ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
O`ZBEKISTON POCHTASI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Ещё / Аналитика / Большого без малого не бывает

Большого без малого не бывает

Современная глобальная экономика предоставляет практически безграничные возможности для предпринимателей и особенно малого бизнеса. Поэтому не случайно аналитики называют главным трендом в развитии делового ландшафта ХХI века глобализацию малого предпринимательства и активное освоение им экспортных рынков. В центре этого динамичного потока и Узбекистан, где доля малого бизнеса в ВВП уже превысила 56%, показав за последние 15 лет рост более чем на 25%.

В русле мировых трендов

В столице на минувшей неделе прошел финальный этап смотра-конкурса «Ташаббус-2015» («Инициатива»), проводимого среди предпринимателей, ремесленников и фермеров. Именно его часто называют лакмусовой бумажкой оценки состояния «малой экономики» в стране и последних тенденций ее развития. Не обманул ожиданий он и в этом году. Отличительной особенностью конкурса стало большое число участников, нацеленных на производство экспортоориентированной продукции. И демонстрация их успешных примеров очень важна для отечественного частного предпринимательства, многие представители которого полагают, что выход на международный рынок – процесс слишком сложный. Конечно, освоение зарубежных рынков представляет собой нелегкую задачу, но именно представители «малой экономики» стали сегодня теми, кто преодолевает международные торговые барьеры, трансформирует мировую экономику, раскрывает потенциал для собственного роста.

Эксперты полагают, что сейчас климат для выхода представителей сферы на внешние рынки благоприятен как никогда. Кризисные явления в глобальной экономике заставили некоторые крупные компании не только оставлять ниши, но и полностью уйти с рынков многих стран, пока конъюнктура не стабилизируется. Это происходит в большей степени из-за того, что транснациональные холдинги и корпорации обладают достаточно неповоротливой структурой, им сложно быстро переориентировать свое производство в условиях, когда падает спрос и меняются запросы клиентов. Небольшие же предприятия всегда работают на этой грани, ведь они не в состоянии победить крупное промышленное производство за счет объемов или демпинга. Они становятся эффективными только тогда, когда добиваются максимального удовлетворения всех запросов покупателей, а это значит – постоянно готовятся к изменениям на рынке.

Простой пример: малый бизнес в Соединенных Штатах Америки дает значительную часть внутреннего валового продукта, создает более половины новых рабочих мест и, главное, ежегодно экспортирует продукции на $350–400 млрд. В другом мировом промышленном центре – Германии – в этой сфере занято свыше 70% трудоспособного населения. При этом там работает огромное число ремесленных малых предприятий (500–600 тыс.), охватывающих свыше 90 видов различной деятельности. Почти четверть из них – экспортеры, обеспечивающие 17% всего объема внешней торговли страны.

Узбекистану тоже есть, что показать в этой сфере. Доля малого бизнеса в ВВП по итогам первого квартала 2015 года увеличилась до 41,7% (41% в первом квартале 2014 года), в промышленности – до 29,8% (26,8%), в платных услугах – до 48,4% (42,7%) и в занятости – до 76,8% (76,4%). Благодаря последовательной реализации мер по формированию деловой среды, всесторонней поддержке и дальнейшему стимулированию развития субъектов «малой экономики» только за первые три месяца 2015 года создано свыше 8 тыс. новых субъектов малого бизнеса, что на 10,2% больше аналогичного периода прошлого года. Лидерами в этом направлении стали промышленность и другие производственные отрасли (37,7% от общего количества), строительство (11,5%), торговля и общепит (29,3%).

Многие аналитики, изучающие глобальный рынок, отмечают, что сегодня активно поддерживает выход отечественных предпринимателей, фермеров и ремесленников на зарубежные рынки созданный Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Появившийся в 2013 году, он за короткое время смог значительно продвинуть вывод отечественной продукции на мировой рынок. Так, например, в результате его деятельности в прошлом году заключены контракты на $1,25 млрд. В первом квартале этого года фонд оказал содействие 315 субъектам предпринимательства в экспорте продукции на $220,4 млн., 36 предприятиям помог в поиске зарубежных покупателей и заключении экспортных контрактов на $2,5 млн.

Яркий пример успешной экспортоориентированной деятельности – победитель Бухарского областного этапа «Ташаббуса-2015» частное предприятие Livadiya-Bukhara. Несколько лет назад его специалисты разработали новое оборудование для переработки и сушки плодоовощной и мясомолочной продукции, наладили поставки на внутренний и внешний рынки. Новая технология позволяет сохранить до 90% витаминов и микроэлементов, а также вкус и аромат продукции.

– Ставка на собственные разработки позволила нам двигаться сразу в двух направлениях – производить современное оборудование для заготовки сельхозпродукции и выпускать широкий спектр плодоовощной продукции, – рассказывает директор ЧП Livadiya-Bukhara Ильхом Сайфиев. – Мы можем ежегодно выпускать до 400 шкафов инфракрасной сушки плодов и овощей. Они уже пользуются большим спросом в соседних странах. Сейчас разрабатываем инновационный проект по производству энергосберегающей конвейерной сушилки, которая также будет востребована в других странах.

На предприятии накоплен богатый опыт не только в реализации технологичных проектов, но и в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Здесь производят порошок топинамбура, яблочные чипсы, наборы для компотов, полуфабрикаты для борщей, сухофрукты. Их качество оценили и израильские партнеры, с которыми подписан контракт о поставке сухофруктов на $2 млн. Только за последние несколько месяцев предприятие экспортировало их на $150 тыс. К концу года планируется довести объем поставок за границу до $500 тыс.

Другой успешный пример не только ориентации на экспорт, но и диверсификации производства на основе отслеживания спроса на рынке – победитель из Навоийской области ООО «Триумф Горняк». Предприятие, создававшееся как производитель узкопрофильных строительных материалов, не только поставляет их на экспорт, но и организовало свой швейный цех, выпускает полипропиленовые пакеты, в планах и другие изделия.

Показать товар лицом

В этом году «Ташаббус» удивил по многим параметрам. Несмотря на солидную историю, число желающих штурмовать его вершины не только не снижается, а, напротив, растет. В районных и городских этапах приняло участие свыше 6,2 тыс. предпринимателей, фермеров и ремесленников. Лучшие из них участвовали в областных этапах. А 41 лауреат региональных смотров получил путевку на республиканский этап, где они представили свои достижения на традиционной выставке.

Как всегда, победители республиканского этапа будут выявлены по трем основным номинациям – лучший предприниматель, фермер и ремесленник года. Также будут определены лучшие и в дополнительных номинациях – «Самый молодой предприниматель года», «Лучшая женщина-предприниматель года», «Лучший инновационный проект года», «Предприниматель, создавший наибольшее количество рабочих мест для молодежи», «Самый лучший экспортер», «Самый ответственный социальный партнер» и других.

Уже второй год схема отбора лучших изменена в сторону большей транспарентности и выявления наиболее достойных кандидатов. Если раньше победителей определяли по итогам двухдневной выставки, то теперь экспертная комиссия тщательно изучает достижения конкурсантов и делает свой выбор. Поэтому победители и призеры смотра-конкурса «Ташаббус-2015» будут названы только 11 июня 2015 года.

В этом году удивил конкурс или, скорее, весь отечественный малый бизнес, активно движущийся вслед за общемировой тенденцией по изменению ментальности сферы. Если раньше на вопрос – что такое малый бизнес, получали в ответ: парикмахерская, магазин, ремонтные работы, пошив одежды, рестораны и тому подобное, то теперь тенденция стала другой. Представители «малой экономики» осваивают наукоемкие и технологичные направления, Интернет и коммуникации, создают инновационные продукты. Например, в Германии деятельность таких гигантов, как BMW, Volkswagen, Daimler, Siemens и других, держится на множестве компаний малого и среднего бизнеса, которые делают расчеты, производят отдельные детали и узлы, создают электронную начинку.

В стране активно продвигается и хорошо зарекомендовавшая себя модель по созданию технологичных стартапов. Подобную площадку под названием «Старт-ап Миксер» организовали Торгово-промышленная палата страны совместно с компанией Brand.uz. Стартапы – это небольшие предприятия, деятельность которых направлена на разработку новых инновационных идей и услуг, занятие свободной или даже создание новой ниши на рынке. Главная их отличительная особенность – мобильность и конкурентоспособность. Поэтому «Стартап Миксер» за короткое время стал одним из важнейших проектов в области развития информационно-коммуникационных технологий. Он не только позволяет презентовать молодым специалистам собственные разработки, но и найти инвесторов для реализации своих идей, получить советы опытных предпринимателей, прослушать лекции по продвижению инновационных проектов.

Не остаются в стороне и современные коммуникационные технологии, прежде всего Интернет, который стал прорывом для малого бизнеса в глобальную торговлю. Сегодня любой мало-мальский магазин или предприятие могут создать собственную торговую площадку и реализовывать товар клиентам по всему миру. Также можно воспользоваться возможностями специализированных площадок Amazon, eBay и им подобных. Благодаря Интернету реализовать потенциально коммерчески успешные проекты в глобальных масштабах стало легче. Более того, интернет-среда сама стала полем деятельности для многочисленных микрофирм, создающих программное обеспечение, приложения для смартфонов, разрабатывающих сайты, то есть производящих самую дорогую – интеллектуальную продукцию.

Стратегическое видение

Для того чтобы описать все шаги и путь, пройденный Узбекистаном в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства, не хватит газетной площади. Поэтому мы сконцентрируемся на последних шагах правительства, которые многие эксперты уже называют судьбоносными в продвижении этой сферы на внешние рынки и привлечении как отечественных, так и иностранных инвестиций. В этом плане прошедший месяц стал особенно показательным для «малой экономики» – глава государства утвердил Программу мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития. В ней прописаны конкретные меры по дальнейшему упрощению всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, а также связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, созданию необходимых условий и возможностей для ускоренного развития этой сферы, расширения доступа к кредитным и материальным ресурсам.

И это несмотря на то, что в стране итак достигнуты значительные успехи в данных направлениях. Только для поддержки предпринимательской деятельности и содействия в организации малых производств в первом квартале этого года были выделены кредиты на 2,8 трлн. сумов с ростом в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, освоены кредитные линии международных финансовых институтов, предоставленные для развития малого бизнеса, в объеме $38,3 млн. При этом при поддержке Фонда финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам при Ассоциации банков Узбекистана осуществлено финансирование 14 проектов более чем на 10 млрд. сумов.

Реализуемые меры по расширению доступа частного предпринимательства к товарным и сырьевым рынкам способствовали росту числа аккредитованных субъектов малого бизнеса на поставку своих товаров и услуг по государственным закупкам более чем в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, общее количество которых составило 34,2 тыс. субъектов, или 98,3% от всех участников государственных закупок. В результате с начала года объем государственных закупок у субъектов малого бизнеса составил 77,9 млрд. сумов, или 99,6% от общего объема государственных закупок, осуществляемых посредством электронных торгов. При этом за счет внедрения электронных торгов по государственным закупкам достигнута экономия средств бюджета в размере 22 млрд. сумов, или 21,9% бюджетных средств, предусмотренных на эти цели.

Для достижения новых рубежей правительство предоставит ряд форм поддержки субъектов сферы. В частности, новые льготы получили индивидуальные предприниматели, составляющие значительную часть сферы услуг и сервиса в нашей стране. С 1 июля им предоставлено право нанимать от одного до трех работников, в зависимости от вида деятельности, с уплатой за каждого нанятого работника страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд в размере 50% от минимальной заработной платы и фиксированного налога в размере 30% от установленной ставки для индивидуальных предпринимателей-работодателей. Кроме того, они освобождены от уплаты фиксированного налога за нанятых работников – выпускников профессиональных колледжей в течение двенадцати месяцев с даты окончания ими колледжа.

Но, пожалуй, самой полезной для бизнеса станет другая инициатива. С 1 января 2016 года по всей стране заработает централизованная система центров «одно окно». Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства будут создаваться на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов и городов.

Облегчит жизнь многим предпринимателям и новая система проверок. Теперь, начиная с 1 июля 2015 года, проведение всех проверок деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств будет осуществляться не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов – не чаще одного раза в три года и только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов Узбекистана. Срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, не должен превышать 10 календарных дней. Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства охватывают только период, следующий за последней плановой проверкой.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей