ru en ўз
1 USD = 8271.27  
1 EUR = 9374.66  
1 RUB = 121.79  
ru en ўз
В стране стартует хлопковая страда. В чем ее отличие от аналогичных агротехнических мероприятий прошлых лет? Ответ в репортаже программы "Ахборот" на нашем портале.
Главная / Архив рубрик / Тема года / В организации работы школ происходят 20 важнейших ...

В организации работы школ происходят 20 важнейших изменений. Подробности.

Поскольку в рамках проекта «Временно доступен» встреча с начальником управления общеобразовательных и специализированных школ Саидахрором Сейткамаловым, посвященная новшествам, вытекающим из нового Положения об общем среднем образовании, ввиду тематики вопросов от читателей приобрела некоторую однобокость и была посвящена в основном приему в первые классы, мы решили поговорить с ним более обстоятельно.

– Какое значение имеет новое положение в развитии школьного образования?

– До этого в последний раз документ был обновлен 20 лет назад – 13 мая 1998 года. Нынешний прогресс и требования к завтрашнему дню ставят перед нами все новые и новые задачи. Особенно актуальна задача обучения и воспитания подрастающего поколения на качественном уровне. Этому отведено отдельное внимание и в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. Недавно принятое постановление Кабинета Министров «Об утверждении положения об общем среднем образовании» стало основой важных изменений и обновлений в системе.

Этот документ имеет важное значение в решении проблем, связанных с правовым урегулированием некоторых возникающих в системе общего среднего образования общественных отношений, не обоснованных нормативно-правовыми документами, с полным охватом детей школьного возраста общеобразовательными учреждениями, распределением учащихся по классам на основе установленных норм, качественным обучением в общих средних образовательных учреждениях и другими важными вопросами. В утвержденном положении четко указаны определения и порядок организации филиалов общеобразовательных учреждений, малокомплектных классов, групп продленного дня, логопедических пунктов, перевода учеников из класса в класс, из школы в школу, документооборота, создания, приостановления деятельности и реорганизация школ, а также оказания платных услуг. То есть оно разработано, исходя из предъявляемых к общему среднему образованию требований.

– В рамках проекта «Временно доступен» во всех подробностях было рассмотрено одно из направлений положения – поступление в первый класс, выбор школы. Насколько мне известно, в документе есть новшества, касающиеся выпускников девятых классов. Расскажите об этом подробнее.

– Да, действительно, это так. Теперь получить аттестат с отличием будет значительно проще. Раньше при принятии решения о его выдаче рассматривались оценки за весь период обучения в школе, теперь же во внимание принимаются только два последних года обучения. То есть хотите аттестат с отличием – учитесь в восьмом и девятом классах на «отлично» и ваша мечта сбудется.

– Какие важные организационные изменения подразумевает это постановление?

– Как отмечено в документе, это положение «определяет порядок организации общего среднего образования и осуществления деятельности учреждений общего среднего образования в Республике Узбекистан». Потому что сегодня, помимо системы Министерства народного образования, общеобразовательные и негосударственные образовательные учреждения функционируют под ведомством других министерств и органов. Положение также упорядочивает учебно-воспитательный процесс в этих учреждениях.

Введен новый пункт относительно свободного выбора языка обучения при принятии ребенка в школу, переводе из класса в класс, из школы в школу. Так, выбор языка обучения в общеобразовательном учреждении будет осуществляться согласно Закону Республики Узбекистан «О Государственном языке». То есть ребенок вместе с родителями может выбрать любой язык обучения. На сегодняшний день школьное образование в Узбекистане ведется на семи языках: узбекском, каракалпакском, русском, казахском, кыргызском, таджикском, туркменском.

В соответствии с предъявляемыми к обучению и воспитанию современными требованиями цели и задачи общего среднего образования дополняются следующими новыми направлениями: повышение качества образования посредством широкого внедрения в учебно-воспитательный процесс современных и инновационных педагогических методов обучения, а также информационно-коммуникационных технологий; выявление, стимулирование и развитие индивидуальных положительных качеств учащихся, создание предпосылок для их обучения и воспитания на высоком уровне, формирования и развития их творческих способностей; привитие трудолюбия и формирование навыков самостоятельного творческого мышления, оказание содействия в профориентации учащихся, правильном выборе учреждения среднего специального, профессионального образования и усвоении программ профессионального образования.

В предыдущем положении было вкратце указано, что общее среднее образование состоит из начального образования (1–4-й классы) и общего среднего образования (1–9-й классы). В этой связи возникали некоторые недопонимания. Положение в новой редакции проясняет этот вопрос. В нем говорится, что «Общее среднее образование состоит из начального образования (1–4-й классы) и общего среднего образования (1–9-й классы), что осуществляется в форме дневного обучения». Общеобразовательные учреждения бывают следующих видов: начальная школа (продолжительность обучения 4 года: 1–4-й классы); школа общего среднего образования (продолжительность обучения 9 лет: 1–9-й классы); специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов (продолжительность обучения 5 лет: 5–9-й классы); специализированная школа-интернат по футболу (продолжительность обучения 5 лет: 5–9-й классы); специализированная школа (школа-интернат) для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии (продолжительность обучения 9 (10) лет: 1–9-й (10) классы); специализированная школа-интернат санаторного типа (продолжительность обучения 9 лет: 1–9-й классы); специализированная школа для детей, нуждающихся в особых условиях содержания, воспитания и образования (продолжительность – по необходимости).

С целью обеспечения получения качественного общего среднего образования детьми школьного возраста в отдаленных населенных пунктах (в горных и пустынных районах) на основе решения соответствующих районных (городских) хокимиятов могут быть организованы филиалы общеобразовательных учреждений. В таких филиалах количество детей достигает 100 человек. С учетом и расположения, близости к другим общеобразовательным учреждениям, и состояния материально-технической базы, согласно предложениям районного (городского) ОМООДУНО и финансовых отделов районных (городских) хокимиятов на основе решений соответствующих районных (городских) хокимиятов общеобразовательные учреждения, где число детей доходит до 180 человек, могут быть преобразованы в филиалы.

– В последнее время число учащихся в некоторых школах намного превышает установленный предел, что негативно сказывается на качестве уроков и создает определенные трудности педагогам в профессиональной деятельности. Расскажите, какие требования установлены по этому вопросу, по содержанию обучения и воспитания согласно новым нормативным правилам?

– Действительно, ранее не было конкретного ограничения относительно численности учащихся. Согласно установленным нормативам в 28-м пункте нового положени, наполняемость общеобразовательных школ с соответствующей площадью не должна превышать 35 человек. В школах, которые построены не по типовым проектам, расположены в приспособленных зданиях и не располагают необходимым числом учеников, находятся в отдаленных населенных пунктах (в горных и пустынных районах), где обучение не проводится на узбекском языке, исходя из своеобразных предпосылок, число учащихся определяется по договоренности региональных органов народного образования с финансовыми отделами районных (городских) хокимиятов.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системы народного образования насчитывается более 1,4 тыс. малокомплектных классов, где обучается около 18 тыс. учащихся. В результате объединения нескольких классов с малым количеством учащихся будут уменьшены учебные часы в учебном плане, появится возможность эффективного использования средств Государственного бюджета. Объединение нескольких начальных классов позволит рационально использовать здание общеобразовательного учреждения. Раздельное обучение трех или четырех учащихся повышает к ним требования. Получение большого объема информации приводит учащегося к психологическому переутомлению, в результате чего ребенок «остывает» к учебным предметам, теряет интерес к школе. Поэтому были приведены требования по объединению классов. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях (филиалах) ученики начальных классов могут быть объединены в один класс в следующих случаях:

1–4-й классы, где число учеников достигает восьми человек;

три начальных класса, где число учеников достигает 12 человек;

два начальных класса, где число учеников достигает 24 человек (1 и 3-й, 2 и 4-й классы).

Учитывая особенности учебных программ и территорию расположения общеобразовательного учреждения, хороший результат приносит обучение в классе с делением на две группы. Следовательно, установлены нормы по раздельному обучению учащихся. В частности, если достаточно квалифицированных учителей и в классе насчитывается более 25 человек, то в 1–9-м классах разрешается делить класс на две группы при проведении уроков по иностранному языку, отдельным предметам в государственных специализированных общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, информатике и трудовому обучению в 5–9-м классах, физическому воспитанию в 8–9-м классах, узбекскому языку в 2–9-м классах с другим языком обучения и русскому языку в 2–9-м классах с другим языком обучения.

Решен вопрос с логопедической службой. Теперь на 25 классов полагается по одному логопеду. Эти специалисты будут работать в больших школах с большим числом учащихся. А школы с небольшим количеством учащихся будут прикрепляться к ним исходя из установленных нормативной и территориальной близости учебного заведения.

С целью удовлетворения потребности учащихся в получении глубоких знаний предусматривается организация групп продленного дня в учреждениях общего среднего образования. Согласно Закону Республики Узбекистан «Об образовании», образовательный процесс в этих группах организуется во внеурочное время и осуществляется за счет родительской платы. Порядок ведения деятельности определяется Министерством народного образования по согласованию с Министерством финансов.

Кроме того, в положении были усовершенствованы все моменты, связанные с эффективной организацией продолжительности учебного года и каникул в общеобразовательных учреждениях, порядок этапного контроля для учащихся 5–9-го классов, порядок охвата детей школьного возраста общеобразовательными учреждениями, деятельности общего среднего образования в целом.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.