ru en ўз
1 USD = 8277.53  
1 EUR = 9451.28  
1 RUB = 125.56  
ru en ўз
В стране стартует хлопковая страда. В чем ее отличие от аналогичных агротехнических мероприятий прошлых лет? Ответ в репортаже программы "Ахборот" на нашем портале.
Главная / Финансы / Центробанк продолжит жесткий курс денежно-кредитно...

Центробанк продолжит жесткий курс денежно-кредитной политики

Центральный банк Узбекистана опубликовал итоги 2017 года и задачи на 2018 год в денежно-кредитной и банковской сфере. 

В I полугодии 2017 года банковские активы увеличились на 26% или 19,3 трлн сумов, в том числе кредитные вложения – на 34% или 17,3 трлн сумов.

Рост кредитования приходился, в основном, на финансирование инвестиционных проектов государственных программ развития отраслей и регионов, кредитование субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и на поддержку населения, начинающих предпринимательскую деятельность.

Повышение кредитной активности банков привело к ускорению темпов роста денежной массы в национальной валюте в I полугодии 2017 года на 15% и повлияло на рост уровня цен в экономике.

В сложившейся ситуации, в целях обуздания инфляционных процессов и ограничения темпов роста денежной массы, с 28 июня 2017 года ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 9 до 14%.

Ужесточение денежно-кредитной политики позволило постепенно снизить влияние монетарных факторов на уровень инфляции и сформировать устойчивую антиинфляционную динамику основных денежно-кредитных показателей. В частности, денежная масса в национальной валюте во втором полугодии сократилась на 4,7%, что позволило удержать темпы её роста в целом в 2017 году на уровне 9%.

Одним из важнейших макроэкономических факторов, определивших изменение денежно-кредитной политики во второй половине 2017 года, стала либерализация валютной политики.

Принятые меры способствовали стабильному увеличению среднемесячных объемов операций банков по купле-продаже иностранной валюты в сентябре–декабре 2017 года по сравнению с первым полугодием 2017 года: покупка юридическими лицами – на 60%, продажа – более чем в 4 раза. Население получило возможность продавать свои валютные средства в обменных пунктах коммерческих банков по рыночному курсу.

После сентябрьской девальвации обменный курс сохранился на стабильном уровне и колебался в диапазоне 1%: 8049–8138 сумов за $1.

По итогам 2017 года объем чистых золотовалютных резервов составил $26,6 млрд, увеличившись по сравнению с началом года на $1,4 млрд.

Внедрение механизмов рыночного формирования валютного курса способствовало увеличению поступления наличных денег в кассы банков. В частности, если среднемесячный оборот наличных денег через кассы банков в первом полугодии 2017 года составил 4,8 трлн сумов при эмиссии наличных денег в объеме 900 млрд сумов, то во второй половине года этот показатель увеличился почти в 2 раза (до 9,4 трлн сумов), в том числе в декабре 2017 года – в 2,3 раза (до 11 трлн сумов), достигнув сбалансированности между объемами поступлений и расходов наличности.

Проводимые реформы и принятые меры в денежно-кредитной сфере также отразились на показателях деятельности коммерческих банков. В частности, банковские активы и кредитные вложения увеличились в 2 раза и составили 166,6 трлн сумов и 110,6 трлн сумов соответственно. Объем совокупных депозитов в коммерческих банках по итогам 2017 года достиг 58,7 трлн сумов, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 61%.

В целях обеспечения финансовой стабильности банков в условиях перехода на рыночные механизмы формирования валютного курса, в уставный капитал крупных банков дополнительно внесены $670 млн. В результате, по итогам 2017 года совокупный капитал банковской системы увеличился на 1,6 раза и составил 23,7 трлн сумов, что позволило обеспечить выполнение банками показателей достаточности капитала и ликвидности.

Основные задачи на 2018 год

1. В 2018 году будет продолжен жесткий курс денежно-кредитной политики, направленной, в первую очередь, на предотвращение влияния монетарных факторов на уровень инфляции. При этом с учетом потребностей экономики в кредитах, в 2018 году предусматривается удержание темпов роста денежной массы в пределах 12–14%.

Наряду с этим, будет продолжена активная работа по формированию необходимых условий для постепенного перехода к режиму инфляционного таргетирования в среднесрочной перспективе. В этих целях, на основе привлечения технической миссии МВФ предусмотрена разработка в первом квартале 2018 года «Среднесрочной концепции развития и осуществления денежно-кредитной политики».

2. Будут приняты меры по дальнейшему совершенствованию и упрощению порядка купли-продажи иностранной валюты юридическими и физическими лицами, увеличению степени доступности банковских операций, в частности:

а) внедрение механизма дистанционного проведения операций купли-продажи иностранной валюты (конверсия между платежными картами в национальной и иностранной валютах через мобильные приложения банков);

б) разрешение на снятие наличной иностранной валюты с конверсионных платежных карт внутри страны с расширением сети соответствующих банкоматов.

3. В рамках задач по совершенствованию наличного денежного обращения предусматривается продолжение работ по оптимизации структуры банкнот в обращении. В целях повышения удобства использования национальной валюты рассматривается вопрос о выпуске в обращение банкноты с более крупным номиналом и осуществление постепенной замены мелких купюр монетами нового образца номиналами 50, 100, 500 сумов, а также выпуска монеты номиналом 200 сумов.

4. Активизируется внедрение инновационных банковских технологий для создания условий оказания современных банковских услуг, включая организацию деятельности «цифровых» банков и подразделений банков, специализированных на оказании розничных услуг, совершенствование дистанционного банковского обслуживания, дальнейшее развитие платежной системы.

5. Особое внимание будет уделено обеспечению защиты прав и законных интересов потребителей банковских услуг путем проведения проверок соответствия финансовых услуг обязательным требованиям, повышению финансовой доступности для населения и субъектов предпринимательства и уровня их финансовой грамотности.

6. Будут разработаны проекты законов Республики Узбекистан в новых редакциях:
– «О Центральном банке Республики Узбекистан» – с учетом необходимости совершенствования денежно-кредитной политики и банковского надзора в рамках широкомасштабного реформирования национальной экономики;
– «О банках и банковской деятельности» – в целях создания конкурентных условий для формирования полноценных партнерских отношений между банками и субъектами предпринимательства и укрепления доверия населения к банковской системе как к надежному партнеру;
– Закона «О валютном регулировании» – исходя из анализа влияния принятых мер по либерализации валютного рынка, для совершенствования валютной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата и бизнес-среды.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.