ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Ещё / Аналитика / «Зеленый коридор»

«Зеленый коридор»

Узбекистан стремительно расширяет свое присутствие на продовольственных рынках СНГ, Европы и Ближнего Востока. При этом агропромышленный комплекс страны обладает огромным потенциалом, реализация которого способна обеспечить экологической и безопасной пищевой продукцией не только традиционных партнеров, но и самые дальние уголки планеты. Каковы основные тренды развития этого сегмента разбирались корреспонденты Uzbekistan Today в рамках прошедшей в Ташкенте Международной плодоовощной ярмарки. 

Сделано со вкусом

Узбекистан сегодня является крупнейшим производителем плодоовощной продукции в Центральной Азии. В стране функционирует свыше 70 тыс. фермерских хозяйств, специализирующихся на выращивании «солнечных» фруктов и овощей, широко внедряются принципы интегрированного управления водными ресурсами, современные перерабатывающие мини-технологии, системы автоматизированного контроля и управления качеством.

Поэтому не случайно, что именно в нашей республике появилась идея создания своеобразной единой площадки для контрактации свежей и переработанной плодоовощной продукции, которая бы объединила всех участников сферы. Подобное мероприятие уже успешно работает 12 лет в хлопковой индустрии, собирая в октябре в Ташкенте ведущих игроков хлопкового бизнеса со всего мира.

Своеобразной репетицией к этому масштабному событию стала проведенная в Ташкенте в июле этого года внеочередная Международная плодоовощная ярмарка. По ее итогам было подписано 270 договоров по экспорту плодоовощной продукции на сумму свыше $2 млрд: 27% экспортируемой продукции составили овощи, 25% – виноград, 20% – фрукты, 17,6% – сушеная и переработанная продукция, 8,4% – бобовые, 2% – дыни.

Несмотря на то, что это был первый шаг для нашей страны в организации столь масштабного форума в плодо-овощной сфере, для участия в новой ярмарке приехали свыше 300 зарубежных участников – руководители и представители авторитетных международных организаций и государственных структур стран-партнеров, ведущих зарубежных компаний, торговых сетей, перерабатывающих предприятий, транспортно-логистических центров, банков и финансовых институтов, ученые-аналитики и специалисты-практики в сфере производства и экспорта плодоовощной продукции.

Важно понимать, что именно они отвечают за львиную долю поставок плодоовощной продукции в странах СНГ, Азии, Европы и на Ближнем Востоке. И все они, несмотря на свои загруженные графики, приехали в Ташкент, отмечая и признавая его потенциал в этой сфере, а также качество и вкусовые параметры узбекистанских фруктов и овощей, которые востребованы на мировых рынках.

На ярмарке свою продукцию представили более 150 отечественных поставщиков и переработчиков плодов и овощей из всех регионов Узбекистана. В частности, в выставочных павильонах можно было увидеть производимые в республике свежие, сушеные и переработанные фрукты, овощи, бахчевые и бобовые культуры, а также специи. 

Каких только съедобных шедевров здесь не было! Фермеры из Сурхандарьи устлали стеклянный пол фруктами и овощами, а выросшее прямо посреди их стенда дерево усыпали различными нереальных размеров плодами. Причем на нем росли не только яблоки, гранаты, груши, хурма и айва, но и огромные арбузы, дыни и даже тыква.

Посетители были буквально заворожены «виноградными люстрами», фруктовыми фонтанами и стенами, созданными из плодов и овощей. Некоторые композиции, выполненные из вкусной витаминной продукции Узбекистана, были увенчаны павлинами и птицами Хумо, искусно вырезанными из бахчевых, что придавало экспозиции своеобразие и особый колорит Востока. Оценить гостеприимство и «вкус» Узбекистана можно было практически на каждом стенде. Производители развернули богатые дастарханы и угощали всех желающих своей солнечной продукцией.

Перспективные проекты

Прошедшая ярмарка стала важнейшим мероприятием не только для подписания контрактов, но и определения будущего развития агропромышленного комплекса страны.

В последние годы Узбекистан превратился в крупного экспортера высококачественной и конкурентоспособной плодоовощной продукции. Если ранее республика традиционно поставляла ее в основном в Россию, Казахстан и другие страны СНГ, то на сегодняшний день сельхозпродукция из Узбекистана отгружается на рынки более 120 стран мира. В частности, география поставок расширилась за счет налаживания экспорта в Индонезию, Норвегию, Монголию, Саудовскую Аравию, Словакию, США, Таиланд, Японию и другие страны.

И объемы экспорта будут только расти, подчеркивают международные эксперты, так как в стране в ближайшие годы планируется реализовать ряд интересных инициатив. В частности, Узбекистан до конца 2020 года намерен реализовать 254 инвестиционных проекта с созданием 76 современных перерабатывающих предприятий, строительством 155 холодильных камер и запуском 23 производств по тароупаковке.

Все эти проекты будут реализованы преимущественно в сельских районах, специализирующихся на выращивании фруктов, овощей и винограда. Для этого определены 66 специализированных районов в каждой из областей Узбекистана. В ближайшие годы проекты позволят увеличить только благодаря этим районам объемы переработки плодо-овощной продукции в стране с 18% почти до 30%.

Кроме того, для достижения этих целей в этом году Узбекистан принял программу по дальнейшему развитию сырьевой базы, углублению переработки плодоовощной и мясомолочной продукции, увеличению производства, экспорта продовольственных товаров, рассчитанную до 2020 года. Только в рамках одной этой программы предусматривается реализация 80 перспективных проектов по глубокой переработке, созданию дополнительных мощностей с производством востребованной на внешнем рынке готовой продукции, а также создание новых холодильных хранилищ и камер мощностью 325 тыс. тонн. В этом году в республике завершены строительство и модернизация более 200 холодильных хранилищ с увеличением мощности только за этот год на 100 тыс. тонн.

Для сравнения: если за 9 месяцев прошлого года было произведено около 13 млн тонн продукции, то за аналогичный период этого года – уже свыше 15 млн тонн, основную долю из них составляют овощи – 10 млн тонн, фрукты – 2 млн тонн, виноград – 1,2 млн тонн и бахчевые культуры – 1,5 млн тонн. Всего по итогам года планируется довести этот показатель до 21 млн тонн плодоовощей.

Другой важный проект – создание «зеленого коридора», предусматривающего упрощенную процедуру таможенного и фитосанитарного оформления плодоовощной продукции, поставляемой в Россию. Как было заявлено на ярмарке, Узбекистан и Россия до конца ноября 2016 года намерены подписать пакет документов.

По оценкам экспертов, этот коридор позволит ускорить транспортировку и увеличить объемы прямых поставок свежих и переработанных фруктов и овощей до конечных потребителей в различных регионах РФ. Сегодня среди основных партнеров Узбекистана в России – компании «Сибирский альянс», «Магнит», «Перекресток», «Агролайн» и Х5 Retail Group.

С начала года прямые поставки в Российскую Федерацию и соседние страны региона увеличились в три раза, в Республику Корея – в пять раз, в ОАЭ – в 1,8 раза, в Германию – в 1,6 раза. Всего по итогам года экспорт плодоовощной продукции вырастет в 1,4 раза. По итогам 10 месяцев 2016 года Узбекистаном уже было экспортировано почти 700 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции, а до конца года этот показатель будет доведен до 1 млн тонн.

Еще один плюс для зарубежных покупателей – в начале 2017 года в стране запустят международную электронную торговую площадку, специализирующуюся на продаже свежей и переработанной плодоовощной продукции. Новая площадка станет одним из основных звеньев создаваемой сегодня в стране трех-этапной системы поставок плодоовощной продукции на экспорт. Это позволит осуществлять торговые операции в режиме онлайн и обеспечить прозрачность заключаемых сделок.

Другое звено системы – созданная в апреле этого года специализированная внешнеторговая компания «Узагроэкспорт». Она является единым оператором поставок плодов и овощей на внешний рынок, что позволяет избежать посредников и увеличения стоимости продукции. Уже сейчас компания готова ежегодно экспортировать за рубеж более 3 млн тонн продукции.

Третьей частью станет широкая сеть торговых домов, создание которых сегодня идет в ключевых регионах мира. На сегодняшний день «Узагроэкспорт» открыл четыре торговых дома в России и два в Казахстане. На стадии завершения находится работа по созданию торговых домов в ОАЭ, Республике Корея, Индии и ряде стран Европейского союза. Также ведутся активные переговоры на новых рынках сбыта – в Шри-Ланке, Индонезии и Малайзии.

Еще одно важное направление – дальнейшее расширение присутствия на российском рынке, и прежде всего в Сибирском, Дальневосточном и Уральском регионах. Уже в ближайшее время плодоовощная продукция из Узбекистана займет полки в крупнейших сетях супермаркетов Российской Федерации. Узбекистан подписал контракты на поставку плодовоовощной продукции с ведущей продовольственной розничной компании в России X5 Retail Group.

Переговоры по поставкам узбекистанских плодов и овощей в Россию длились несколько месяцев. Российская сторона тщательно изучала схему поставки продукции, представители X5 Retail Group этим летом посетили Узбекистан, чтобы своими глазами посмотреть, как выращиваются фрукты и овощи, в каких условиях упаковываются и перерабатываются. Они были полностью удовлетворены их качеством и логистикой.

Теперь узбекистанская сельскохозяйственная продукция будет представлена в 53 субъектах Российской Федерации, где X5 Retail Group управляет супермаркетами сразу нескольких форматов: «магазинами у дома» под брендом «Пятерочка», супермаркетами «Перекресток», гипермаркетами «Карусель», а также сетью магазинов «Перекресток Экспресс». Всего это свыше 7 тыс. торговых объектов по всей России. 

Узбекская сторона также подписала контракт на поставку плодоовощной продукции с одним из крупнейших в РФ поставщиков свежезамороженных и охлажденных мясопродуктов, рыбы и продуктов молочно-жировой группы – компанией «Агро-Лайн». Общая стоимость контрактов с X5 Retail Group и «Агро-Лайн» достигла $117 млн.

И, как отмечают международные эксперты, посетившие ярмарку, эти показатели – только начало. Впереди – еще больше контрактов, ведь наши овощи и фрукты, виноград и бахчевые пользуются большим спросом на мировом рынке благодаря неповторимому вкусу и, самое важное, полезным питательным свойствам. Узбекистан сегодня входит в число десяти ведущих стран мира по объему экспорта абрикосов, сливы, винограда, орехов и многой другой сельскохозяйственной продукции, и в перспективе эти позиции будут только укрепляться. 
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей