ru en ўз
1 USD = 4154.36  
1 EUR = 4895.49  
1 RUB = 69.02  
ru en ўз
Главная / Ещё / Аналитика / Путевые заметки

Путевые заметки

Для железнодорожного транспорта настало время обновить законодательство. В настоящее время обсуждается проект внесения изменений в Закон Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте». Детали – в обзоре эксперта журнала «Экономическое обозрение» Елены Ермохиной.

К примеру, в действующем законе присутствуют нормы, предусматривающие продажу, обмен, сдачу в аренду, предоставление во временное пользование имущества, имеющего отношение к железнодорожному транспорту. Но по факту государство не осуществляет использование имущества, принадлежащего АО «Узбекистон темир йуллари» – специально уполномоченному органу в области железнодорожного транспорта общего пользования. Этими правами может воспользоваться только само акционерное общество в качестве владельца вещного права. И иное ограничение этого права не допускается. Поэтому логично, что проектом поправок предлагается исключить данные нормы из закона. Рассмотрим также и другие основополагающие коррективы, предусмотренные поправками.

Железная дорога необщего пользования

Законопроект предусматривает внесение изменений не только с целью дальнейшего усовершенствования правовой среды развития сети железных дорог. Но все же основные задачи – приведение в соответствие с требованиями действующих норм национального и международного законодательства, устранение пробелов и противоречий. Постатейное изучение ныне действующего закона показывает, что значение многих понятий в нем устарело, а ряд актуальных, наоборот, не нашел свое отражение. В действующем законе понятие «железнодорожный транспорт (железная дорога)» подразумевает под собой только транспорт общего пользования (АО «Узбекистон темир йуллари»), но не охватывает железнодорожный транспорт необщего пользования. То есть тот, что находится в собственности юридических и физических лиц (ведомственные железнодорожные подъездные пути многочисленных министерств и ведомств, осуществляющих свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта, а также субъектов предпринимательства). В связи с этим законопроект предполагает наиболее ясно и полно раскрыть, на какие виды по назначению железнодорожный транспорт подразделяется и для чего предназначен. Он содержит понятие «железнодорожный транспорт» в новой редакции, а также дополняемые понятия «железнодорожный транспорт общего пользования», «железнодорожный транспорт необщего пользования», «железнодорожные пути необщего пользования», «инфра- структура железнодорожного транспорта». Согласно законопроекту, железнодорожный транспорт общего пользования является единым системообразующим производственно-технологическим комплексом, обеспечивающим возможность осуществления железнодорожных перевозок по территории республики. Железнодорожный транспорт необщего пользования представляет собой совокупность технологических комплексов, основной задачей которых является возможность доставки продукции промышленных предприятий, иных юридических и физических лиц для передачи или приема ее для перевозки железнодорожным транспортом общего пользования, либо для передачи на другие виды транспорта.

Перевозчик также подразделяется

Не менее важны вводимые проектом новые понятия «перевозчик железнодорожного транспорта общего пользования» и «перевозчик железнодорожного транспорта необщего пользования». При этом, если внимательно изучать статьи ныне действующего закона, то можно обнаружить, что в нем используется термин «перевозчик», но значение и требования к нему законом полностью не раскрыты. Понятие «перевозчик» присутствует в законах Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика», «Об автомобильном транспорте». Однако применительно к деятельности на железнодорожном транспорте понятие «перевозчик» в действующем законе отсутствует, что является законодательным пробелом. Соответственно этому, законопроект дополнен статьей 121 «Основные требования к перевозчику железнодорожного транспорта». Продолжая говорить о вносимых изменениях и дополнениях в понятийный аппарат закона, следует обратить внимание и на такие новые понятия, как «железнодорожная станция», «места необщего пользования», «объект железнодорожного транспорта». Пересмотрены в новой редакции понятия «железнодорожные пути общего пользования» и «груз» в целях их единообразного понимания и применения, а также наиболее полного раскрытия их значений. Подверглось корректировке понятие «пассажир железнодорожного транспорта» с учетом принятых изменений и дополнений в часть шестую статьи 12 закона (закон от 8 сентября 2011 года).

Что отнесено к компетенции Кабмина?

Учитывая, что порядок использования земель преду- сматривает регулирование взаимодействия органов государственной власти на местах (хокимияты), собственников железнодорожного транспорта общего и необщего пользования и иных юридических и физических лиц при использовании земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода, а акт, регламентирующий указанный порядок, носит процедурный, разрешительный характер с выдачей соответствующих документов разрешительногохарактера, то установление такого порядка законопроектом отнесено к компетенции Кабинета Министров. Законопроект предусматривает восполнение законодательного пробела, вводя норму, устанавливающую значение вида железнодорожного сообщения – транзитные перевозки. Транзит- ные перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом через территорию Республики Узбекистан регулируются двусторонними или многосторонними между- народными трансграничными соглашениями в целях упрощения порядка осуществления транзитных перевозок путем использования единой транзитной документации, взаимно согласованных мер контроля и трансграничной системы гарантий. К транзитным перевозкам относятся перевозки, обеспечивающие перемещение пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом через территорию Узбекистана, пункты отправления и назначения которых находятся за пределами республики.

«Железные» приоритеты

Законопроект предусматривает установление основных приоритетных направлений государственной политики, нацеленных на дальнейшее совершенствование и развитие железнодорожного транспорта республики. Это: обеспечение безопасности железнодорожных перевозок; совершенствование нормативно-правовой базы; создание условий для развития конкуренции на железнодорожном транспорте и связанных с ним работ и услуг; поддержание мобилизационной готовности железнодорожного транспорта; определение стратегии развития железнодорожного транспорта; привлечение иностранных инвестиций с целью модернизации, развития железнодорожной отрасли.

Давайте-ка разграничим функции

В законопроекте также отражено разграничение функций различных органов, причастных к организации функционирования железнодорожного транспорта. Эта необходимость возникла в связи с приведением закона в соответствие с рядом указов Президента и решений правительства. Так, в действующем законе нет ясности, к компетенции какого именно органа государственного управления относятся функции и полномочия по централизованному управлению железнодорожным транспортом. Перечисленные функции в настоящее время осуществляют и Кабинет Министров, и орган государственного управления (Узгосжелдорнадзор), и орган хозяйственного управления (АО «Узбекистон темир йуллари»). Это входит в противоречие с принятыми указами Президента Республики Узбекистан от 9 декабря 2003 года «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления», от 22 декабря 2003 года «О совершенствовании системы органов хозяйственного управления», от 02 марта 2001 года «О мерах по демонополизации и акционированию железнодорожного транспорта». Предлагается изложить норму, касающуюся управления железнодорожным транспортом в новой редакции, разбив ее на несколько статей. В них будут четко разграничены компетенции (полномочия) каждого органа (Кабинета Министров, органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах).

В содержание указанных статей включены нормы с учетом законов «О Кабинете Министров», «Об органах государственной власти на местах», указов Президента Республики Узбекистан от 2 марта 2001 года «О мерах по демонополизации и акционированию железнодорожного транспорта», определяющие дальнейшее совершенствование структуры управления железнодорожным транспортом, процессов демонополизации и акционирования предприятий и организаций отрасли. Учтены также положения законов «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления» (от 9 декабря 2003 года) и «О совершенствовании системы органов хозяйственного управления» (от 22 декабря 2003 года), постановлений Кабинета Министров «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Республики Узбекистан» (от 13 апреля 2012 года), «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок» (от 2 марта 2004 года), «Об утверждении положений о порядке прохождения субъектами предпринимательства разрешительных процедур в сфере железнодорожного транспорта в Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок» (от 19 ноября 2013 года), «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере транспорта» (от 21 августа 2003 года) и других.

И, наконец, о безопасности

Законопроектом устанавливаются основные требования к безопасности на железнодорожном транспорте. Ответственность за обеспечение безопасности движения возложена на предприятия и перевозчика железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющих перевозочный процесс. Указанные дополнения вносятся с учетом требований действующего законодательства в области технического регулирования, в т. ч. законов Республики Узбекистан «О техническом регулировании», «О лицензировании». В законе найдет отражение то, что лицензирование перевозок на железнодорожном транспорте является неотъемлемой частью обеспечения безопасности движения поездов и гарантом выполнения лицензиатами требований нормативно-правовых, нормативно-технических документов и регламентов (порядок лицензирования деятельности на железнодорожном транспорте определен постановлением Кабинета Министров от 21 августа 2003 года).

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.