ru en
ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Asaka Bank
O`ZBEKISTON POCHTASI
1 USD = 3189.93  
1 EUR = 3434.89  
1 RUB = 49.72  
ru en
Главная / Ещё / Аналитика / Они готовят будущее страны

Они готовят будущее страны

Принятая  19 лет назад Национальная программа по подготовке кадров и осуществленная в этой сфере широкомасштабная работа кардинально изменили не только систему образования и воспитания, но и жизнь всего нашего общества, заложили основу для, в положительном смысле,  «взрывного эффекта».

 

Уникальная система

  Уже почти пять лет выпускники девятых классов продолжают учебу в профессиональных колледжах и академических лицеях. Примечательно, что ежегодно почти 10% закончивших обучение в средних специальных, профессиональных учреждениях поступают в высшие образовательные учреждения. 

Сегодня миллионы детей получают образование и воспитание в новых и капитально реконструированных учебных заведениях – почти 10 тыс школ, 1556 лицеях и колледжах, более 70 вузах. На основе новой образовательной системы, они овладевают современными профессиями и благодаря этому находят достойное место в жизни, наглядно демонстрируя эффективность образовательной модели Узбекистана, ее конкурентоспособность на международной арене.

Национальная модель образования уникальна тем, что  дает возможность получить профессиональное образование каждому. Пройдет время, и в Узбекистане на рынке труда сформируется уникальная ситуация, когда  все будут квалифицированными специалистами.

На первых порах реализации Национальной программы по подготовке кадров надо было построить, отремонтировать и снабдить необходимость учебным оборудованием  необходимое количество школ, профессиональных колледжей и академических лицеев, чтобы обеспечить гарантированное государством обязательное 12-летнее образование. Сегодня перед государством – главным реформатором в решении вопросов совершенствования системы образования стоят новые задачи –  непрерывное совершенствование качества образования, модернизация учебного процесса для подготовки специалистов, отвечающих требованиям рынка труда.

Сегодня запущены механизмы во главе со специальными фондами при Министерстве финансов, которые обеспечивают укрепление материально-технической базы учреждений образования всех уровней. Особое место в этой работе занимает решение вопросов, связанных с повышением квалификации учителей. Ведь только те учителя и наставники, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию, повышают свои знания и квалификацию, чувствуют пульс времени, способны воспитать всесторонне развитых, зрелых личностей.

За последние  годы была пересмотрена система переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей всех учебных заведений. Им  созданы дополнительные условия для овладения компьютерными технологиями и  иностранными языками. На качественно новый уровень поставлено методическое обеспечение учебного процесса. К примеру, в школах в качестве  приложения к учебниками издали методические руководства для учителей.

Совершенствование системы изучения иностранных языков и информационно-коммуникационных технологий стало основным направлением в работе  всей системы образования, чтобы каждый  выпускник соответствовал требованиям времени – был квалифицированным специалистом, владел иностранным языком и навыками работы на компьютере.

Образование с пеленок

Особое  внимание уделено  дошкольному образованию. В 2008-году принята Концепция дошкольного образования в Республике Узбекистан, где отражены основные факторы, цели и задачи обновления сферы, главная из которых – формирование ребенка как личности.

Для ее воплощения налажена системная поэтапная работа по строительству и реконструкции детских садов, обеспечению их дидактическими материалами, игрушками и спортивным инвентарем. Финансируют ее  Государственный и местные бюджеты. Так, в 2010 –2015гг. ежегодно выделялось по 3 млрд. сумов на оснащение 4916 учреждений, где занимаются около 668 тыс. мальчиков и девочек. Начали деятельность негосударственные детсады, число которых достигло 132, а количество  воспитанников – 4485.

К услугам дошколят – секции  художественной гимнастики, шахмат и другие,  кружки иностранных языков, ранней профориентации и многое другое. Они изучают национальное культурное наследие и традиции в кабинетах духовности, библиотеках и музеях при детсадах.

Число воспитателей с высшим образованием только с 2011 по 2016 год выросло почти в три раза. Создана система постоянного повышения их квалификации и ознакомления с современными методами работы.

Для  повышения охвата ребят внешкольным  образованием и создани удобств молодым семьям два года назад  служат  группы кратковременного содержания, в которых опытные педагоги готовят детей к школе. Ныне более 53 тыс. малышей посещают  две тысячи таких групп.

Для родителей детей, которые не посещают детсады, изданы пять иллюстрированных пособий по опорной программе «Болажон». Они помогут сотням тысяч семей развить речевые, математические и другие навыки своих сыновей и дочерей пяти-шести лет. Все это позволяет вывести на качественно новый уровень дошкольную подготовку подрастающего поколения.

 

Школьное образование

В 1991–2003 годах во всех регионах построены и отремонтированы школы, которые посещают  1,893 млн учащихся, и детские сады на 152,8 тыс. мест. Затем началась реализация Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004–2009 годы. Возведено 351 новое здание, реконструировано – 2470, капитально отремонтировано – 3608, текущий ремонт сделали в  2069. С 2010-го по нынешний день обновление затронуло еще 2226 школ. В целом на эти цели были выделено 2,9 трлн сумов.

Еще 1,09 трлн сумов направили на укрепление материально-технической базы, обеспечение каждого заведения лабораторным оборудованием и техникой. В результате увеличился уровень оснащенности класс-комплектами, лабораториями по физике, химии, биологии их стало больше в среднем на  78–88%  по сравнению с 2004-м. Другой пример: тогда компьютерами располагали 14% школ, теперь – 81,5% и цифра продолжает расти.

Изменилось и  содержание учебной программы. Этому предшествовала огромная работа с привлечением ведущих педагогов и исследователей. Уже в 1999 году одним из первых в СНГ Узбекистан внед­рил новые Государственные образовательные стандарты. Многое сделано для обеспечения взаимосвязанности учебных планов школ, колледжей и лицеев с учетом значения конкретных тем, возраста и психофизиологических особенностей детей. В рамках дальнейшей модернизации недавно созданы проекты госстандартов и прог­рамм по 18 предметам.  Они сейчас проходят испытания в учреждениях общего и среднего специального, профессионального образования.

Перемены  отражены в учебниках нового поколения, выпуску которых государство уделяет большое внимание. В 1991-м уровень обеспеченности ими школьников составлял 55,4%, а сегодня вырос до 100%. Только за последние пять лет 234,2 млрд сумов было направлено на публикацию миллионов книг 1958 наименований. В их числе – семь методических пособий с мультимедийными приложениями, с помощью которых преподаватели начальных классов смогут активнее применять передовые педагогические и информационные технологии. Разработаны свыше 500  электронных учебников, видео- и аудиоуроков, интерактивных и анимационных виртуальных лабораторных работ, тестов, развивающих игр. Созданы больше трех десятков ИТ-систем и услуг, которые также внедрены в практику и уже доказали свою эффективность.

Успешные реформы помогли заметному росту престижа профессии педагога. По предложению Первого Президента Узбекистана был учрежден – День учителей и наставников, введена усовершенствованная система оплаты их труда, организуются различные смотры и конкурсы. Доля преподавателей с высшим образованием за последние 12 лет выросла с 68,4 до 81,7 %.

 

Страна талантов

Приоритетом для государства является выявление и всестороннее развитие дарований. Этому способствует деятельность многочисленных учреждений дополнительного образования. В част­ности, реализована Государственная программа укрепления материально-технической базы и дальнейшего улучшения деятельности детских школ музыки и искусства на 2009–2014 годы, а ныне осуществляется Государственная прог­рамма по дальнейшему совершенствованию деятельности дет­ских школ музыки и искусства на 2016–2020 годы. За этот период капитальное обновление затронуло 301 профильное учреждение, а также три академических лицея.
К примеру, восемь лет назад почти половина школ находилась в старых зданиях, а теперь располагается в современных. Они получили инструменты, мебель и специальную технику, пособия 48 наименований, нотные сборники, диски с произведениями отечественных и зарубежных композиторов, а также наглядные материалы. Благодаря соз­данным условиям число детей, посещающих школы музыки и искусства, выросло с 2008-года более чем в полтора раза.

Сформирована новая сеть дет­ских центров «Баркамол авлод». Теперь в стране действуют 211 современных учреждений с 5 тыс.  кружков по направлениям художественного и технического творчества, экологии и краеведения. Их посещают 114 тыс. мальчиков и девочек, а еще почти 3 млн ребят занимаются в 150 тыс. кружков при школах.

Пропаганде активного образа жизни и оздоровлению подрастающего поколения служит деятельность Фонда развития детского спорта, открытого по инициативе Первого Президента Ислама Каримова. До обретения независимости профильные объекты в системе народного образования можно было пересчитать по пальцам, а теперь их  2178. Создана единая система трехэтапных массовых соревнований «Умид нихоллари», «Баркамол авлод» и Универсиада, привлекшая внимание многих зарубежных специалистов. Как итог, число юных атлетов в 2003–016 гг. выросло с 20,4 до 57,2% от общего количества детей. При этом доля девочек увеличилась с 16,4 до 46,9%.

Все это способствует тому, что наши дети все громче заявляют о себе на международной арене. Меньше месяца назад сборная нашей страны завоевала второе место на Международном математическом конкурсе в Таиланде. В число лауреатов вошли ученики седьмых классов Элдор Нейматов и Шахбоз Хасанов из Бухарской и Кашкадарьинской областей. Не менее плодотворным был и нынешний год. На  международном математическом турнире Thailand International Mathematics Competition наши школьники завоевали  две бронзовые медали, две грамоты и кубок TIMC.  Юные жители столицы Жавохир и Исломбек Синдаровы стали золотым и бронзовым призерами X чемпионата мира по шахматам среди школьников в Бразилии,  в этом году они признаны абсолютными лидерами в своих возрастных группах на чемпионате Узбекистана. На престижных ХIII международном музыкальном конкурсе «Читта ди Пезаро» и XXVI Всемирном смотре молодых исполнителей «Читта ди Барлетта» Иззатилла Ташкенбаев, Мухлиса Алишерова и другие наши юные таланты удостоились трех первых мест, четырех – вторых и двух  – третьих. Можно назвать еще десятки детей, которые достойно представляют Узбекистан на самых авторитетных конкурсах.

Не менее высокие результаты показывают и учащиеся средних специальных, профессиональныхз учреждений.  С одной серебряной и двумя бронзовыми медалями наши представители вернулись с Международной олимпиады по химии и одной бронзовой с Международной олимпиады по математике,  заявили о себе как достойных конкурентах на международных олимпиадах по физике, информатики и биологии.

Профессия - каждому

В этом году в плановом порядке при подготовке к новому учебному году ремонт и реконструкция прошли в около 300 учреждениях среднего специального, профессионального образования. В корне меняется и качество преподавания. Проведена масштабная работа по внедрению передовых педагогических технологий способствующих выработки у учащихся навыков самостоятельной работы.

Приоритетное внимание уделяется учебным мастерским. В этом году практически завершена работа по их строительству и оснащению  в колледжах, которые ранее не имели надлежащих условия для привития учащимся практических навыков.  Современные учебные мастерские оснащены новейшим производственно –учебным оборудованием. На базе мастерских многих колледжей в целях улучшения подготовки специалистов организовано производство товаров и оказание услуг населению.

Существенно повысился статус мастера производственного обучения. Сегодня их зарплаты подняты на уровень преподавателей.  Предприняты меры, чтобы все мастера учебного производства, не имеющие педагогического образования, смогли пройти соответствующую подготовку. Это позволило в несколько раз повысить качество проведения занятий в учебных мастерских.

Решен вопрос с обеспечением  мастерских расходными материалами.

 

На высшем уровне

Пять лет назад была утверждена Программа модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011–2016 годы. Она стала важным документом, определяющим дальнейшие пути реализации Национальной программы по подготовке кадров.

Существенно были увеличены объемы ремонтно-строительных работ. Изначально за счет созданного Фонда развития материально-технической базы вузов планировались реконструкция и ремонт 11 вузов. Однако, после  принятия программы по совершенствованию системы изучения иностранных языков список пополнился Узбекским государственным университетом мировых языков. Создали Ташкентский государственный стоматологический институт – строительство зданий для нового вуза тоже стало задачей фонда.

При реализации программы большое внимание было уделено дальнейшему украшению материально-технической базы учебных лабораторий, созданию новых научно-исследовательски лабораторий, интеграции образования, науки и практики. При этом в центре внимания всегда остался преподаватель.

Чтобы поднять уровень высшего образования до уровня ведущих зарубежных университетов и институтов, пересмотрели  систему переподготовки и повышения квалификации на основе опыта зарубежных специалистов. Совместно с ними  разработаны учебные планы и программы по приоритетным направлениям переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров.  В отраслевые центры при базовых высших учебных заведениях на должность заместителей директоров приглашены 15 преподавателей Республики  Корея, Италии, Австрии, Японии, США, Испании, Франции и других. 

 

С научным подходом

Переход на одноступенчатую систему подготовки кадров высшей квалификации способствовал усилению роли магистратуры в  подготовке научных и научно-педагогических кадров. Он предопределил дополнительный комплекс мероприятий по дальнейшему совершенствованию программ и подходов к преподаванию в магистратуре. Магистратура сформировалась как важный этап подготовки молодежи к проведению научных исследований.

Пересмотрен конкурсный отбор желающих продолжить обучение в институте старших научных сотрудников-соискателей и соискателей на ученую степень доктора наук. Сегодня важное значение имеет не только уровень знаний, но и кругозор, знание истории, владение иностранными языками будущим ученым.

            Обучение в магистратуре и институте старших научных сотрудников-соискателей всецело направлено на подготовку юношей и девушек к научно-педагогической деятельности. Для этого снижена нагрузка на преподавателей магистратуры, студентам предоставляются лучшие лаборатории для проведения исследований. А с прошлого года Комитет по координации и развитию науки даже стал выделять гранты для старших научных сотрудников региональных центров подготовки кадров высшей квалификации, чтобы они  могли проводить  исследования в ведущих лабораториях страны.

            Сделано это не случайно. Ведь сегодня перед защитой докторской диссертации надо предоставить в комиссию акт о внедрении научной разработки в практику. И созданные условия позволяют будущим молодым ученым готовить конкурентоспособные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Подпишитесь на рассылку Будьте в курсе всех новостей