ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
O`ZBEKISTON POCHTASI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Ещё / Выборы-2016 / Ильёс Абдурахимов: «Независимость Центральной изби...

Ильёс Абдурахимов: «Независимость Центральной избирательной комиссии - гарантия справедливых и демократических выборов»

Основная цель осуществляемых в нашей стране реформ - дальнейшее укрепление защиты прав и свобод граждан, построение демократического государства и граждан¬ского общества. Важным инструментом обеспечения прав и свобод граждан является гарантирование их участия в формировании государственной власти.

Как устроен и как работает этот механизм в Узбекистане - рассказывает старший преподаватель Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан Ильёс Абдурахимов:

– В статье 32 Конституции Республики Узбекистан закреплено, что граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Одной из основных форм такого участия граждан в формировании государственных органов являются выборы.

Полномочиями по организации и проведению выборов в высший законодательный орган - Олий Мажлис Республики Узбекистан и выборов Президента Республики Узбекистан наделена Центральная избирательная комиссия. Следует отметить, что Центральная избирательная комиссия является самостоятельным, действующим на постоянной основе органом, имеющим конституционный статус. Основными принципами ее деятельности являются независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость.

Будучи конституционным органом, Центральная избирательная комиссия обеспечивает подготовку к выборам и их проведение без какого-либо вмешательства других органов государственной власти. В то же время в конституциях большинства развитых демократических государств мира нет специальных положений об органах, уполномоченных организовывать и проводить выборы, о порядке образования таких органов. Сам этот факт показывает, что в нашей стране обеспечены гарантии проведения выборов открыто и гласно, демократично, с полным соблюдением законности.

В национальном законодательстве установлен своеобразный уникальный демократический порядок избрания членов Центральной избирательной комиссии без вмешательства и влияния исполнительной власти. Так, на первом этапе каждая кандидатура в члены Центральной избирательной комиссии обсуждается на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов и рекомендуется для избрания парламентом.

На втором этапе кандидатуры, рекомендованные местными Кенгашами народных депутатов для избрания в члены Центральной избирательной комиссии, отдельно обсуждаются и избираются соответственно на заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса. Таким образом, на обоих этапах обеспечивается участие граждан через своих представителей, отражаются интересы политических партий и широких слоев населения.

Председатель Центральной избирательной комиссии избирается из числа ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии. Также на заседании комиссии из числа ее членов избираются заместитель председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии. Эти нормы являются дополнительной правовой гарантией, обеспечивающей независимость Центральной избирательной комиссии.

Для сравнения: во многих государствах не имеется единой централизованной системы органов, ответственных за организацию и проведение выборов. Функция по организации выборов в большинстве случаев возложена на органы исполнительной власти или непосредственно на правительство. К примеру, во Франции, Австрии и Германии организацией выборов занимается Министерство внутренних дел, в Дании — Министерство внутренних и социальных дел, в Финляндии - Министерство юстиции, а в Бразилии - Высший избирательный суд. Эти примеры свидетельствуют о том, что наше отечественное избирательное законодательство и избирательная система в высшей степени соответствуют принципам демократии. Примечательно, что сегодня этот факт получает признание экспертов всего мира, хорошо осведомленных о политической системе Узбекистана.

Закрепление соответствующих норм в законодательстве также подтверждает независимость Центральной избирательной комиссии. Согласно статье 21 Закона Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии», Центральная избирательная комиссия и ее члены осуществляют свою деятельность независимо от каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.

Члены Центральной избирательной комиссии, принимая решения, выражают свою позицию, свободную от политических склонностей и других посторонних воздействий. Вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

Еще один аспект, обеспечивающий независимость Центральной избирательной комиссии, - это предъявляемые к ее членам требования. Так, членом Центральной избирательной комиссии может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший

25 лет, имеющий, как правило, высшее образование, опыт работы по организации и проведению выборов Президента Республики Узбекистан и в представительные органы государственной власти, референдума, пользующийся авторитетом среди общественности и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти последних лет.

Член Центральной избирательной комиссии не может быть членом другой избирательной комиссии или политической партии. Важно и то, что члены Центральной избирательной комиссии, работающие на постоянной основе, не могут заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической. И это также способствует обеспечению независимости члена комиссии.

В законе закреплена еще одна норма. В соответствии с ней член Центральной избирательной комиссии, зарегистрированный в установленном законом порядке кандидатом в Президенты Республики Узбекистан, в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, доверенным лицом, считается выбывшим из состава комиссии. Эта норма указывает, что сама регистрация лица в качестве кандидата приводит к его выходу из состава комиссии. Цель установления такого порядка - предупредить влияние члена комиссии на ее деятельность своими взглядами и мнениями, не допускать попыток воздействия на ее независимость.

Важным фактором, определяющим независимость Центральной избирательной комиссии, является и то, что в законодательстве предусмотрена административная ответственность за незаконное вмешательство в ее деятельность, невыполнение ее постановлений. Эти нормы позволяют Центральной избирательной комиссии вести свою деятельность свободно от внешних влияний, усиливать работу по эффективному обеспечению избирательных прав граждан.

Словом, независимость деятельности Центральной избирательной комиссии является важным условием справедливой организации и проведения выборов. Поэтому в национальном законодательстве закреплены положения, которые обеспечивают самостоятельное осуществление комиссией своей деятельности, защищают ее деятельность от влияния и всякого вмешательства органов государственной власти, политических партий, групп, общественных объединений. А это гарантирует проведение выборов в рамках закона, с соблюдением справедливости и демократии.
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей