ru en ўз
1 USD = 4154.36  
1 EUR = 4895.49  
1 RUB = 69.02  
ru en ўз
Главная / Ещё / Мир / Подспудное дело

Подспудное дело

В Центральной Азии афганский фактор традиционно рассматривается с точки зрения его влияния на региональную безопасность, хотя его воздействие на экономики стран региона также представляется значительным, что особенно стало заметно после свержения власти талибов в 2001 году, когда Афганистан стал оказывать экономическое воздействие на регион сразу по двум важнейшим направлениям.

В первую очередь, определенная стабилизация страны в период до 2010 года и создание более или менее прочной гражданской администрации радикально улучшили общий инвестиционный климат в Центральной Азии. Как известно, для бизнеса не последнюю роль играет именно учет политических рисков для инвестиций. Улучшение ситуации с безопасностью в Афганистане наиболее ярко в инвестиционной сфере отразилось на Казахстане, Туркменистане и Узбекистане.

Иностранные инвесторы вложили в эти страны несколько десятков миллиардов долларов, в первую очередь, в проекты по добыче, переработке и транспортировке природных ресурсов, а также в индустриальные проекты по созданию готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. В дополнение к этому Афганистан превратился в достаточно крупного торгово-экономического партнера. Экспорт продукции и услуг на афганский рынок стал немаловажным фактором для диверсификации внешнеэкономической политики стран ЦА и источником валютных доходов. Например, товарооборот Узбекистана со своим южным соседом уже в 2012 году составил почти $1,1 млрд, из которых на нашу страну пришлись $1,073 млрд, а на Афганистан – всего $0,8 млн. Доля Афганистана в общем товарообороте Республики Узбекистан составила 4,1%. В основном, на афганский рынок поставлялись электроэнергия, нефтепродукты, химические удобрения и плодоовощная продукция.

Вполне очевидно, что одними из основных драйверов экономического роста в Афганистане и, как следствие, увеличения его потребностей в импорте из стран ЦА были финансовые вливания западных спонсоров, формировавших бюджет страны, а также расходы западных стран по военной линии внутри Афганистана. Это хорошо видно по структуре афганского государственного бюджета. Так, в бюджете 2014–2015 годов, который равнялся $7,794 млрд, на внешнюю помощь пришлось $5,311 млрд (почти 71%), а на внутренние афганские доходы – лишь $2,483 млрд (29%). Такое же соотношение сохранилось в бюджете на 2017 год. Именно западные деньги во многом позволяли афганским компаниям, получавшим заказы от западных оборонных ведомств и международных организаций, наращивать свои доходы и платить налоги в государственную казну. Объем средств, вкачивавшихся в афганскую экономику внешними спонсорами, просто поражает. Одни лишь Соединенные Штаты с 2001 года, согласно отчету Джона Сопко, специального генерального инспектора США по восстановлению Афганистана, потратили только на прямую помощь Афганистану $113 млрд, что больше, чем совокупная помощь Европе по плану Маршалла после Второй мировой войны. Всего же США потратили на Афганистан почти $1 трлн.

Однако, похоже, золотые времена Афганистана позади, и это может потенциально угрожать как минимум замедлением темпов роста его торгового оборота со странами Центральной Азии. Афганские и западные эксперты отмечают синхронизацию процесса вывода контингентов стран НАТО и резкое замедление темпов экономического роста. При этом они ставят в вину афганским властям, что те не предприняли никаких превентивных усилий для выработки программы реагирования, в которой был бы учтен фактор вывода войск. Согласно данным, которые привел президент Ашраф Гани, из-за вывода западных контингентов Афганистан потерял как минимум 100 тыс. рабочих мест только в транспортном секторе, который давал около 22% ВВП. Удар ощутили на себе также секторы строительства и услуг, которые формировали 40% ВВП и драйверами которых всегда выступали контракты с американским военным ведомством. В результате рост ВВП Афганистана упал с 6,9% в период с 2007 по 2012 годы до 1,3% в 2014 году и 0,8% – 2015-м. Параллельно упали средние доходы на душу населения с $730 в 2013 году до $680 в 2014-м, и, по всей видимости, доходы продолжат падать и дальше. Непосредственным индикатором проблем в экономике стал резкий рост эмиграции. По греческим данным, афганские беженцы, прибывшие морем в Грецию в 2015 году, по численности уступили только беженцам из Сирии. Пик пришелся на октябрь, когда морем прибыло почти 64 тыс. человек. Правительство президента Ашрафа Гани пытается хоть как-то исправить положение. В частности, были предприняты усилия для повышения эффективности налоговой системы. За 8 месяцев 2016 года собираемость налогов выросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что позволило в определенной степени покрыть возросшие на 9% расходы бюджета на оборону и социальную сферу. Также стало известно, что правительство готовит почву для проведения аграрной реформы с целью превращения сельского хозяйства в ведущую отрасль экономики. В настоящее время сельское хозяйство занимает около 40% в структуре ВВП и в него вовлечено до 80% населения. Однако дальнейшее развитие и модернизация этого сектора экономики затруднены нехваткой современного оборудования и технологий, хранилищ для сельхозпродукции, а также необходимостью модернизации ирригационной системы. Проблемой является и нехватка рынков сбыта. Для финансирования реформ в сельском хозяйстве Кабул планирует создать в ближайшем будущем «Сельскохозяйственный банк Афганистана».

Вместе с тем, сдерживающее влияние на попытки президента Ашрафа Гани решить экономические проблемы оказывают две ключевые причины. Первой причиной выступают проблемы креативного характера, которые наблюдаются в министерствах и ведомствах Афганистана. Они попросту не могут полностью освоить выделяемые средства из бюджета на развитие страны, так как не предлагают в достаточной степени новые проекты, которые смогли бы создать новые рабочие места. Семнадцать министерств и ведомств освоили в этом году менее 70% выделенных им средств, что вынудило президента страны выступить с угрозой по урезанию их финансирования в 2017 году. Второй причиной являются расширяющиеся боевые действия между правительственными войсками и движением «Талибан», в ходе которых дело уже доходит до штурма талибами провинциальных центров, таких, как г. Фарах в октябре 2016 года. Это приводит к растущим расходам бюджета. В ходе боевых действий разрушению подвергаются также различные объекты экономической инфраструктуры.

Для Центральной Азии экономические проблемы Афганистана представляют сложный вызов, который может еще больше обостриться в связи с тем, что новая американская администрация планирует вновь ужесточить политико- экономический подход в отношении Ирана, который в свою очередь выступает одним из важнейших экономических партнеров Афганистана. В этой связи афганская тема в 2017–2018 годах может в очередной раз выйти на первые строчки в повестке дня внешнеполитических стратегий как стран ЦА, так и региональных организаций, в первую очередь ШОС, для которой Афганистан станет в ближайшем будущем фактически территориально внутренней проблемой, учитывая ожидаемое вступление в организацию Пакистана и Индии.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.