ru en
Asaka bank
andijanatx.uz
1 USD = 3010.2  
1 EUR = 3379.55  
1 RUB = 47.13  
ru en
Главная / Ещё / Аналитика / Узбекистан представил миру свои солнечные фрукты и...

Узбекистан представил миру свои солнечные фрукты и овощи

В Ташкенте на минувшей неделе с успехом прошла первая Международная плодоовощная ярмарка, которой уже прочат лавры ведущего профильного события в регионе. И это не случайно, ведь сегодня Узбекистан входит в десятку ведущих экспортеров фруктов и овощей. Корреспонденты Uzbekistan Today оценили потенциал аграрного сектора Узбекистана.

Если сказать, что первая Международная плодоовощная ярмарка в Ташкенте удивила представителей международных торговых организаций, логистических компаний, трейдеров и предприятий, приехавших в Ташкент из более чем 40 стран мира, это значит ничего не сказать. Это был феноменальный успех! Деловые люди, которые всю жизнь привыкли к работе с фруктами и овощами, с изумлением ходили по павильонам «Узэкспоцентра», который в эти четыре дня ярмарки словно был раскрашен буйной фантазией художника-импрессиониста. 

Каждая область Узбекистана представила свою уникальную экспозицию. Бухарцы поразили всех искусной резьбой на… арбузах и дынях: это были настоящие испанские каравеллы и средневековые дворцы! Самаркандцы показали различные фигурки животных и птиц, изготовленные из фруктов и овощей. Представители Хивы смастерили средневековый город, а сурхандарьинцы из обычных баклажанов – огромную гроздь винограда и льющуюся «фруктовую струю» из кувшина.

Интересное можно было увидеть на стенде каждой области, ведь все не просто выставили вкусную и полезную продукцию, а подошли к этому процессу творчески. И главное, что все эти богатства и дары природы Узбекистана не только играли буйством красок, но и источали такой аромат, который дурманил и соблазнял даже самых искушенных посетителей. Поэтому зарубежным гостям было трудно удержаться от того, чтобы не продегустировать каждый экспонат.

Но за всей этой лирикой скрывались серьезные экономические проекты, долгосрочные контракты и множество перспективных направлений для сотрудничества.

В Узбекистане ежегодно выращивается порядка 18 млн тонн плодоовощной продукции, из которых свыше 4 млн тонн отправляется на экспорт. В ближайшие пять лет эти объемы должны возрасти – аграрный сектор до конца 2020 года намерен довести производство плодоовощной продукции до 32 млн тонн.

Поможет в продвижении экспорта плодов и овощей новая инициатива, о которой в ходе ярмарки сообщил Премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев. По его словам, в стране во второй половине нынешнего года будет запущена электронная торговая площадка для экспорта плодоовощной продукции. Это позволит в режиме онлайн размещать заказы и заключать экспортные контракты на поставку свежей и переработанной продукции.

Электронная площадка вместе с ярмаркой рассматриваются экспертами как уникальный механизм для установления выгодного сотрудничества и заключения прямых долгосрочных контрактов с заинтересованными иностранными партнерами. Это в первую очередь позволит создать эффективно функционирующие прозрачные и понятные рыночные условия для поставки продукции потребителям и ликвидировать цепочку посредников. При этом узбекская сторона сможет совместно с заказчиками рассматривать вопросы, связанные с экспортными объемами, транспортировкой и логистикой.

Площадка, а также ее электронный вариант в Глобальной сети помогут заключать контракты как минимум на пять лет, а вообще, Узбекистан рассчитывает на долгосрочные стратегические соглашения на 15–20 лет. Созданная в этом году внешнеторговая компания «Узагроэкспорт» уже готова осуществить гарантированный экспорт плодоовощной продукции в объеме, необходимом покупателям, а также заключить долгосрочные контракты по поставке широкой номенклатуры продукции с учетом заявок иностранных партнеров.

В настоящее время в республике развернута активная работа с зарубежными партнерами по снижению стоимости транспортировки грузов в направлении основных рынков сбыта, прежде всего за счет предоставления тарифных льгот и преференций на транзитные перевозки. Более того, для обеспечения грузоперевозчиков современной автомобильной техникой в Узбекистане успешно действуют совместные предприятия с ведущим немецким автоконцерном MAN и японской компанией Isuzu.

С привлечением финансово-технического сотрудничества осуществляются десятки крупных и значимых проектов по модернизации и интенсификации сельскохозяйственного производства, развитию сектора плодоовощеводства, а также модельные проекты по выращиванию, хранению, заморозке, глубокой переработке и формированию эффективной логистической инфраструктуры и экспорта продукции. Общий портфель реализуемых и прорабатываемых проектов превышает $1,5 млрд.

Узбекистан до конца 2020 года намерен довести общую емкость системы хранения плодов и овощей до 1 млн тонн. Сегодня в стране действуют более 1300 специализированных хранилищ общей мощностью единовременного хранения свыше 800 тыс. тонн, где применяются прогрессивные методы хранения продукции с комплексным подходом к ее сортировке, фасовке и калибровке.

Благодаря появлению новых холодильных камер Узбекистан намерен сократить потери плодов и овощей более чем на 10%. Узбекская сторона также в течение ближайших пяти лет привлечет на развитие пищевой промышленности свыше $163 млн иностранных инвестиций и кредитов, что оставит около 27% всех средств, планируемых к освоению в этой отрасли.

Новые складские помещения будут создаваться в составе типовых торгово-логистических центров, на строительство которых будет направлено свыше $115 млн. Всего в стране планируется создать свыше 15 подобных центров логистики с равномерным распределением по всей территории.

Еще одна интересная инициатива, которая сформировалась по итогам форума, – создание китайской компанией Xinjiang Silu Changlong Investment крупного продовольственного транспортно-логистического центра в Бухарской области. Партнерами инвесторов из Поднебесной выступают областной хокимият и Министерство экономики Узбекистана. Китайская компания намерена вложить в проект порядка $30 млн, большая часть из которых будет привлечена в качестве кредита Эксимбанка КНР.

Бухарская область выбрана не случайно. В этом году здесь планируется вырастить свыше 1,2 млн тонн плодоовощной продукции, картофеля, бахчевых и винограда. Этого должно хватить не только для насыщения внутреннего рынка, на переработку и семенной материал, но и для наращивания экспорта. Пока предприятия области отправляют в другие страны около 52 тыс. тонн сельхозпродукции. Но спрос, конечно, гораздо больше. Перед началом работы ярмарки они предполагали подписать экспортные контракты на $58,7 млн, но только за два первых дня эта цифра превысила $78,7 млн. А некоторые зарубежные гости уже поехали к партнерам в Бухару, чтобы побывать в фермерских хозяйствах, увидеть сады по интенсивной технологии и перерабатывающие предприятия, чтобы наладить взаимовыгодное сотрудничество. 

Китайцы намерены построить не просто сортировочные и складские помещения, а также четыре современные холодильные камеры. Кроме того, здесь появятся два предприятия, оснащенные современными технологическими линиями. Первое будет специализироваться на переработке свежей плодоовощной продукции, выращиваемой узбекистанскими фермерами, в джемы, варенье, консервы, маринады и другие товары. Второе предприятие займется переработкой мяса и молока, производством широкого спектра колбасной и молочной продукции.

Кроме того, китайцы намерены запустить завод по выпуску собственной тары – пластиковых и картонных контейнеров, коробок и ящиков, что позволит соблюсти все требования на рынках стран СНГ и Евросоюза. Они также планируют постепенно создавать собственную аграрную базу, разбить интенсивные сады и теплицы, способные производить сельхозпродукцию круглый год. Кроме того, будет формироваться и свой автомобильный парк. Для этого компания намерена приобрести на первом этапе порядка 20 рефрижераторов, произведенных на заводе MAN в Самарканде.

Основными потребителями пищевой продукции, обрабатываемой и производимой в центре, станут Китай, Россия, страны СНГ и Евросоюза. Этот выбор вполне оправдан. В Узбекистане недавно была введена в эксплуатацию новая электрифицированная железнодорожная линия Ангрен–Пап, которая предоставила бизнесменам уникальный шанс сократить транспортные расходы. В ближайшие годы узбекская сторона намерена полностью электрифицировать дорогу до границы с Кыргызстаном, где будет также построена линия в Китай. С объединением этих участков не только появится важнейшая транспортная артерия для трех стран, но и новый конкурент для действующих железнодорожных маршрутов между Европой и Азией.

Ряд экспортоориентированных проектов наметила и ассоциация «Узбекозиковкатзахира», объединяющая свыше 45 предприятий. В каждом из них есть овощехранилища, холодильники, в которых одновременно можно хранить от 200 до 3 тыс. тонн. Общий объем холодильных емкостей – около 68 тыс. тонн, плюс примерно 45 тыс. тонн «сухих складов». Применение современных технологий и оборудования для хранения плодоовощной продукции имеет особое значение для гарантированного обеспечения населения этой продукцией, особенно в зимне-весенний период, а также для расширения ее поставок за рубеж.

Для увеличения экспортных поставок в России и Казахстане открыты три торговых дома, где предлагается экологически чистая, вкусная и полезная продукция высокого качества под брендами Food Uzbekistan и FAZO. На сегодня заключены долгосрочные экспортные контракты почти на $120 млн. В июне уже отгружено плодоовощной продукции на $4,5 млн, а за первую декаду июля – на $2,2 млн. Изучив спрос, некоторые предприятия сами начали выращивать, например, дыни. Так, PSM Group выращивает дыни на экспорт на 500 гектарах. И на эту продукцию есть хороший спрос в России, странах Балтии, Скандинавии.

Только за первые два дня работы внешнеторговая компания «Узагроэкспорт» подписала экспортные контракты на $382 млн с иранской Pure Corporation, китайской корпорацией ВСЕЕ, торгово-промышленной палатой Дубая, индийской Eco Green Group и другими. Кроме того, испанская компания Lendel Media Solutions подписала прямой контракт с агрофирмой Yuqoribog' nematlari Ургенчского района Хорезмской области по еженедельной поставке 30 тонн дынь с 1 октября.

Всего в ходе ярмарки было подписано 270 договоров по экспорту плодоовощной продукции на более чем $2 млрд. 27% экспортируемой продукции составят овощи, 25% – фрукты, 17,6% – сушеная и переработанная продукция, 8,4% – бобовые культуры, 2% – дыни.

Ярмарка завершилась, но подписание договоров продолжается. Сколько всего их будет заключено – станет понятно через несколько недель, так как многие зарубежные партнеры разъехались по республике, изучая своих потенциальных поставщиков и их продукцию. Однако сегодня ясно одно: эта инициатива себя полностью оправдала и уже в следующем году в Узбекистане соберутся не сотни, а тысячи участников ярмарки со всего мира, чтобы в очередной раз насладиться многообразием вкусных и экологически чистых узбекистанских фруктов и овощей.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей