ru en
Asaka bank
andijanatx.uz
1 USD = 3005.11  
1 EUR = 3375.87  
1 RUB = 46.24  
ru en
Главная / Ещё / Аналитика / Тренды развития высшего образования

Тренды развития высшего образования

Пять лет назад была утверждена Программа модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011–2016 годы. Она стала важным документом, определяющим дальнейшие пути реализации Национальной программы по подготовке кадров.

Что сделали?

 Все это время программа была стержнем развития высшего образования. Вместе с тем много решений принималось дополнительно, исходя из реалий и потребностей развития системы подготовки кадров с высшим образованием.

 Существенно были увеличены объемы ремонтно-строительных работ. Изначально за счет созданного Фонда развития материально-технической базы вузов планировались реконструкция и ремонт 11 вузов. Однако была принята программа по совершенствованию системы изучения иностранных языков и список пополнился Узбекским государственным университетом мировых языков. Создали Ташкентский государственный стоматологический институт – строительство зданий для нового вуза стало задачей фонда.

Капитальный ремонт произведен в Ташкентском государственном юридическом университете. При этом постоянно изыскивались средства из других источников для развития других вузов. Так, новыми корпусами обзавелись Ташкентский государственный экономический университет и Ташкентский финансовый институт. Завершилась реконструкция имеющегося корпуса и ведется строительство нового учебного блока в Джизакском политехническом институте.

 Определяющим фактором развития науки и образования определена их интеграция. В ведение высших образовательных учреждений передаются ведущие научно-исследовательские центры.  За исключением Каракалпакского отделения Академии наук все региональные ведомства этой организации в качестве лабораторий вошли в состав региональных государственных университетов. В ведение ведущих вузов столицы перешло около 10 крупных институтов Академии наук. Так, например, Институт химии и физики полимеров в качестве научно-исследовательского центра вошел в состав Национального университета Узбекистана, в ведение этого вуза перешли Институт истории, Институт математики. Эти процессы способствовали дальнейшему укреплению сотрудничества ученых с вузами, пополнению рядов преподавателей  высококлассными специалистами в различных областях науки, переносу научных исследований на актуальные темы в высшие учебные заведения, непосредственно к молодежи.

 Переход на одноступенчатую систему подготовки кадров высшей квалификации способствовал усилению роли магистратуры в процессе подготовки научных и научно-педагогических кадров, что предопределило дополнительный комплекс мероприятий по дальнейшему совершенствованию программ и подходов к преподаванию в магистратуре. Магистратура сформировалась как важный этап подготовки молодежи к проведению научных исследований, проведению научных изысканий.

Но самое главное – в ходе реализации программы были пересмотрены и созданы принципиально новые механизмы, которые будут способствовать дальнейшему совершенствованию и развитию высшего образования. Так, на укрепление материально-технической базы будет работать Фонд развития материально-технической базы вузов. Внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий будет способствовать Центр внедрения электронного образования в образовательных учреждениях. В его ведении  находится построенная за последние годы система видеоконференцсвязи, объединяющая все вузы,  основанная на оптоволокне.

Кого учат?

Одним из важнейших моментов совершенствования системы подготовки кадров с высшим образованием стал пересмотр  стратегических позиций: кто и кого будет готовить? Главным арбитром, устанавливающим соотношение потребности рынка труда и подготовкой кадров, остается государство, и выполняет оно эту функцию путем квот приема.

Они сегодня устанавливаются на основе долгосрочных прогнозов развития отраслей экономики и социальной сферы. Общая квота приема за последние десять лет практически не изменилась – на первый курс принимают около 57 тыс. человек, однако существенные изменения произошли в разрезе специальностей. Руководством к действию является Программа модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011–2016 годы.

Произошло увеличение доли студентов, обучающихся по направлениям  «инжиниринг, производственные и строительные отрасли». В 2010/2011 учебном году в общей квоте приема они составляли 23%, а сегодня – 36%.  Это произошло  следствие перепрофилирования Андижанского и Наманганского инженерно-экономических институтов в Андижанский машиностроительный институт и Наманганский инженерно-технологический институт. В два раза увеличены квоты приема в Джизакском политехническом университете и других технических вузах.

Вместе с тем  сокращались показатели приема по направлению «Образование» с 31,1% до 24,6%. Закрыт Ташкентский областной педагогический институт в Ангрене. На этот период пришлась вторая волна сокращения объемов подготовки экономистов. С 8,7% до 5,7% уменьшился контингент обучающихся по направлению «Экономика и бизнес». Ключевую роль в этом сыграло перепрофилирование Андижанского и Наманганского инженерно-экономических институтов. За счет концентрации подготовки в Ташкентском государственном юридическом университете и Каракалпакском государственном университете с 1,3% до 0,9% уменьшены объемы подготовки специалистов по направлению «Право». В пользу технических  с 35,5%до 32,7% сокращали квоты приема и по другим направлениям.

Квоты – не единственный инструмент, при помощи которого государство устремляет  молодежь в нужном направлении. В классификаторе направлений и специальностей высшего образования, утвержденном в 2011 году их количество  уменьшено с 228 до 165, а специальностей магистратуры – с 1200 до 500 за счет объединения родственных специальностей и ликвидации невостребованных  в отраслях экономики и социальной сферы. Вместе с тем в вузах ежегодно пересматриваются направления подготовки кадров, исходя из потребностей экономики.  Так, например, в этом году в различных вузах было введено 18 новых направлений образования, больше всего в Ташкентском государственном техническом университете.

Произошла оптимизация удельного веса грантовых мест по всем направлениям образования при неизменной общей квоты приема. По «Инжинирингу, производственным и строительным отраслям», а также научным и естественно научным специальностям  они увеличены с 35% в 2010/2011 до 40-45% в 2015/2016 учебных годах, за счет сокращения мест по направлениям «Экономика и бизнес», «Право», что тоже стало действенным инструментом по привлечению внимания абитуриентов к техническим направлениям.

Произошло поэтапное смешение объемов подготовки кадров в региональных вузах. Подготовка специалистов вблизи от работодателей создает благоприятные условия для качественной целенаправленной подготовки студентов, поскольку преподавателям и студентам создаются максимально удобные  для контакта с работодателем.

Кто учит?

Большое внимание уделено подготовке кадров  для самих вузов. Обновление произойдет с приходом в аудитории молодых преподавателей, вместе с тем и их должны готовить в соответствии с требованиями времени. Поэтому была проведена масштабная реформа системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

Для оперативного решения задач были организованы курсы, направленные на повышение уровня владения иностранными языками и информационно-коммуникационными технологиями. Была реформирована и система повышения квалификации. Сегодня каждый преподаватель обязан раз в три года повышать квалификацию.

Методическое руководство всеми учреждениями системы осуществляет Головной научно-методический организации переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и педагогических кадров системы высшего образования. Специалисты центра проводили масштабную работу по совершенствованию учебных планов и учебных программ, разработке научно-методических материалов. Внедрены системы строгого контроля за своевременным прохождением курсов повышения квалификации каждым преподавателем.

Повышением квалификации педагогов занимаются пять региональных центров и 16 отраслевых.  Региональные центры функционируют при государственных университетах и занимаются повышением квалификации преподавателей по общеобразовательным предметам. Отраслевые,  как правило, созданы при базовых вузах и занимаются повышением квалификации преподавателей по профессиональным дисциплинам.

При повышении квалификации большое внимание уделяется постоянной работе  преподавателей над своим профессиональным уровнем, чтобы они были в курсе развития науки и техники. Слушателей обеспечивают учебной литературой, книгами, которые  станут для них настольными справочниками.

Так, в отраслевом центре переподготовки и повышения квалификации кадров при Государственном институте искусств и культуры Узбекистана совместно с зарубежными специалистами осуществляется процесс обновления и переработки учебных планов и программ для новой системы преподавания. На основе изучения и  анализа иностранного опыта внесены в учебные планы  «Арт маркетинг», «Арт менеджмент» и «Современные тенденции искусства дирижирования».

Зарубежных преподавателей сегодня привлекают не только к работе над учебниками и учебными пособиями, но и проведению занятий. Это способствует скорейшему внедрению в практику отечественных вузов  передовых высокоэффективных технологий обучения студентов. Кроме того, существенно увеличено число молодых преподавателей, прошедших стажировку в зарубежных вузах.

При совершенствовании системы преподавания  внимание уделено и созданию стимулов для педагогов.  Усовершенствована система оплаты труда – вместо 9-уровневой внедрена 6-уровневая система установления базовых должностных окладов профессорско-преподавательскому составу. Внедрены объективные критерии оценки его  в совершенствование учебно-методической, духовно-просветительской и воспитательной работы, научно-исследовательской деятельности с учетом стажа научно-педагогической работы.  Внедрена система поощрения отличившихся преподавателей  путем осуществления выплаты ежемесячных надбавок из средств ректорского фонда.

Чему учат?

Уровень подготовки кадров во многом определяет не только квалификация преподавателей, требования учебных программ, но и в целом инфраструктура учебного заведения. В этом направлении также произошли большие изменения.

Большое внимание уделялено развитию вузовской инфраструктуры. Обновленные корпуса оснащались современной учебной мебелью, учебным и лабораторным оборудованием. В них создано 296 современных учебных лабораторий, которые способствуют овладению студентами не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. 

Создаются условия  для занятий спортом и работы информационно-ресурсных центров. Комфортабельнее стали и дома для проживания студентов. Они оснащаются бытовой техникой и всем необходимым для комфортабельного проживания. 

В центре внимания – информационно-ресурсные центры. В отличие от привычных библиотек  здесь рядом с печатными версиями книг соседствуют электронные версии и электронные учебники. Преподаватели по каждому направлению образования создали учебно-методические комплексы, в них собрана вся информация и рекомендации, которые могут понадобиться студенту в учебном процессе. В последние годы взят курс на кардинальное обновление фондов вузовских информационно-ресурсных центров. Утвержден многолетний план по закупке  учебников за рубежом,  начата работа по переводу лучших иностранных  учебников на узбекский и русский языки.

Кардинально содержание учебного процесса изменили компьютеры, число которых увеличилось до 15 на 100 человек. Студентов учат использованию информационно-коммуникационных технологий не только как источника знаний, но и как рабочего инструмента.

Сегодня не только подводят итоги развития системы высшего образования, но и прорабатывают новую стратегию на ближайшие годы.  В частности, недавно стало известно, что Совет исполнительных директоров Всемирного банка утвердил сегодня выделение кредита Международной ассоциации развития (МАР) в размере $42,2 милн. на реализацию проекта «Модернизация системы высшего образования в Узбекистане». Одним из направлений реализации этого проекта станет создание Фонд поддержки академических инноваций, который будет способствовать обновлению учебного процесса.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей