ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
O`ZBEKISTON POCHTASI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Ещё / Выборы-2016 / Избирательное законодательство республики обеспечи...

Избирательное законодательство республики обеспечивает доступ к власти достойных представителей народа

Основой всех демократических преобразований является воля народа, находящая свое выражение в выборах. Регулярное проведение свободных и открытых выборов – один из наиболее ярких показателей демократии в действии, главный критерий легитимности существующей в стране политической системы.

Об этом рассуждают ректор Ташкентского государственного юридического университета Есемурат КАНЬЯЗОВ и профессор ТГЮУ Хасан ИСЛАМХОДЖАЕВ:

– Понятия «демократия» и «выборы» все время идут рядом, они связаны между собой. Выборы – это значит демократия. Демократия – это значит выборы.

Свободные демократические выборы, как и референдум, являются высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой граждане выражают свою политическую волю непосредственно. Они становятся главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, цивилизованной формой политической борьбы.

Посредством выборов реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 году, установила, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Вот почему последовательное совершенствование законодательства о выборах необходимо рассматривать как важнейшую составную часть осуществляемых в Узбекистане демократических реформ.

В настоящее время в нашей стране создано избирательное законодательство, имплементировавшее в себя положения документов ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Межпарламентского союза, и соответствующее международным правовым стандартам, а также передовому зарубежному опыту.

Какие законы входят в систему избирательного законодательства?

Во-первых, Конституция Узбекистана. Она составляет ядро, основу системы избирательного законодательства. В соответствии со статьей 7 Основного Закона народ является единственным источником государственной власти. Это, по сути, законодательная гарантия демократии и основная норма для избирательных законов в государстве.

Она является полной имплементацией положений статьи 21 Всеобщей декларации прав человека и пункта 7 Копенгагенского документа ОБСЕ. В Конституции республики в отличие от конституций многих стран мира имеется специальная глава «Избирательная система», статья 117 которой гласит: «Граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Каждый избиратель имеет один голос. Право голоса, равенство и свобода волеизъявления гарантируются законом».

Во-вторых, это законы, посвященные непосредственно самим выборам Президента Узбекистана, в Олий Мажлис, в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, а также о Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и гарантиях избирательных прав граждан.

В-третьих, в систему избирательного законодательства входит ряд других законов. И хотя выборы не являются непосредственно предметом их правового упорядочения, они все же в той или иной степени затрагивают их. Это законы «О средствах массовой информации», «О политических партиях», «О финансировании политических партий», «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», «Об органах самоуправления граждан», «О свободе совести и религиозных организациях» и другие, которые можно отнести к системе избирательного законодательства.

Важно отметить, что вышеуказанные законы прошли испытание временем и показали свою действенную силу, а также эффективность на практике в ходе выборов разного уровня.

В результате системной и последовательной демократизации и либерализации избирательных норм, а также законодательства об институтах гражданского общества в Узбекистане созданы все необходимые условия, обеспечивающие в соответствии с передовой демократической практикой подлинную открытость, гласность и транспарентность в организации и проведении выборов. Эти принципы обеспечиваются независимой Центральной избирательной комиссией, институтами гражданского общества, прежде всего политическими партиями, их институтами уполномоченных и наблюдателей, средствами массовой информации, а также зарубежными наблюдателями.

Порядок проведения открытых, гласных и транспарентных публичных выборов регламентируется не столько материальными, сколько процессуальными нормами права. Подавляющее большинство таких норм связано с регулированием процедуры назначения выборов, образования избирательно-территориальных округов и соответствующих им избирательных органов, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, голосования и определения его результатов. Поэтому одним из важнейших является принцип проведения выборов независимыми избирательными органами (избирательными комиссиями).

Для информации. В мировой практике существует четыре вида организации выборов.

Первый – выборы организуются правительством. Так, в Великобритании, Италии, Франции и США функции Центральной избирательной комиссии осуществляются исполнительным органом. В Германии их организацией занимается Министерство внутренних дел.

Второй – выборы организуются судебными органами. Например, в Пакистане Центральная избирательная комиссия состоит из трех судей, выбранных из числа председателей Верховного и других судов. В Румынии в Центральную избирательную комиссию отбираются семь членов Верховного суда методом жеребьевки.

Третий – это многопартийный подход, когда заинтересованные партии назначают своих представителей в Центральную избирательную комиссию.

Четвертый – самый демократичный – это считается создание независимой Центральной избирательной комиссии.

Согласно действующему законодательству нашей страны уполномоченным органом, осуществляющим на территории республики контроль за исполнением выборного законодательства, обеспечивающим его единообразное применение, является Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан.

В апреле 2014 года парламентом страны были приняты дополнения в Конституцию, в соответствии с которыми конституционно закреплены система демократического формирования Центральной избирательной комиссии, а также основные принципы ее деятельности, усилены гарантии независимости всей системы избирательных органов, отвечающих за организацию выборов в представительные органы власти.

