ru en ўз
1 USD = 4154.36  
1 EUR = 4895.49  
1 RUB = 69.02  
ru en ўз
Главная / Культура / Бабур Исмаилов: «Настало время со стен снимать ков...

Бабур Исмаилов: «Настало время со стен снимать ковры»

Нужно ли Узбекистану развивать современное искусство? Это и многое другое пользователи социальных сетей попытались понять в рамках проекта Uzbekistan Today «Временно доступен» с известным художником, представителем живописи и современного искусства Узбекистана Бабуром Исмаиловым.

Наталья Хакимова: – О своем творчестве вы как-то сказали: «Я не пишу с натуры, не копирую реальность»… И, действительно, ваши картины очень необычны по своему содержанию. Хотелось бы узнать, как «рождаются» сюжеты?

Бабур Исмаилов: – На моих картинах изображены действия. Что касается моего стиля написания картин, то он, наверное, имеет корни в том, что я начинал и много работал театральным художником, над кинофильмами и мультфильмами. А театральные художники очень дружны с художественной литературой, им присущи некоторые навыки режиссера, визажиста, гримера. Все это, конечно, повлияло на мое формирование как художника и способствовало творчеству известного вам Бобура Исмаилова.

Фаррух Ибрагимов: – Мне очень понравились ваши два видеоарта, вернеепредставленные на состоявшейся в этом году выставке современного искусства. На одном было представлено, как женщина снимает с себя паранджу и останавливается, когда дело доходит до сетки, то есть не оголяет своего лица. А на другом, наоборот, изображено, как женщина наносит макияж, делает укладку волос. Все это для нашего искусства очень необычно. Мне интересно, почему вы выступаете за развитие современного искусства, которое, в принципе, для нас очень необычно и нетрадиционно?

Бабур Исмаилов: – Эти два видеоарта были сделаны в разные годы, между датами их создания прошло семь лет. Это Восток и Запад, где отчетливо видна тенденция усиления роли женщин в обществе, отражение того, как происходит изменение женского образа в разных частях земного шара, при этом в своих работах я хочу подчеркнуть, что, несмотря ни на что, женщины не открывают до конца своего лица, где бы это ни происходило и независимо от обстоятельств.

Современное искусство действительно мне очень близко, поскольку оно отражает действительность, современность, реальность, то, что происходит именно сейчас. Да, можно рисовать женщин, детей, стариков, пейзажи, горы, села, города, архитектурные памятники, как это делается на протяжении многих лет, где все похоже одно на другое, но кто-то должен запечатлеть и современные реалии. К тому же современное искусство – это тенденция нынешнего процесса развития современного искусства.

Проведение биеннале современного искусства – это большая честь для страны. Ведь ей оказывают честь художники со всего мира, представляя свои работы. Это прекрасная возможность на выставочных площадках отобразить все, что происходит в различных частях света, отразить действительность в контексте времени. Это знакомство с миром, современным миром. Это диалог на равных со всем миром. Это популяризация страны на туристическом рынке.

Современное искусство – это прекрасная возможность увидеть мир оригинально, по-особенному. Вспоминаюкак американские художники, путешествуя по Узбекистану, создали инсталляцию из наших национальных тканей: они так увидели нашу страну. Благодаря их нестандартному подходу их работа привлекла внимание большого числа людей. Поверьте, ни одна традиционная картина с голубыми куполами и памятниками архитектуры не привлекла бы к себе столь большого внимания!

Современное искусство – это отличный способ ярко и привлекательно заявить о себе. Мы должны это не забывать как страна, которая сегодня делает ставку на развитие туризма, привлечение зарубежных путешественников.

Алексей Кириллов: – Вы как-то сказали, что настало время снимать со стен ковры и вешать картины. Что-то изменилось с тех пор в вашем мировосприятии?

Бабур Исмаилов: – Мы по-прежнему медленно движемся в том направлении, когда люди будут предпочитать дешевым коврам более дорогой, изысканный вариант – картины. Медленно, потому что картины для большинства пока – это дорого. Но вместе с тем, это наша перспектива, потому что картины помогают сделать изысканным, неповторимым интерьер, подчеркивающий индивидуальность хозяина объекта, который они украшают.

К слову, у нас становится все больше людей, которые выбирают вариант с картинами. По социальным сетям вижу, что интерес наших соотечественников к живописи потихоньку возрастает, а это означает, что и творчество художников у нас становится все более популярным и востребованным.

В продолжение темы вопрос от Санжара Якубова: – Последние несколько лет у нас в стране намечается увеличение числа галерей, причем в их создание вкладываются частные предприниматели. Хотелось бы знать, а изменилось ли что-нибудь в жизни художников, ведь это прекрасная возможность продавать картины?

Бобур Исмаилов: – Действительно, последнее время у нас стали создаваться галереи. Но вместе с тем, нужно отметить, что их пока очень мало, чтобы они могли как-то кардинально изменить жизнь художников.

Мы по-прежнему остаемся страной, где сильна традиция – посещать мастерские художников. У нас очень легко, будь то в Академии художеств или же у кого-нибудь из искусствоведов, узнать телефон художника, созвониться с ним и встретиться мастерской, где за чашкой чая и приятной беседой можно ближе познакомиться с его творчеством и внутренним миром.

Что касается галерей, то это очень сложный и трудоемкий бизнес. Он требует постоянного формирования имиджа галереи, проведения ею мероприятий. В конце концов, чтобы этот бизнес процветал и стал действительно движущей силой в искусстве, нужно развивать инфраструктуру. За рубежом сегодня есть немало примеров пешеходных улиц с галереями, ресторанами и так далее. Это очень удобно тем, что каждое из заведений имеет свое определенное направление, и посещение их доставляет огромное удовольствие. С одной стороны, богатый выбор, а с другой – уникальная возможность познакомиться с работами различных художников. У нас же пока галереи находятся далеко друг от друга.

Сейчас разрабатывается проект по созданию в старогородской части Ташкента Центра ремесленничества и прикладного искусства, где будут сконцентрированы мастерские ремесленников – тот самый вариант улицы с концентрацией мастерских. Может быть, реализация этого проекта даст толчок появлению таких пешеходных зон: это необходимо для развития рекреационной инфраструктуры.

Для развития искусства нам нужно возродить и забытые традиции. Когда-то в Ташкенте проводились симпозиумы керамистов – мы незаслуженно забыли эти мероприятия. Ведь это уникальное событие, когда в страну приезжали художники из разных стран, творили здесь и передавали свои творения в дар городу, которые устанавливались в парках и скверах. Это тоже приобщало нас к мировым тенденциям и сближало с другими народами. Кроме того, город становился краше, ведь современный город – это не только широкие проспекты с большими, красивыми зданиями. Он должен иметь и свою эстетику, культурную составляющую.

В заключение нашей встречи вопрос Махмуда Утембаева: – На ваш взгляд, насколько в Узбекистане востребован труд художника?

Бобур Исмаилов: – Вы знаете, из художников, с которыми знаком со студенческой скамьи, еще никто не сменил профессии. Все работают и все довольны ею. Ведь художник – это не только человек, который создает картины… Это очень разноплановая профессия…    
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Другие материалы рубрики