ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Ещё / Выборы-2016 / Аскар Гафуров: «Гарантии свободного волеизъявления...

Аскар Гафуров: «Гарантии свободного волеизъявления подкреплены законодательно»

– За последние 25 лет в Узбекистане в рамках либерализации и модернизации всех сфер жизни государства и общества создана современная избирательная система, отвечающая демократическим требованиям, – считает кандидат юридических наук, доцент Аскар ГАФУРОВ и анализирует правовые основы этого.

Сформирована правовая база, которая обеспечивает гарантии свободного волеизъявления граждан в соответствии с общепризнанными международными нормами и принципами, право каждого гражданина избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти. Созданы правовые механизмы обеспечения открытости и гласности в избирательном процессе. Характерно при этом, что национальное избирательное законодательство постоянно совершенствуется.

Принятие в 2014 году Закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32,78, 93, 98, 103 и 117)» стало логическим продолжением осуществляемых в стране демократического обновления и модернизации. Исходя из поправок, внесенных в Конституцию, парламент страны внес изменения и дополнения и в ряд законов с целью их совершенствования.

В частности, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности дополнен новой главой VI «Административная ответственность за правонарушения в области организации и проведения выборов и референдума», которая состоит из восьми статей.

Четкое определение ответственности за правонарушения, связанные с несоблюдением избирательного законодательства, способствует более полной реализации принципа свободы выбора, дальнейшей демократизации национальной избирательной системы, укреплению принципов открытости и гласности.

Согласно Кодексу об административной ответственности, основаниями для привлечения к ответственности являются такие действия, как нарушение прав кандидата в депутаты или Президенты Республики Узбекистан, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии, нарушение условий и порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам, вынесенным на референдум. Действия, связанные с обнародованием заведомо ложных сведений о кандидате или политической партии с целью воздействия на результаты выборов, также влекут за собой применение мер административной ответственности.

Как известно, в соответствии с законодательством о выборах избирательные комиссии в рамках своих полномочий независимы от органов государственной власти, общественных объединений, политических партий и должностных лиц. Самостоятельность в деятельности избирательных комиссий имеет очень важное значение для организации выборов на основе принципов законности, справедливости и предоставления всем участникам равных условий. Несоблюдение этих принципов на практике может нанести серьезный урон демократической сути выборов.

Вмешательство в деятельность избирательных комиссий влечет за собой меры административной ответственности в отношении должностных лиц. Такое правонарушение выражается в совершении действий, когда должностное лицо, пользуясь своим служебным положением, пытается побуждать избирательную комиссию к принятию и непринятию какого-либо определенного решения.

Известно, что решения, принимаемые Центральной избирательной комиссией в пределах ее полномочий, являются обязательными для окружных и участковых избирательных комиссий, для государственных органов, политических партий и других негосударственных некоммерческих организаций, предприятий, учреждений и организаций. Точно так же решения областных, районных и городских избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения нижестоящими избирательными комиссиями, а также всеми государственными органами, политическими партиями и другими общественными объединениями, трудовыми коллективами и воинскими частями, руководителями предприятий, учреждений и организаций.

Неисполнение должностными лицами решений избирательных комиссий, принятых в пределах их полномочий, влечет по отношению к ним административную ответственность. Здесь необходимо обратить внимание на то, что административная ответственность возникает в результате неисполнения именно решений избирательных комиссий, принятых ими в пределах своих полномочий, и решений, связанных с организацией выборов.

В соответствии со статьей 513 Кодекса об административной ответственности неправомерный отказ в рассмотрении обращений избирательных комиссий и нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения также станут причинами привлечения должностных лиц к ответственности.

Нарушение прав кандидата в депутаты или в Президенты Республики Узбекистан, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии, являющихся специальными участниками выборного процесса, в национальном законодательстве отнесено к разряду правонарушений, влекущих за собой административную ответственность.

Несоздание равных условий при предоставлении помещений для проведения встреч с избирателями также рассматривается как нарушение прав зарегистрированного кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии. Это становится основанием для применения вышеуказанных мер административной ответственности.

Проведение предвыборной агитации с предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплата денежных средств строго запрещены. Это требование основывается на общепризнанных международных стандартах демократических выборов и нашло свое отражение в национальном избирательном законодательстве. В частности, такая норма предусмотрена и в статье 28 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан».

Запрещается также опубликование или распространение иными способами заведомо ложных сведений о кандидате в депутаты, в Президенты Республики Узбекистан или о политической партии с целью воздействия на результаты выборов. Такие случаи отвлекают избирателей, препятствуют их полному волеизъявлению за счет лишения права на получение достоверной информации.

Умышленное уничтожение или повреждение информационных и агитационных материалов считается формой нездоровой конкуренции. Эти действия не только направлены против конкретного кандидата в депутаты, кандидата в Президенты Республики Узбекистан или политической партии, но и препятствуют свободному осуществлению гражданами своих избирательных прав. А значит, уничтожение материалов предвыборной агитации или их повреждение путем записи и рисования на них, покраски, внесения отвлекающих неверных исправлений в тексты этих материалов приводит к административной ответственности.

В целях предупреждения правонарушений при организации и проведении выборов Центральная избирательная комиссия 7 октября 2016 года утвердила «Методические рекомендации по оформлению административного делопроизводства по правонарушениям в области организации и проведения выборов и референдума». Согласно им, в случае выявления административных правонарушений протокол могут составлять члены Центральной избирательной комиссии и члены соответствующих окружных избирательных комиссий. Основанием для составления протокола служат заявления наблюдателей от участвующих в выборах политических партий, уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, обращения участковых избирательных комиссий, заявления граждан, сообщения предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и должностных лиц, а также средств массовой информации.

А в случае совершения правонарушения членами избирательной комиссии протокол составляется членами вышестоящей избирательной комиссии. Установлено, что протокол вместе с другими документами и вещественными доказательствами по делу должен быть направлен составившим его лицом в соответствующий районный (городской) суд по уголовным делам в течение суток с момента совершения или выявления правонарушения.

Необходимо отметить, что право избирать и быть избранным является одним из важнейших политических прав граждан. Оно охраняется и уголовным законодательством. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем осуществлению гражданами права избирать и быть избранными, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, другие должностные лица, представители политических партий, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения избирательного законодательства, несут ответственность в соответствии с законом.

Вопросы уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства определены в статьях 146 и 147 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. В соответствии с ними совершение таких действий, как нарушение законов об организации и проведении выборов или референдума, воспрепятствование реализации избирательных прав или полномочий доверенных лиц влечет за собой уголовно-правовую ответственность. Наряду с этим уголовная ответственность возникает и при совершении таких действий, как воспрепятствование путем насилия, угроз, обмана или подкупа свободному осуществлению гражданами права избирать или быть избранными, осуществлению доверенными лицами кандидатов в депутаты или кандидатов в Президенты Республики Узбекистан их полномочий.

Следует подчеркнуть, что уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства предусмотрена во многих развитых странах. К примеру, в уголовном законодательстве Германии, Швейцарии, Нидерландов установлена уголовная ответственность за такие деяния, как воспрепятствование проведению выборов путем насилия или угроз, подлог избирательных документов, нарушение тайны голосования, воспрепятствование реализации избирательных прав. Как показывает анализ, нормы, определяющие уголовную ответственность за нарушение избирательного законодательства Узбекистана, основываются на общепризнанных нормах международного права и схожи с положениями законодательства развитых демократических государств.

Таким образом, установление ответственности за нарушение избирательного законодательства способствует полной реализации принципа свободы выбора, дальнейшей демократизации избирательной системы нашей страны, укреплению принципов открытости и гласности выборов. 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей