ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
HUAWEI
1 USD = 3176.16  
1 EUR = 3450.86  
1 RUB = 49.15  
ru en
Главная / Ещё / Аналитика / Палитра кино

Палитра кино

Экспозиция музея киноискусства, насчитывающего около 40 тыс. экспонатов, начинается с живописного портрета кинооператора Худойбергана Деванова,  родоначальника узбекского кино.

На рубеже ХIХ–ХХ веков, заинтересовавшись новым видом искусства он на собственные сбережения купил одну из первых кинокамер «Патэ» и стал показывать изумленным землякам на экране архитектурные достопримечательности Хивы. Да, все начиналось с документалистики, потом было немое кино, затем появилась игровое  и киностудия «Узбекфильм», анимация… Завершается экспозиция музея изображением кинопленки, свернутой в рулон. Этот символический образ говорит о том, что у киноискусства Узбекистана все еще впереди…

В этом году тема развития кинематографа – одна из самых обсуждаемых. Была принята специальная программа, направленная на его развитие. На одной из старейших киностудий страны  «Узбекфильме» началась  модернизация. Пока  идет реконструкция и ремонт зданий, к завершению работ начнется  закупка современнейшего оборудования. Здесь будут снимать фильмы с активным использованием современного оборудования, отвечающего всем достижениям  мировой кинематографии, а также мощнейшей компьютерной графики в современных форматах. Новая жизнь ожидает  студию  мультфильмов, где будут активно применяться самые передовые технологии. 

 На обсуждение  представлен проект закона «О кинематографии», который, по сути, обрисовал перспективы  развития отечественного кинематографа. 

Новая законодательная инициатива предлагает введение целого ряд новшеств. Для повышения художественного уровня, отображения национальных и общечеловеческих ценностей  в отечественных  кинофильмах при «Узбеккино» предлагается создать экспертный совет из числа ведущих специалистов. Он займется  проведением  оценки фильмов, выпускаемых  частными студиями и ввозимых из-за рубежа, с последующей выдачей разрешения на их показ в республике. Экспертный совет также осуществит классификацию аудиовизуальных произведений по возрастным группам. Исключение составляют научные, спортивные и учебные аудиовизуальные произведения.

Важным аспектом законопроекта станет создание при «Узбеккино» Внебюджетного фонда развития кинематографии. Он займется аккумулированием средств, поступающих за прокат фильмов в кинотеатрах, отчислений от доходов  структурных подразделений «Узбеккино» и других источников, устанавливаемых законодательством. 

Стоит обратить внимание и на другой  механизм, который станет основным источником пополнения фонда, – Единую автоматизированную информационную систему сведений о показах аудиовизуальных произведений в кинотеатрах. 

В законопроекте говорится, что кинотеатр обязан передавать в Единую информационную систему информацию о каждом  сеансе и проданном билете. Указанная информация должна полностью соответствовать сведениям, содержащимся в билете, форма которого утверждена как бланк строгой отчетности, который использовался при проведении показов в кинотеатре. 

Система предназначена для обеспечения защиты исключительных прав на кинофильмы, прав потребителей и обеспечения уполномоченного органа достоверной и оперативной информацией о состоянии внутреннего рынка проката аудиовизуальных произведений. Финансовое обеспечение  программного комплекса Единой информационной системы обеспечит Внебюджетный фонд развития кинематографии.

Надо отметить, что  сегодня на Национальное агентство «Узбеккино» возложена задача по созданию 15 полнометражных фильмов, производству 20 документальных и научно-популярных картин, 10 мультипликационных, а также 60 одночасовых духовно-просветительских, научно-методических видеофильмов в год.  Этот опыт Узбекистана изучается многими государствами, поскольку такой системы государственного финансирования и поддержки нет  ни в одной стране мира.

Вместе с тем хочется отметить, что ни одно из направлений кинематографии  не стоит на месте, развивается  технически  и творчески. К примеру,    документальное кино активно рассказывает о выдающихся личностях и достопримечательностях страны, снимает учебные фильмы.  В игровом кино освоили формат 4К и прочие современные технологии. Расширяется жанровое разнообразие: на экраны вышли высокобюджетный блокбастер «Барон» и фэнтези «Ойкиз эртаги». На главной мультипликационной студии снимается первый полнометражный фильм, а частные студии освоили создание мультфильмов в формате 3D.

Развитие эстетики национального кинематографа обусловленно обретением Узбекистаном независимости и коренными переменами в общественной идеологии нации. Характерная черта периода – появление нового зрителя и новой поэтики кино, разнонаправленность стилевых тенденций (авторское и зрительское кино) в поисках национальной идентичности. Принципиально новым этапом развития национального кино стал период независимости, отмеченный коренными переменами общест-

венной идеологии, что отразилось на процессе создания и реализации конечного кинопродукта. Морфологически кинематограф Узбекистана сохранил свой прежний формат (игровое, документальное кино, анимация, детское кино и т. д.).

Одним из важных достижений в киноискусстве  Узбекистана периода независимости стало освобождение деятелей кинематографии от бытовавших прежде жестких рамок в их творческом самовыражении. Именно в эти годы была полностью осознана и воплощена в ряде правительственных постановлений идея о необходимости государственного регулирования отечественного кинопроцесса. Восстанавливается киносеть, появляются частные киностудии. Кинотеатры постепенно возвращаются к своему основному виду деятельности – 

показу кинокартин, что послужило мощным стимулирующим импульсом для развития узбекского массового кинематографа. 

За 25 лет независимости в киноискусстве Узбекистана произошел ряд положительных изменений в сфере государственной поддержки и финансирования, недостаток которого отрицательно сказывался на развитии игрового кино республики прежних лет. Государство стало инициатором широкой поддержки отечественной киноиндустрии. Так, согласно Указу Первого Президента Республики Узбекистан Ислама 

Каримова «О создании государственной кинокомпании Республики Узбекистан» и постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 мая 1992 года была учреждена Государственная кинокомпания страны, цель которой – дальнейшее развитие национального кинематографа. Указом Первого Президента Республики Узбекистан 

«О создании государственно-акционерной компании «Узбеккино» от 29 апреля 1996 года и постановлением Кабинета Министров  от 12 июля 1996 года была образована Государственная акционерная компания «Узбеккино». Следующим стратегически важным шагом в развитии национального кинематографа стал Указ «О совершенствовании управления в сфере кинематографии» от 16 марта 2004 года и постановление Кабинета Министров «Об организации деятельности Национального агентства «Узбеккино» от 17 марта 2004 года, на основании которых Государственная акционерная компания «Узбеккино» была преобразована в Национальное агентство «Узбеккино». 

В республике за последние годы сформировалась собственная многочисленная зрительская аудитория, наполняются кинозалы, демонстрирующие отечественные фильмы. Этот важный социальный феномен, отличающий наш кинематограф от ситуации в кино других государств Центральной Азии, неоднократно отмечали как зарубежные, так и отечественные эксперты. 

Кинорынок  Узбекистана в конце ХХ века  пополнился талантливыми произведениями режиссеров нескольких поколений. В таких фильмах, как «Долина моих отцов»  Ш. Аббасова, «Каменный идол», «Железная женщина», «Шариф и Мариф», «Севги» И. Эргашева,  «Во сне я горько плачу», «Единственная память»  С. Назармухамедова,  «Солдатская сказка», «Абдуллажон»,  «Бомба»,  «Маленький табиб» З. Мусакова,  «Сиз кимсиз?», «Камми» Д. Файзиева,  «До рассвета»  Ю. Азимова, отражены различные авторские стили, опыт известных кинематографических школ и творческих направлений.

Динамика развития игрового кино имеет важные показатели. Во второй половине первого десятилетия 2000 годов игровых фильмов стало выпускаться намного больше, чем в начале 1990-х годов. Начиная с 2008 года, за год выпускается более 50 государственных и частных фильмов, включая игровые, документальные и анимационные. Принципиальные изменения коснулись и жанрово-тематического содержания национального игрового кино. Эстафету великолепных национальных фильмов 1991–2000 годов продолжили фильмы «Дорога под небесами» (2005 г., режиссер К. Камалова), «Источник» (2006 г., режиссер Ё. Туйчиев), «Небеса – моя обитель» (2012 г., режиссер А. Шахабиддинов), «Родина» (2005 г., режиссер З. Мусаков), «Юрта» (2007 г., режиссер А. Шахабиддинов). Не остался равнодушным узбекский кинематограф и к таким злободневным, острым и разрушающим основы процветающего общества проблемам, как религиозный экстремизм, наркомания, преступная тяга к незаконному обогащению и т.п. Эта тенденция достаточно ярко проявилась в фильмах «Обманутая женщина» (2011 г.), «На дне» (2012 г.), «Заблудившиеся» (2014 г.) Х. Насимова, в крупномасштабных проектах «Предатель» (2015 г.), «Барон» (2016 г.) Р. Сагдиева.

Кинопроцесс конца ХХ века отличается рядом художественно-философских аспектов. Свое отражение в «новом кино» Узбекистана нашли реалистическое познание действительности, исследование изменений, связанных с усложняющимся представлением о важнейших категориях бытия, – времени, пространства, личности. Кинорежиссеры, сценаристы при отображении конкретных явлений в кино стремились не обособлять их, не вычленять из единого контекста, а рассматривать в целостном объеме вертикалей – от быта к бытию, и горизонталей – из прошлого в будущее. Заметна тенденция осознания неразрывных связей частного и глобального.

Для поступательного развития национального кино особое значение имеет возможность его включения в мировой процесс обмена творческими достижениями и опытом, а также осмысление позитивных практик и тенденций мирового кино. Кино Узбекистана уверенно входит в орбиту мирового художественного процесса, что свидетельствует о создании в стране эффективного инструмента реализации истинно творческих проектов, направленных на повышение уровня международного статуса национального кинематографа.

Сегодня в игровом кинематографе Узбекистана прослеживается  несколько направлений. Это ориентация на  массовую аудиторию –  фильмы без четкой зрительской и жанровой направленности, явно тяготеющие к авторскому кино («Луна забирает уставшие души» С. Назармухамедова).

Одни режиссеры работают в рамках повествовательной модели, с явно преобладающим ностальгическим осмыслением национальной темы («Долина моих отцов» Ш. Аббасова, «Минувшие дни», «Чимилдик» М. Абзалова, «Чаёнгул» С. Назармухамедова), другие предпочитают более абстрактные формы. Так, в работах многих молодых кинорежиссеров прослеживается тенденция условных форм выражения: экран все охотнее и откровеннее поворачивается в сторону эксцентричного, необычного. Эта тяга к странному, из ряда вон выходящему проявляется буквально на всех уровнях – 
от поэтики названий и экстраординарных сюжетных коллизий до выбора необычных персонажей. Арсенал иронии и эксцентрики играет ключевую роль в стилевых партитурах и таких горьких и драматичных по своему материалу картинах, как  «Маленький табиб», «Феллини». Краски иронии, комические аттракционы, эксцентрика и гротеск пронизывают фильмы этих режиссеров.

Понимание национального контекста – принципиально важный вопрос для современного кинематографа. Важно отметить, что в фильмах  наряду с национальным духовным пластом присутствует духовно-эстетическое пространство мирового кино. В них прослеживается своеобразный национальный  взгляд на нравственно-философские проблемы, которые исследуются в кинематографе других стран.

Кинематографисты Узбекистана – активные участники международных кинофестивалей. За годы независимости свыше 180 художественных, документальных и мультипликационных фильмов стали участниками международных кинофестивалей, завоевали более 100 призов и дипломов в различных номинациях. Это такие фильмы, как  «Небеса – моя обитель» (2012 г., режиссер А. Шахабиддинов), ставший обладателем Гран-при «Золотая лоза» Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок», «Вслед за мечтой» (2004 г., режиссер Ё. Туйчиев), получивший в 2006 году Гран-при и приз дистрибьюторов на международных кинофестивалях в Обервиле (Франция), «Чашма» (2005 г., режиссер Ё. Туйчиев), ставший обладателем Гран-при конкурса «Перспектива» на Московском международном кинофестивале, «Дорога под небесами» (2005 г., режиссер К. Камалова) – обладатель специального приза «Евразия» в 2006 году. В 2011 году фильму «Постскриптум» (2011 г., режисссер Ё. Туйчиев) присуждено три приза на МКФ Азиатского кино (Франция): Ciclo d’Or, приз Netpac и приз музея Гиме. Фильм узбекского кинорежиссера А. Шахабиддинова «Юрта» стал обладателем Гран-при МКФ Cinemarina (Турция) и призером МКФ «Золотой Минбар», художественный фильм «Не забывай меня» (2013 г., режиссер К. Камалова) – обладателем приза МКФ детского кино Schlingel-2014 (Германия).

Сегодня можно уверенно сказать, что кинематограф независимого Узбекистана – важная часть национального искусства и существенный фактор духовного обновления общества.

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей