ru en ўз
1 USD = 8093  
1 EUR = 9531.94  
1 RUB = 136.86  
ru en ўз
Главная / Ещё / Аналитика / Программа нашего будущего

Программа нашего будущего

В Ташкенте завершилась проходившая в течение пяти дней медианеделя, посвященная обсуждению проекта Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана на 2017–2021 годы, инициированной Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым.

Она была организована Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации совместно с Сенатом и Законодательной палатой Олий Мажлиса, другими государственными и общественными организациями и СМИ. В ней приняли участие национальные и зарубежные эксперты, парламентарии, представители аккредитованного в нашей стране дипломатического корпуса и международных организаций, министерств и ведомств, средств массовой информации.

Основной целью мероприятия стало доведение до широких слоев населения сути и задач, изложенных в этом программном документе, комплексное изучение волнующих людей вопросов, их мнений и предложений.

Медианеделя вызвала огромный интерес не только у экспертов и журналистов, но и у широких кругов общественности, особенно молодежи, которые активно участвовали в обсуждениях. Для этого были использованы возможности Интернета и социальных сетей, онлайн-подключения из регионов республики, где на базе негосударственных телестудий были созданы аналогичные медиаплощадки. При этом использовались самые современные мультимедийные технологии.

Презентации, вопросы и ответы, обмен мнениями и дискуссии могли видеть зрители популярных телеканалов MY5 и Uzreport TV в формате ток-шоу и информационных программ.

Государственное строительство: задачи и перспективы
В проекте Стратегии четко определены самые актуальные задачи по совершенствованию государственного строительства и судебно-правовой системы, либерализации экономики и развитию социальной сферы, укреплению межнациональной дружбы и согласия. Эти пять направлений являются самыми приоритетными для Узбекистана на предстоящие пять лет.

Работа медиафорума после торжественного открытия началась с презентации и обсуждения первого приоритетного направления Стратегии, связанного с совершенствованием государственного и общественного строительства. О нем подробно рассказали спикер презентации – министр юстиции Музраф Икрамов, председатель комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Ильхом Абдуллаев, заместитель председателя комитета Сената Олий Мажлиса Толибжон Мадумаров и другие. Они подчеркнули, что оно направлено на дальнейшее усиление роли парламента в системе государственной власти, реформирование государственного управления посредством его децентрализации, сокращение государственного регулирования экономики, совершенствование системы общественного управления и повышение роли институтов гражданского общества и средств массовой информации.

– Особое место в этом плане будет занимать законотворческая работа: предстоит разработать и принять законы «Об общественном контроле», «О нормативно-правовых актах», внести изменения и дополнения в законы «О социальном партнерстве», «О средствах массовой информации» и другие, – отметил Ильхом Абдуллаев. – Они будут способствовать развитию современных форм осуществления общественного контроля, повышению эффективности социального партнерства. Новые нормы обеспечат стабильное поэтапное развитие институтов гражданского общества, повышение их общественной и политической активности. 

Одним из главных направлений дальнейшего реформирования системы государственного управления станет совершенствование системы «Электронное правительство», повышение эффективности, качества оказания и доступности государственных услуг для населения и субъектов предпринимательства. Предстоит реализовать около десяти проектов, направленных на совершенствование электронных государственных услуг. Это будет способствовать развитию существующих информационных систем в нотариате, налоговой и других службах.

Стержнем реформ в этом направлении станет внедрение эффективных механизмов диалога с народом. Так, большое внимание будет уделено совершенствованию деятельности народных приемных.

Обеспечить верховенство закона
Во время презентации второго направления Стратегии – по обеспечению верховенства закона и дальнейшему реформированию судебно-правовой системы эксперты подробно раскрыли, как будут обеспечены подлинная независимость судебной власти, надежная защита прав и свобод граждан, совершенствование противодействию преступности и другие аспекты.

Например, система противодействия преступности в Узбекистане в ближайшие пять лет будет развиваться по четырем направлениям. Главным из них станет повышение эффективности в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений. Планируется принятие специальной программы, направленной на совершенствование деятельности Министерства внутренних дел и его территориальных подразделений.

Руководством к действию станет и план противодействия экстремизму, терроризму и уголовным преступлениям. Как самостоятельное направление рассматривается совершенствование организационно-правовых механизмов противодействия коррупции и повышение эффективности антикоррупционных мер. Планируется принятие целого ряда нормативных документов, направленных на совершенствование работы в этом направлении.

В самостоятельное направление выделено повышение правовой культуры и правосознания населения, организация эффективного взаимодействия государственных структур с институтами гражданского общества, средствами массовой информации.

Развитие и либерализация экономики

Еще одно направление Стратегии – развитие и либерализация экономики предусматривает повышение ее конкурентоспособности и открытости, обеспечение свободы экономической деятельности, макроэкономическую стабильность и сохранение темпов экономического роста, коренное реформирование финансово-банковской сферы, всемерную защиту частной собственности и предпринимательства, эффективное развитие туризма, проведение структурных преобразований в сельском хозяйстве.

Эксперты отметили, что среди основных задач – комплексная работа по налаживанию сотрудничества с международными партнерами, привлечение зарубежных инвестиций, повышение рейтинга узбекистанских компаний. При этом самое важное – это развитие и поддержка сельского хозяйства.

Особое внимание будет уделено модернизации промышленности путем перевода его на качественно новый уровень с опережающим развитием высокотехнологичных обрабатывающих отраслей, прежде всего по производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки местных сырьевых ресурсов.

Предусмотрены сокращение энергоемкости и ресурсоемкости экономики, широкое внедрение в производство энергосберегающих технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии, повышение производительности труда во всех отраслях.

В рамках Стратегии будут приняты меры по обеспечению сбалансированности Государственного бюджета на всех уровнях с сохранением социальной направленности расходов, совершенствованию межбюджетных отношений, направленных на укрепление доходной части местных бюджетов.

Большой комплекс мероприятий предусмотрен для дальнейшего совершенствования денежно-кредитной политики в соответствии с передовым международным опытом, обеспечения стабильности национальной валюты и цен на внутреннем рынке. Поэтапно будут внедряться передовые рыночные механизмы валютного регулирования, формирования курса национальной валюты, обеспечивающие ее свободную конвертируемость.

Продолжится курс на снижение налогового бремени и упрощение системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования и расширение мер стимулирования.

Приоритетными на ближайшие пять лет являются углубление реформирования и повышение устойчивости банковской системы, уровня капитализации и депозитной базы банков, укрепление их финансовой устойчивости и надежности, дальнейшее расширение кредитования перспективных инвестиционных проектов, а также субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Прогнозируется увеличение объемов страховых, лизинговых и иных финансовых услуг за счет внедрения новых видов и повышения их качества, а также развитие фондового рынка как альтернативного источника привлечения капиталов и размещения свободных ресурсов предприятий, финансовых институтов и населения.

Также планируется создание новых и повышение эффективности действующих свободных экономических зон, технопарков, малых промышленных зон.

Эксперты подчеркнули, что наша страна намерена активно развивать международное экономическое сотрудничество – расширять связи с ведущими международными и зарубежными финансовыми институтами, проводить взвешенную политику внешних заимствований, эффективно использовать привлеченные иностранные инвестиции и кредиты.

В ходе обсуждения поступило немало вопросов. В их числе – связанные с функционированием пластиковых карточек, совершенствованием валютного обмена для физических лиц, увеличением наличной денежной массы.

Приоритеты социальной сферы

Четвертый день медиафорума стал особенно популярным среди его участников, поскольку обсуждались приоритетные направления социальной сферы.

Спикеры подробно осветили такие вопросы, как повышение реальных доходов населения, увеличение размеров зарплаты бюджетников, пенсий, стипендий и социальных пособий в размерах, опережающих темпы инфляции, совершенствование образования и охраны здоровья, государственной молодежной политики.

Так, в своем выступлении заместитель министра экономики Д. Турдиев, ознакомив с общими разделами направления развития социальной сферы, особо остановился на реализации целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, обеспечивающих улучшение условий жизни населения. Он отметил, что в настоящее время разрабатывается проект по бесперебойному обеспечению отдаленных сельских регионов электро-энергией и газом.

Проектом Стратегии предусмотрено дальнейшее улучшение жилищных условий населения, прежде всего молодых семей, жителей ветхих жилых домов и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления ипотечных кредитов на льготных условиях и строительства доступного жилья в городах и сельской местности. В этом направлении было высказано предложение об обновлении архитектурного облика типовых домов, которые уже построены в регионах, с целью разнообразить общий вид и фасад.

Особое внимание уделено вопросам занятости населения, особенно молодежи. Как отметил в своем выступлении представитель министерства труда Б. Алимухаммедов, в Узбекистане в соответствии с утверждаемой Олий Мажлисом Программой занятости населения ежегодно создается около миллиона рабочих мест. Однако имеющиеся в сфере проблемы обуславливают необходимость поиска и внедрения новых подходов. 

Заместитель министра здравоохранения Э. Баситханова представила участникам раздел приоритетного направления по совершенствованию системы охраны здоровья граждан. Она подчеркнула, что сегодня назрела жизненная необходимость реформирования этой сферы, поскольку, хоть и создана прочная нормативно-правовая база, направленная на обеспечение оказания гражданам качественного медицинского обслуживания, но механизм ее исполнения по-прежнему остается слабым. Среди проблем – недостаточный охват патронажем женщин, беременных, в регионах ощущается острая нехватка медицинских кадров, в том числе неонатологов, хирургов, подростковых гинекологов.

В ходе встречи обсуждались вопросы дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования, повышения доступности качественных образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными требованиями, создания для этого условий.

В ближайшие пять лет планируется построить 50 новых государственных дошкольных образовательных учреждений, реконструировать и капитально отремонтировать около 2200 действующих ДОУ.

Это направление вызвало шквал вопросов и предложений как тех, кто непосредственно находился в столичной гостинице International Hotel Tashkent, где проходила медианеделя, так и по Интернету. Будет ли проезд для пенсионеров бесплатным? Почему принимаются здания в эксплуатацию, если они не доступны для инвалидов-колясочников? Не рассматривается ли вопрос об установлении 100%-ного размера пенсии для работающих представителей старшего поколения?

На все вопросы были даны обстоятельные ответы экспертов. И было заявлено, что ни один вопрос, ни одно прозвучавшее предложение не останется без внимания. В частности, было отмечено, что в настоящее время рассматривается постановление о предоставлении бесплатного проезда для пенсионеров и сохранении полного размера пенсии для работающих пенсионеров.

Наболевшим был вопрос от людей с ограниченными возможностями о том, что большинство зданий не обеспечены пандусами. На что спикеры ответили, что эта проблема весьма актуальна и в скором времени будет решена в соответствии со Стратегией действий, в которой предусмотрены обязательные социальные гарантии населению, усиление социальной защиты уязвимых слоев и другие вопросы.

Путь устойчивого развития

Последний, пятый день медиафорума был очень насыщенным. Прежде всего состоялась презентация пятого направления проекта Стратегии по обеспечению безопасности, религиозной толерантности и межнационального согласия, а также осуществлению взвешенной и конструктивной внешней политики.

Спикеры мероприятия отмечали, что предусмотренные в этом направлении меры направлены на укрепление независимости и суверенитета государства, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, продвижение положительного имиджа страны за рубежом.

Говоря о приоритетных направлениях в этой сфере, эксперты подчеркивали, что Узбекистан привержен дружеским отношениям с международным сообществом, в частности, со своими ближайшими соседями – странами Центральной Азии. Выстраивание диалога, основанного на взаимовыгодных интересах, способствует укреплению сотрудничества в различных сферах.

Наша страна остается верной принципам неприсоединения к военно-политическим блокам, не допустит размещения военных баз и объектов других государств на своей территории, а также пребывания наших военнослужащих за пределами республики. Внешняя политика будет осуществляться прежде всего с учетом национальных интересов.

Также отмечалось, что Узбекистан, являясь самой густонаселенной страной Центральной Азии с многонациональным населением, обеспечивает межрелигиозное, межнациональное согласие. Принципы равенства красной нитью проходят через все законодательство страны, прежде всего Конституцию. Сегодня на территории нашей республики действуют 137 культурных центров и 16 религиозных конфессий.

Затем прошел «круглый стол», посвященный обсуждению проекта Стратегии действий, в котором приняли участие представители министерств и ведомств, аккредитованного в нашей стране дипломатического корпуса и международных организаций.

На нем было подчеркнуто, что проект Стратегии действий, разработанный по инициативе Президента Шавката Мирзиёева, будет способствовать росту экономического потенциала Узбекистана, повышению благосостояния народа, приумножению авторитета страны на международной арене.

Участники особо отметили царящую в нашей стране атмосферу межнационального согласия, дружбы и взаимоуважения. Подчеркивалось, что в результате осуществляемых последовательных реформ динамично развиваются национальная экономика, международное сотрудничество, реализуемые совместные проекты дают свои высокие результаты.

Зарубежные эксперты и представители международных организаций дали высокую оценку проекту Стратегии действий, отметив, что она предусматривает последовательное претворение в жизнь широкомасштабных реформ на основе либерализации и модернизации всех сфер, дальнейшее повышение эффективности осуществляемой работы, выведение на новый уровень развития государства и общества. Также они отметили всенародное обсуждение этого важного программного документа, ярким примером которого явилась прошедшая медианеделя.

На заключительной пресс-конференции были подведены итоги ее напряженной и насыщенной работы. В течение пяти дней медиафорум посетили более тысячи человек, из них свыше 50 экспертов – представители министерств и ведомств.

Освещали мероприятие более 400 представителей средств массовой информации, среди которых печатные СМИ, телерадиоканалы, информационные агентства и сайты, а также представители зарубежной прессы, аккредитованные в Узбекистане.

Более 50 представителей региональных съемочных групп подготовили и передали в эфир свыше 50 информационных материалов различного формата. Было отснято пять оригинальных выпусков ток-шоу, посвященных каждому направлению проекта Стратегии действий. Более 60 информационных сайтов опубликовали около 160 материалов об этом мероприятии.

В процессе обсуждений экспертам поступило более 150 вопросов и предложений по проекту Стратегии действий.

Как отмечали участники форума, основной его организатор – Национальная ассоциация электронных СМИ явилась своеобразным локомотивом всенародного обсуждения проекта Стратегии действий в республике.

(В рамках социального заказа Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе).
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.