Савицкого стал первым музеем страны, где созданы условия для реставрации и хранения в соответствии с современными требованиями, оснащенными современным оборудованием, я должен отметить, что первым пилотным проектом по созданию в Узбекистане современного музея была Галерея изобразительных искусств Узбекистана в Ташкенте, но в ней все-таки не было отдела реставрации в том виде, как это сделано в музее Игоря Савицкого. Однако создавать современные реставрационные мастерские – очень дорогостоящий проект. Но альтернативой ему может быть строительство в республике центра реставрации. Он необходим для дальнейшего сохранения большого числа археологических экспонатов и скульптур, живописи и графики, изделий декоративно-прикладного искусства, хранящихся в наших музеях.

Хуршид Пирнафасов: – Недавно гостил у товарища в Москве, и мне посчастливилось побывать в различных музеях и выставочных залах этого города, в них я увидел много людей и жизнь. По возвращении решил побывать в нескольких музеях нашей столицы и был огорчен: залы практически пустые, посетителей – разве что только группа иностранных туристов… Причина того, что наши музеи ведут пассивную жизнь, наверное, в том, что они финансируются из Государственного бюджета. Планируется ли что-нибудь сделать, чтобы в наших музеях было больше всевозможных мероприятий, которые привлекали бы в них людей? Нужны какие-то кардинальные меры, решения на государственном уровне.

Бахтиёр Сайфуллаев: – Надо сказать, что в современном мире понятие «музей» приобретает совершенно новый смысл. Если раньше музей считался местом, где хранятся произведения искусства, то сейчас музей – это место, где происходит диалог со зрителем. Поэтому, конечно, наши музеи должны перестраивать свою работу. Музеи должны работать активнее, организовывать выставки, проводить семинары, конференции, творческие встречи. Безусловно, музей должен работать, чтобы люди часто его посещали, а для этого музеи должны доставать из фондов экспонаты, которые ранее не были выставлены на экспозицию. Поэтому сейчас мы требуем от музеев план выставочных работ. У нас совершенно уникальная история искусства, очень интересные экспонаты, произведения искусства, которые должны быть доступны широкому кругу узбекистанцев. Мы работаем над тем, чтобы уже в ближайшее время во всех музеях появились программы для детей, посетителей разных возрастов, а также специальные программы для искушенных.

Надежда Ибрагимова: – Что вы думаете о современном искусстве, о биеннале? Не кажется ли вам, что современные города не могут жить одним классическим искусством? Что у нас планируется сделать для развития современных направлений в искусстве? Планируется ли строительство музея современного искусства? Интересна позиция государства. На просторах социальных сетей эта необходимость обсуждается уже давно, даже были предложения, чтобы под музей современного искусства передали здание неработающего Узбума.

Бахтиёр Сайфуллаев:– Что такое современный город? Современный город – это прежде всего место обитания современного человека, где ему должно быть комфортно, интересно. Биеннале – это культурный проект крупных городов. В Ташкенте уже прошло семь таких мероприятий. Уверен, что впредь будет еще много подобных мероприятий, работа в этом направлении ведется.
Что касается современного искусства, строительства музея современного искусства, то здесь, во-первых, мы должны определить, что такое современное искусство. Ведь одни под этим понимают арт-модерн, другие – контемпорари арт (contemporary art). А ведь это совершенно разные понятия.

Если говорить о модерн арт, то, в принципе, они представлены в Галерее изобразительных искусств Узбекистана. Если говорить о контемпорари арт, то специальный музей под это искусство нам только предстоит построить. Но для этого мы должны развивать это направление в образовательных учреждениях, чаще проводить выставки работ. Ведь если строить музей, то нужно задуматься и над тем, чтобы он не пустовал…

Что касается места, где расположить музей современного искусства, то это вопрос решаемый. И когда мы подойдем к его решению вплотную, тогда все и определится. 
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Другие материалы рубрики