Одним из ключевых вопросов избирательного процесса с точки зрения его открытости является, как известно, возможность наблюдения за выборами. Обязательства по ОБСЕ, принятые в Копенгагене в 1990 году, особо выделяют роль наблюдателей в повышении авторитета избирательного процесса. В действующем избирательном законодательстве республики предусмотрены все условия и гарантии для реализации принципа обеспечения действенного общественного и беспристрастного международного наблюдения за выборами. Оно рассматривается как одно из важных условий обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, реализации избирательных прав и свобод всех участников выборов, дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами.

В частности, в статье 5 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» закреплена норма о том, что во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов на каждом избирательном участке имеют право участвовать по одному наблюдателю от политических партий, выдвинувших кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, представители печати, телевидения и радио, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений.

Здесь же законодательно определены права наблюдателей, а именно присутствовать на собраниях по выдвижению кандидатов в Президенты Узбекистана, заседаниях окружных и участковых избирательных комиссий; присутствовать на избирательном участке и наблюдать за ходом подготовительной работы, размещением и опечатыванием избирательных ящиков для голосования, выдачей гражданам избирательных бюллетеней; присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии, запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов; сообщать о своих наблюдениях в вышестоящую комиссию, если есть основания считать, что на избирательном участке были допущены нарушения действующего законодательства.

В рамках обеспечения открытости, гласности и транспарентности в избирательном процессе действует институт уполномоченных представителей политических партий, имея в виду, что политические партии выражают интересы определенных социальных групп населения.

Уполномоченные представители политических партий могут принимать участие в процессе проверки Центральной избирательной комиссией правильности составления подписных листов. Введение института уполномоченного представителя обеспечивает еще большую объективность и создает дополнительные гарантии прозрачности выборов, реализации прав политических партий в ходе их проведения.

Содержательной стороной выборов является их справедливый, открытый и гласный, транспарентный характер. Это выборы, при которых созданы равные условия для всех участников выборного процесса, в том числе доступ к средствам массовой информации, справедливое и гласное финансирование, избирательный процесс проводится с учетом принципов подотчетности и прозрачности и предоставляет избирателям возможность сделать осознанный выбор, основанный на их информированности о кандидатах, политических партиях.

Вся избирательная кампания строится на основе гласности. Право гражданина на информацию – это своего рода гарантия, поскольку ее установление и реальное претворение в жизнь будет означать существенное достижение в повышении правовой защищенности личности. Именно свободная циркуляция информации в обществе позволит гражданину не зависеть от государственных структур и наряду с экономической самостоятельностью будет создавать более полные гарантии удовлетворения его интересов, что особенно важно при проведении выборов. В демократической системе у граждан есть два легальных механизма влияния на власть: выражение своей воли на выборах и доведение до властей своего мнения и желаний через средства массовой информации. Именно полноценная информационная среда должна создавать основу для проведения демократических выборов.

Каждый избиратель имеет право в ходе избирательного процесса искать, получать и распространять информацию, касающуюся образования избирательных округов и участков, состава избирательных комиссий, итогов регистрации кандидатов, голосования и выборов. В республике создана целая система правовых, организационных, информационных и процессуальных гарантий обеспечения избирательных прав и свобод граждан при подготовке и проведении выборов. Решения соответствующих избирательных комиссий об образовании избирательных округов и участков, составе избирательных комиссий, а также об итогах регистрации кандидатов, голосования и выборов публикуются в печати, а также транслируются в средствах массовой информации.

Присутствие международных наблюдателей способствует открытости и гласности выборов, соблюдению международных обязательств государств. Деятельность международных наблюдателей регулируется международными документами и законами Узбекистана. Международные наблюдатели получают разрешение на въезд на территорию государства в порядке, установленном законом, и аккредитуются Центральной избирательной комиссией при наличии соответствующего приглашения. Центризбирком выдает международному наблюдателю удостоверение об аккредитации установленного образца, которое дает ему право осуществлять наблюдение в период подготовки и проведения выборов.

Свидетельством демократичности, открытости и транспарентности избирательной кампании по выборам Президента весной 2015 года стало участие 299 зарубежных наблюдателей от 43 государств Америки, Европы, Азии и Африки, а также пяти международных организаций – Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Всемирной ассоциации избирательных органов и Организации исламского сотрудничества. В мониторинге избирательного процесса приняли также участие более 35 тысяч наблюдателей от политических партий.

Всякое умышленное нарушение законодательства о выборах, которое совершается заинтересованными людьми с целью добиться незаконного и неправомерного результата, наказывается в соответствии с законодательством республики.

Воспрепятствование осуществлению избирательного права также влечет за собой уголовно-правовую ответственность согласно статье 147 Уголовного кодекса. Законом

«О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» предусмотрено рассмотрение заявлений и жалоб на решения и действия избирательных комиссий в ходе проведения выборов, принятие по ним решения Центризбиркомом. Согласно статье 20 Закона «О гарантиях избирательных прав граждан», каждому гражданину Узбекистана гарантируется судебная защита его избирательных прав, возможность обжалования в суд незаконных действий избирательных комиссий, государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

Объективно оценивая избирательное законодательство Узбекистана, можно утверждать, что оно соответствует главным приоритетным целям и смыслу избирательного права – обеспечить доступ к власти достойных представителей народа, гарантировать объективность и беспристрастность, равную и справедливую борьбу идей и программ политических партий.

 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей