ru en oz
1 USD = 3595.02  
1 EUR = 3883.95  
1 RUB = 62.6  
ru en уз
Государственный советник Президента Республики Узбекистан Турсинхан Худайбергенов провел выездные приемы населения в Наманганской области // Сенаторы одобрили Закон «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан». // В Узбекском государственном университете мировых языков открылся Центр русского языка. // СП GM Uzbekistan с апреля текущего года увеличит производство автомобилей, оснащённых автоматическими коробками передач до 40% от общего объёма производства.
Главная / Культура / Александр Джумаев восполняет пробелы в теории музы...

Александр Джумаев восполняет пробелы в теории музыкальной культуры

В свет вышла книга «Наджм ад-Дин Кавкаби Бухари: поэт, музыкант, ученый XV-XVI веков. Жизнь и творчество (исследования и переводы)» кандидата искусствоведения, члена Союза композиторов Узбекистана, председателя исследовательской группы «Макам» Международного совета по традиционной культуре Александра Джумаева. Она восполняет пробелы в изучении жизни и деятельности этого выдающегося ученого, оказавшего влияние на ход развития музыкальной науки Востока.

Издание, над которым автор работал около 15 лет, выпущено благодаря поддержке Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству.

Книга предоставляет на сегодняшний день наиболее полную информацию о Наджм ад-Дине Кавкаби. Работая над ней, Александр Джумаев попытался прояснить сложные, неясные вопросы, связанные с его происхождением, учителями в области музыки, пребыванием в Бухаре, вплоть до его конфессиональной принадлежности и гибели. Стремился создать наиболее достоверную картину его биографического пути, музыкально-теоретических и эстетических воззрений, опираясь на письменные источники того времени. Он привлек максимум литературы, в которой упоминается имя Кавкаби. К примеру, первая глава посвящена истории изучения его наследия в музыкознании и востоковедении XX–XXI веков.

В книге также описаны основные творческие сферы, в которых Наджм ад-Дин Кавкаби оставил след. Автор описывает его не только как музыканта, сочинителя музыки, но и впервые как поэта. Ему удалось найти его рубаи, отдельные бейты, газель, которые приводятся в книге на языке оригинала и в переводе на русский язык.

Кавкаби добавил традиции Герата в бухарскую школу макомата. Он оказал влияние и на ряд других родственных культур. Это прослеживается в музыкальной науке Ирана, Индии. Особой популярностью пользуются его стихи, связанные с музыкой. Они несут глубокий философский смысл. Некоторые его идеи многократно цитируются в трактатах. Особенно часто повторяются строки из его произведений «Куллият» и «Маснави». В книге также приводится критический перевод этих двух трудов и его знаменитого «Трактата о музыке».

Работу автор книги осуществил, опираясь на четыре списка. Два из них – из хранилища Центра восточных рукописей имени Беруний при ТашГИВ и Института восточных рукописей Российской академии наук - включил в приложение в виде факсимиле.

– Эту книгу замыслил как серию источников под общим названием «Письменные памятники музыкальной культуры средневековой Средней Азии и Ирана (исследования и переводы)». Уже готово несколько книг, – говорит Александр Джумаев. – Одна из них посвящена ученому, теологу имаму Фахриддину Рази и его энциклопедии «Собрание наук», в которой есть также раздел о музыке. Готово исследование о Мухаммаде Нишапури и его небольшом «Трактате о музыке». В нем описана система ладов-парда, предшествовавшая макомату в Хорасане и Бухаре. Готова к печати и книга о ученом, философе XV века Джалолиддине Даввани, а также – исследование о «мехтарлик». Так называлась традиция в Средней Азии, когда музыканты объединялись в специальные гильдии или цеха со своим письменным уставом. Я детально исследовал эту традицию, историю ее возникновения, сделал свой уточненный перевод устава музыкантов с подробными комментариями. Также готова работа об Ата Джалоле, знаменитом бухарском певце, основоположнике вокальной школы в искусстве шашмакома. Осталось лишь найти организации, которые помогут в опубликовании этих книг. Их издание создаст более полную картину развития музыкальной культуры Средней Азии вплоть до нашего времени.


  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.